Найти в Дзене
Белорус и Я

С ручкой и блокнотом он ворвался на подводную лодку. Героическая самоволка Алексея Петрова

Оглавление
Мы, газетчики, как-то мало пишем о своих собратьях по перу. Не принято. Забываем порой и то, что благодаря журналистам военной поры мы сегодня можем знать подробности той или иной операции.

Дневник с неожиданным эпилогом

«К-22» на ходу. Снимок сделан с площадки носового 45-мм орудия.
«К-22» на ходу. Снимок сделан с площадки носового 45-мм орудия.

«Флотские газетчики работали не за страх, а за совесть,- писал знаменитый подводник Герой Советского Союза вице-адмирал Григорий Щедрин. - Они ходили в боевые походы, а когда это не удавалось, умели без шума и незаметно для участников боя «организовать» о них материал. Например, у нас на подводном соединении частым и желанным гостем был корреспондент газеты «Красный флот» Алексей Петров. Он участвовал в походах гвардейской «К- 22». Всегда встречал каждую возвращающуюся с моря подводную лодку. Как правило, утром его материал мы уже читали в газете».

Во время своей службы на Севере я долго разыскивал дневник военного корреспондента Алексея Петрова. И наконец удача улыбнулась. Дневник – это телефонная книга в твердом переплете, на обложке которой красным карандашом обозначено № 3. На первой странице надпись: «Дневник военного похода подводной лодки «К-22». Март - апрель 1942 год. Баренцево море».

-2

Записи в дневнике - своеобразный учебник для газетчиков, как надо работать в море. Вот лишь некоторые эпизоды из дневника.

«20 марта.

Встал в 7 часов. Тихое зимнее утро. Весной и не пахнет. Она где-то далеко на юге. Небо покрыто серыми тучами. Местами разрывы - прозрачно-голубые озерки. Подводный крейсер плавно отходит от пирса. Горизонт чернеет и чернеет. Ветер усиливается. Падает редкий мелкий снег. Стороной проходят снежные заряды.

... Командир лодки, попыхивая тяжелой трубкой, озорно щурит глаза и чему-то улыбается.

- Был однажды смешной случай со мной, – говорит он, не вынимая трубки изо рта, – Это было на Балтике. Служил я на линкоре…

Котельников круто повернул голову в сторону рулевого. Суровая тень пробежала по лицу. Он что-то заметил неладное в действиях своего помощника.

- Старпом! Куда разогнал?! Не видишь, берег под носом?! Боцман! Лево руля!»

Командир первого дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников. Фото: bgforum.ru
Командир первого дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников. Фото: bgforum.ru
Из архива:
Виктор Николаевич Котельников, с мая 1941 года командир подводного крейсера «К- 22». В декабре 1941 года лодка Котельникова потопила два транспорта противника, на минах, поставленных К- 22, подорвался еще один. В январе 1942 года экипаж Котельникова потопил еще два транспортника и сторожевик. Котельников был награжден орденом Ленина. Через два месяца он был награжден орденом Красного Знамени. В конце 1942 года Котельников стал командиром дивизиона подводных лодок. В феврале 1943 года капитан 1 ранга Котельников погиб в море вместе с экипажем К- 22. В мире подводников Котельников был такой же яркой и значительной фигурой как Магомет Гаджиев. Старейший североморец, опытнейший моряк, прославившийся еще до войны своим походом в высокие широты, на встречу с папанинской льдиной, матер торпедных атак, великолепный воспитатель

.«..Быстро успокоившись, командир весело блестит глазами и продолжает начатый разговор: «Однажды ночью иду по палубе линкора, а в руках посуда у меня. Темно, ног своих не видно. Какой-то рассеянный кочегар забыл задраить горловину, и я вместе с посудой провалился в угольную яму. Ха- ха - ха!»

Вспомнив свой полет в яму, командир заразительно смеется. Хотя из утробы линкора тогда извлекли его сильно помятым и без памяти.

Лодка кружит в Кольском заливе. Сигнальщик - высокий краснофлотец, одетый в черную шубу и черную ушанку. Круто задирает голову, пытливо всматриваясь в хмурое небо: «Нет ли там чего?» Комендоры возятся с пушками. Застыла смазка, и плохо работают замки.

Матрос-сигнальщик советской подводной лодки "Щука" V серии подает сигналы флажным семафором.  Тихоокеанский флот
Матрос-сигнальщик советской подводной лодки "Щука" V серии подает сигналы флажным семафором. Тихоокеанский флот

Сегодня наблюдал, как выглядят прибрежные скалы, когда небо покрыто серыми тучами (редкие разрывы), и солнца не видно. Лишь лучи его( прошедшие через строй облаков) озаряют землю. Там, где упали солнечные лучи, снег отливает солнцем. На расстоянии 25 -30 кабельтов люди на берегу (на снегу) заметны хорошо - черные толстые палочки.

Обед: зеленый борщ (кто-то назвал Весна), (консервированный щавель), лапша с мясом, чай (канадский желтоватый, сухое молоко - наше), компот (консервированные фрукты). Паек еще не походный.

Обед в кают-кампании «К-22». Крайний справа командир подлодки В.Н. Котельников, рядом с ним военком Л.Н. Герасимов; в центре, с вилкой в руке, штурман В.П. Чурипа.
Обед в кают-кампании «К-22». Крайний справа командир подлодки В.Н. Котельников, рядом с ним военком Л.Н. Герасимов; в центре, с вилкой в руке, штурман В.П. Чурипа.

21 марта.

Погода пасмурная. Налетают снежные заряды. Лодка вышла в залив на глубоководное погружение. Затем пойдет на мерную милю. Личный состав деловито хлопочет у механизмов, тщательно готовя их к длительному боевому походу.

Сон командира-подводника

В море для сна нет времени. Командир день и ночь находится в боевой рубке. Подняв меховой воротник реглана, иногда прикорнет сидя. Нервы напряжены. Каждый оклик, команда тревожат его недолгий сон. Услышав голос, он вздрагивает, чуть-чуть приоткрывает покрасневшие веки и вновь опускает голову на грудь. 2-3 часа в сутки - вот каким временем располагает командир лодки для отдыха.

Котельников (капитан 2 ранга) рассказывает:

- Однажды прикорнул я в боевой рубке и вижу интересный сон: идут по морю два больших монитора противника, а вслед за ними караван транспортов.

- Срочное погружение! - командую.

- Отставить срочное погружение! - слышу голос своего вахтенного командира и сразу просыпаюсь. Вот до чего изматывает море. Теряются грани между сном и явью. Спишь мало, и тебе все вражеские корабли снятся. «Срочное погружение», - я скомандовал громко в тот момент, когда лодка шла под перископом... (то есть, уже под водой В.Ч.)

-6

Разговор на мостике

Боцман - краснофлотцу: «Неужели аккуратнее не можешь цигарку свернуть? Смотри, табак на палубу сыплется».

Краснофлотец: «Сейчас на погружение пойдем, водой смоет».

Боцман: «Сорить не надо, тогда и смывать нечего будет». (Боцманский глаз не терпит грязи).

Короткие заметки

1. Налетел заряд. Белая занавесь окружила лодку со всех сторон, и казалось, что она находится на черном блюдечке.

2. За кормой лодки бледно-зеленый шлейф, увитый кружевами пены.

3. Командир лодки в любую погоду выходит на мостик в фуражке, воротник реглана поднят. Хмурится – заряд видимость ухудшает.

26. III.

Сегодня уходим в поход. Бушует ветер. В бухте мечется мелкий снег.

Подводная лодка Северного флота К-22 в море.
Подводная лодка Северного флота К-22 в море.

Комиссар

Герасимов – подвижный, энергичный человек. Вырос и возмужал в Ленинграде среди заводской молодежи. Любит играть на пианино, петь, танцевать. По специальности – токарь. Страсть к металлическим изделиям. К инструментам. Моложавое лицо выбрито, всегда опрятен, свеж.

Черты характера. Лодка готовилась к переходу (Архангельск – Полярное), мастерская задерживала изготовление четырех деталей. Комиссар пришел в мастерскую, и ему сказали, что заказ будет выполнен только на другой день. Но время не ждет, Герасимов встал к токарному станку. Лодка в назначенный срок вышла в море.

Командир

Командир первого дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников
Командир первого дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Виктор Николаевич Котельников

На берегу мы с ним называли друг друга - Витя, Леша. На лодке, в походе, в присутствии личного состава и даже наедине мы с ним относимся друг к другу официально. Котельников в море суровый, в нем чувствуется большая сила и власть. Я слышал разговор на мостике: «Никто так не умеет швартоваться, как наш командир». В голосе краснофлотца звучали нотки гордости и одобрения.

О чем разговаривали командиры боевых частей перед выходом в боевой поход

Молоденький лейтенант с «малышки» весело рассказывает, как в первые дни войны привыкал к боевой жизни.

...Возьмешь, бывало, шубу и спишь на мостике. Здесь же, на мостике, сигнальщик бодрствует, а один краснофлотец у пушки дежурит. Все трое ждем самолетов противника. Справа от нас (когда стояли в базе) была расположена огневая точка. Бывало, войдешь в азарт и палишь из пушки по самолетам противника. Потом опомнишься и смотришь, как наши с огневой точки, что на сопке, шапками машут. А машут они не зря. Наши снаряды взлетают у них над самой головой.

Командир торпедной группы подводной лодки К-22 старший лейтенант Григорий Мефодьевич Тищенко (1918—1943) у носового 45-мм орудия. 1942 г.
Командир торпедной группы подводной лодки К-22 старший лейтенант Григорий Мефодьевич Тищенко (1918—1943) у носового 45-мм орудия. 1942 г.

Три степени качки:

Первая - человек боится, что он умрет. Вторая - человек удивляется, что он жив. Третья - человек хочет умереть, но остается жить.

Лодка уходит в океан

26 марта 1942 года. Сильный ветер гуляет по небольшому заливу. Падает снег. Небо мутное, низкое. На катере прибыли командир и комиссар соединения. Ставят боевую задачу. В 19 часов уходят. Все торопятся. На прощальный ужин пришли командиры других лодок. По-флотски прощальная, напутственная чарка. Кто-то поднял над стаканом руку и показывает четыре пальца:

- Четыре немецких корабля на дно пустить.

Прощались, целовались, жали друг другу руки. Лодка отошла от борта «Умбы». На соседних кораблях подняты сигналы: «Желаем счастливого плавания»... Курс «0». Мы идем к вражеским берегам.

27 марта.

Пасмурно, ветер 6-7 баллов. Временами проглядывает солнышко. Погрузились. Лодка быстро пошла вниз с очень большим дифферентом на нос. Приблизились к вражеским берегам, шли на глубине 15 метров. Ночью всплыли. Это наша позиция.

Подводная лодка "К-22" на ходу.
Подводная лодка "К-22" на ходу.

28 марта.

Погрузились в 5 утра. Ходим на глубине вблизи вражеских берегов... Акустик прислушивается к морским шумам, где-то рядом на полном ходу промчался вражеский миноносец, затем донеслись шумы винтов охотников. Их было четыре. Катера-«охотники» взяли нашу лодку в квадрат и преследовали ее целый день, сбросив в море 74 глубинные бомбы.

Разрывы бомб хорошо слышны в отсеках. Впечатление такое, как будто кто-то стучит огромной кувалдой по стальному телу подводной лодки. Удары то сильнее, то слабее, в зависимости от расстояния, на котором сброшены бомбы. Приказано соблюдать осторожность. Люди мягко ступают по настилу отсеков, обутые в мягкую обувь - валенки...

В первый раз слышу разрывы бомб. Временами мне становится жутко...»

Как погибла «Щука»

9 апреля.

«В 6 часов утра шифровальщик краснофлотец Клепиков подал командиру радиограмму: «Фиорде Н. подорвалась на мине «Щ- 421» (Краснознаменная) Немедленно окажите помощь. Отбуксируйте (если возможно). Спасите людей Комфлот» (вольная запись)

Щ-421 под парусом, картина П.П. Павлинова, 1945
Щ-421 под парусом, картина П.П. Павлинова, 1945

Комиссар подлодки старший политрук Герасимов пошел в отсеки. Разъяснил командирам, краснофлотцам обстановку: «перед нами поставлена задача выручить наших товарищей из беды, спасти жизнь наших товарищей, спасти краснознаменный корабль, утопивший 8 фашистских кораблей»

Без лишних слов личный состав принялся готовиться к выполнению сложной задачи. Боцман Кононов готовит аварийный материал, подходящие тросы. Радисты включили радиоприемный передатчик (УКВ)

Дан полный ход. На море высокая волна. Видимость плохая (снежные заряды) Зюйд-остовый ветер. В отсеках разрежение - дизеля поглощают огромные массы воздуха, который со свистом врывается в рубочный люк.

Подводники гадают:

-Там у меня дружок...

- У меня тоже кореш, торпедист

Потерпевшая лодка очень близко от берега, ее могут обнаружить корабли противника.

«К-22» на ходу. Снимок сделан с площадки носового 45-мм орудия.
«К-22» на ходу. Снимок сделан с площадки носового 45-мм орудия.

... Эти строки пишу в тот момент, когда наша лодка полным ходом приближается к берегам противника. С мостика уже видны берега. На лодке боевая готовность номер один.

В 9.45 пришли в точку. Начали поиск. Курс 305 градусов. Подменяют вахтенного командира Сапунова. Он весь мокрый, спешит переодеться.

За морем наблюдают все, кто не на вахте. Даже в боевой рубке у командирского перископа сидит краснофлотец Заикин и непрерывно смотрит в перископ.

- На мостике! Ложимся на курс 91 градус.

У командира лодки на груди на ремне бинокль. Он досадует: - Черт! Лодка где- то рядом, а вот попробуй найди.

- Справа по курсу 20 черная точка!! - кричит сигнальщик с мостика (Кириченко. Старший краснофлотец. Орденоносец)

Командир только что вынул спичку и хотел прикурить. Как козленок подпрыгнул на месте и бросился на мостик.

Звучит его бодрый голос

- Право руля. Курс 110 градусов.

- Быть готовым к срочному погружению (что за точка? Может быть противник?)

В центральном посту эту же команду репетуют по переговорным трубам.

Щ-421 совершила 6 боевых походов, в годы войны ей было засчитано уничтожение 7 судов общим водоизмещением 22 175 брт. Фото: karopka.ru
Щ-421 совершила 6 боевых походов, в годы войны ей было засчитано уничтожение 7 судов общим водоизмещением 22 175 брт. Фото: karopka.ru

Две белые сигнальные ракеты. Одна зеленая - запрос.

Ответ - одна зеленая, две белые. Наши. Идем на сближение.

По отсекам передают:

- Подходим к «Шуке». Швартовую команду наверх.

Я гляжу на «Щуку». Сердце бьется. Бурчу самые ласковые слова. Чуть не плачу.

Черный, высокий в тумане вражеский берег рядом. Лишь бы не заметили. Наша лодка под электромоторами подходит к «Щуке».

11.45. Взяли на буксир «Щ 421». Начали буксировать - буксиры рвутся, в 12.00 завели вторично два буксира. Пробуем двигаться под электромоторами. Аварийная «Щука» не имеет собственного управления. Виляет из стороны в сторону. Буксиры вытягиваются как струны. Дрожат от напряжения. Вырвало кнехт правого борта (у нас).

Вот-вот могут нагрянуть корабли и самолеты противника. Они дома, а мы далеко от своей родной земли.

На борту « Щ -421» Герой Советского Союза Иван Александрович Колышкин. Он вывозил в первый боевой поход молодого командира Видяева».

Колышкин Иван Александрович. Фото: yarwiki.ru
Колышкин Иван Александрович. Фото: yarwiki.ru
Из архива:
Колышкин Иван Александрович, первый Герой Советского Союза среди подводников в годы Великой Отечественной войны. Командовал Краснознаменной ордена Ушакова бригадой подводных лодок.. Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Ушакова, Нахимова, Красной Звезды. После службы на Северном флоте был начальником высшего военно-морского училища подводного плавания. Умер в Москве в 1970 году.

... Показались корабли противника и самолет разведчик. Арттревога. Люди со «Щ-421» прыгают на площадку горизонтального руля нашей лодки, а затем в рубочный люк.

В 13 часов «Щ-421» потоплена торпедой. Одной из кормового аппарата с дистанции 2 кабельт.

Два самолета противника.

Срочное погружение. Глубина 22 метра. Радист из-за этого принял только начало поступающей в наш адрес радиограммы...

Заметки из вахтенного журнала «Щ -421»

8 апреля 1942 г.

20.54. Взрыв под кормой. Всплытие. Пущен правый дизель на продувание.

21.05 Остановлено продувание. Не подает и масло.

21.08. Осмотрели лодку после взрыва. Обнаружено: треснута переборка кормовой дифферентный и пропускает воду в 7-й отсек. Повело торпедные аппараты № 5 в 7 отсеке. Через заднюю крышку поступает вода. Повело люк 7-го отсека. В отсек поступает вода. В результате 7 отсек был затоплен до уровня настила.

1-й (торпедный) отсек «К-22». Слева (с секундомером) командир БЧ-2-3 старший лейтенант Г.И. Сапунов. 1942 г.
1-й (торпедный) отсек «К-22». Слева (с секундомером) командир БЧ-2-3 старший лейтенант Г.И. Сапунов. 1942 г.

Осмотрели лодку снаружи. Обнаружено: весь мостик имеет крупную вмятину, сорван барбет с правого борта у кормового орудия. Сорвана дверь с ... (непонятно, В.Г.) и выбиты все стекла. Перископ, поперечную крышку крепления антенны оторвало. Рубочный люк повело и он неплотно закрывается. Кормовая часть палубы имеет большие вмятины и оторван кусок корпуса, в районе 71 -72 шпангоута видна трещина прочного корпуса длинной 500 мм, через которую в трюм 7- го отсека поступает вода.

Сделали паруса из брезента и подняли на носовом и кормовом перископе (вынесло из фиорда в открытое море миль на 6-7)...

Заметки о «Щ -421»

Командир БЧ -5 т. Славинский последним пришел с лодки. Он спустился вниз, обошел все отсеки - не осталось ли кого? Потом молчаливый и грустный постоял на мостике. Лицо желтое, состарилось, черные упрямые брови дугой опустились над впалыми глазницами.

Помощник командира лодки Каутский заносил в вахтенный журнал все события, происшедшие на его погибающем корабле.

Иван Александрович Колышкин не хотел уходить с обреченной на гибель лодки. Он одиноко стоял на мостике:

- Я остаюсь!

- Именем Военного совета прошу вас покинуть корабль, - кричал с мостика Котельников, - мне приказано спасти всех людей. Лодку уничтожить, не подвергайте нас опасности.

Колышкин колебался. Затем нехотя пошел на нос и, как мальчик, прыгнул на площадку горизонтального руля.

В отсеке «К-22».
В отсеке «К-22».

Торпеда вышла из кормового аппарата. Пенный след связал «К- 22» с «Щ -421». Столб воды. Клуб дыма, осколки. Дым рассеялся, и корабля уже не было. Колышкин снял шапку, и слезы потекли по потемневшему от горя лицу. Шапки сняли и все остальные, находящиеся на мостике.

Спустились в отсек. Иван Александрович Колышкин закрылся в каюте с командиром и долго сидел, понурив голову. Грустно вздыхал...

Командир «Щ-421» – Видяев. Лучистые, сияющие глаза. Он молодой, здоровый. Лицо задорное, мальчишеское.

Из архива:
Федор Алексеевич Видяев, знаменитый североморский подводник.. По отзыву командующего Северным флотом в годы войны адмирала А. Головко - общий любимец, самоотверженный. скромный человек, бескорыстный, верный товарищ. До лета 1943 года провел в море триста дней. Погиб в море вместе с экипажем « Щ- 422». Именем Видяева назван населенный пункт в Мурманской области
-17

10 апреля.

Полный штиль. Показались родные берега. Командир носового орудия Абашев и все артиллеристы хлопочут у пушки, готовятся дать салют в честь победы над врагом. Над гаванью гремят три артиллерийских выстрела (за нашу лодку 2 – транспорт и сторожевик). За «Щ-421» 1 – (транспорт, водоизмещением около 6 тысяч тонн). Подходим к пирсу. На берегу командиры. краснофлотцы, командование флота и соединения. Командир « К -22» отдает рапорт о выполнении боевой задачи

Сообщили приятную новость - лодка гвардейская!»

-18

***

Пока хватит. Чтобы опубликовать все записи, которые ежедневно вел флотский корреспондент, не хватит нескольких газетных полос.

Добавлю лишь запись, которая объясняет, почему материал, собранный в дневнике, Петров так и не смог использовать в те далекие дни. Вот она:

«10 апреля. Только сошел на пирс, и мне сообщили очень неприятную новость. Это самое тяжелое наказание, которое я испытал в своей жизни. За что только? Вот этого я никак не пойму!».

Что же за неприятная новость? Что за тяжелое наказание понес газетчик в день возвращения «К-22» из боевого похода?

Ответ на эти вопросы я нашел в воспоминаниях товарищей Алексея Петрова.

Старший политрук Алексей Петров с начала войны несколько раз обращался к начальнику корсети «Красного флота» Когтеву и редактору с просьбой разрешить выйти в боевой поход на подводной лодке. Разрешение не последовало. Несколько позже, в марте 1942 года, уже не ставя об этом в известность своих начальников, ушел таки в море с Котельниковым.

Подводная лодка «К-22».
Подводная лодка «К-22».

Руководство «Красного флота» оценило этот поступок жестко, последовал приказ: старшего политрука Петрова переаттестовать в интенданты со снижением в звании на одну ступень и направить в распоряжение Северного флота. Петров, как видно из дневника, был обижен столь суровым наказанием, но выводы, достойные военного человека, сделал: «Приказ исполнится. Буду работать лучше».

Подводники пригрели «опального» корреспондента. Добились награждения его орденом и временно пристроили в свою многотиражную газету. А с конца 1942 года Алексей Петров стал спецкором газеты Северного флота «Краснофлотец»

Уволившись в запас в звании капитана 2 ранга, Алексей Иванович Петров остался в родной газете, работал в отделе писем. В 1963 году, находясь в отпуске, в возрасте всего 51 год скоропостижно скончался.

-20

Валерий ГРОМАК, капитан 1-го ранга, Калининград

Фото: wikipedia.org

© "Белорус и Я", 2024

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы нашего канала на тему Великая Отечественная война вы можете увидеть здесь:

Великая Отечественная война | Белорус и Я | Дзен

Топ-3

76 лет назад нацисты превратили генерала Дмитрия КАРБЫШЕВА в ледяную глыбу
Белорус и Я
19 февраля 2021