Когда мы вспоминаем Великую Отечественную, это всегда связано не только с Победой, гордостью и ликованием, но и людским горем. И важно одно с другим не смешивать. Да, эта война нанесла чудовищный, немыслимый урон нашему народу. Но радость Победы, осознание нашей правоты и силы не должны погребаться скорбью – это было бы предательством по отношению к тем, кто кровью добывал эту Победу.
У нас не принято омрачать День Победы. Для этого есть 22 июня – День памяти и скорби.
Один из самый стойких мифов, запущенных во время горбачёвской «перестройки» - это тот, что советское правительство якобы жестоко расправилось с инвалидами войны. Якобы они были сосланы в дома-интернаты, больше напоминавшие концлагеря, не имели права выходить из них, и массово там все умерли от невыносимых условий существования.
Как яркий пример, рассказывают о Валааме, где в стенах бывшего монастыря якобы были заперты и постепенно замучены тысячи инвалидов.
Как доказательство того, что их поставили в положение заключённых, обычно приводят выдержку из доклада министра внутренних дел Круглова от 20 февраля 1954 года:
«Нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов… самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать. Предлагаю преобразовать дома инвалидов и престарелых в дома закрытого типа с особым режимом».
Забывая пояснить, что выселение инвалидов (не всех, а только нищенствующих) произошло в 1950 году. Но и в 1954-м предложение Сергея Круглова так и осталось лишь предложением: никто «особый закрытый режим» для инвалидных домов так и не ввёл.
В конце 40-х годов на улицах городов действительно было много инвалидов. Наследие страшной войны. Они пели и побирались, просили милостыню по вагонам и рынкам. Это массовое нищенство стало серьёзной проблемой. Ну, как же так: на груди ордена, а он возле пивного ларька милостыню и опохмелиться просит. Никуда такое не годится!
Как возникла эта проблема?
Подавляющее большинство инвалидов войны вернулось к семьям, устроились, кто как мог – на те работы, где можно трудиться без руки или ноги. Но немало было и тех, кому некуда было возвращаться: близкие родственники погибли. Или жена уже давно живёт с другим мужиком. Или – человек сам не хотел возвращаться домой калекой.
Кроме того, были и такие, кто потерял не одну руку или ногу, а обе; кто имел другие увечья, не позволяющие работать нигде. Пенсия была скудной. От физических и душевных люди морально ломались, спивались, становились бродягами, опускались до нищенства.
Проблему нужно было решать. Способ придумали такой - всех инвалидов войны, пойманных на попрошайничестве, добровольно-принудительно расселять по домам-интернатам, которые создавались при каждом областном центре. Например, инвалидов из Москвы свозили в закрытый Климовский Покровский монастырь и в Ногинск (Богородск).
Тем, кому возможно – дать ремесло. Безнадёжным и одиноким – дать медицинский уход
Самым «раскрученным», благодаря антисоветской пропаганде, стал Дом инвалидов войны и труда на острове Валаам, открытый в зданиях Спасо-Преображенского монастыря. Там было целое отделение для «самоваров» - так цинично в то время называли людей, потерявших обе руки и ноги.
Вопреки мифу, Валаамский дом инвалидов всесоюзного статуса не имел. Он обслуживал пациентов из Карело-Финской ССР, Ленинградской области и соседних регионов.
Инвалидный дом существовал на Валааме более тридцати лет. Известно количество инвалидов по годам: 1952 – 876, 1953 – 922, 1954 – 973, 1955 – 973, 1956 – 812, 1957 – 691, – и так далее, примерно на одном уровне. Это были очень больные люди, с тяжёлыми ранениями и контузиями, к тому же многие в возрасте. Однако количество смертей в год первое десятилетие было немного – уходило всего 5-6 человек.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду возможность освоить какое-нибудь ремесло, чтобы реабилитировать его для нормальной жизни, отвлечь от алкоголизма и попрошайничества. Кому это было посильно – тех учили на счетоводов, сапожников, портных, слесарей – безногие инвалиды могли вполне такие профессии и ремёсла освоить. Тех, кого можно было подлечить, лечили и выпускали в жизнь, помогая с трудоустройством.
Легендарным стал хор, основанный бывшим матросом Балтийского флота, потерявшим на фронте обе ноги, Васей Петроградским, в доме инвалидов посёлка Горицы Вологодской области.
Он со своей певческой страстью и способностями создал хор «самоваров» – и в этом обрёл новый смысл жизни, перестав быть алкоголиком и попрошайкой. Над стенами старого монастыря, возвышавшегося на крутизне, над пристанью с пароходами внизу раздавались чудесные голоса мощного мужского хора, который существовал до 1957 года – пока не ушёл из жизни моряк-запевала.
На самом деле, никакого «концлагеря» в Горицах, на Валааме, в стенах других монастырей не было. Чем алкоголировать, нищенствовать и спать под забором, уж лучше пусть живут под медицинским надзором и уходом, осваивают какое-нибудь ремесло – такой была позиция властей.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы считаете, правильно ли поступила советская власть?