Найти в Дзене
Эмеральда Эльлин

"Гуттаперчевый мальчик": книжка, фильм. Судьба актера Саши Попова.


Содержание:


1. Книга и фильм. Отзывы как ответы на интересующие вопросы.
2. Актер и его жизнь
3. НАШЛА интересный факт из его жизни ("Советский цирк". Ноябрь 1960)
4. Что известно об актере на сегодняшний день.



Мы выросли, читая классиков: "@user-s... 3 года назад (изменено)
Печальный сюжет. В детстве смотрел его со слезами на глазах, как и "Дети подземелья", "Белый пудель" и ДР."

Сегодня Ютуб любезно предложил мне "Гуттаперчевый мальчик (драма, Владимир Герасимов, 1957 г.)", как будто бы чувствовал, что я уже полвека хочу об этом рассказать! Как хорошо, что успела! Много еще нужно успеть рассказать, поделиться! Фильм можно посмотреть по ссылке или поставлю на сайте. Приятного просмотра!
https://www.youtube.com/watch?v=u46lItVyPSY

"@qw...5466 1 год назад (изменено)
Это было на самом деле? Или придумали этот рассказ?

@user-l...
1 год назад (изменено)
..., возможно, что и правда... Раньше писатели свои идеи и сюжеты часто брали из реальности. Например, Т.Драйзер сюжеты брал из репортажей газет

@arminascher3909
11 месяцев назад (изменено)
Сплошь и рядом. Детей отдавали в люди в работу с 7 лет.

@user-zr9no4mv2v
7 месяцев назад (изменено)
Это же художественное произведение - обобщение, типизация и проч."

Это всё правильно, всё из жизни - книги, фильмы. И обобщения, типизация, сходство, потому и "я где-то слышал об этом", "у нас так же было"... Или "Все вымышлено, совпадение".


"@user-... 3 года назад (изменено)
Беккер - бесчувственный тип, который наплевал на мальчика, что он слабый, сирота, беззащитный".

"@lidijat...ina7438 4 месяца назад
Господин Беккер без страховки не должен был готовить мальчика к цирковому номеру. Девочка Верочка из аристократической семьи сиграла будущего защитника безродных детей, которых приглашают в цирк без гарантии сохранения жизни. Да здравствует такая Вера!"


Странно, что ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ где-то в конце находится (под видео информация):

"По одноименной повести Д.Григоровича. После смерти матери Петя остался круглым сиротой и был отдан в учение к цирковому силачу Беккеру, жестокому и несправедливому человеку. Для Пети потянулись дни горького унижения и изнуряющей работы. Однажды за кулисами цирка мальчик повстречал знаменитого клоуна Эдвардса. Талантливый артист, человек большого и доброго сердца, Эдвардс привязался к Пете. Тайком от Беккера он начинает учить мальчика подлинному цирковому мастерству...

Режиссёр: Герасимов Владимир
В ролях: Федорова Инна (Агриппина), Грибов Алексей, Названов Михаил, Попова (Гардер) Александра (Алла) , Викландт Ольга, Стриженова Марианна, Попов Андрей, Попов Саша, Коваль-Самборский Иван

Наверное, я бы тоже сделала ограничения, п.ч. себя помню, как я долго не могла отходить. До сих пор тянется впечатление "
@user-... 5 месяцев назад (изменено)
Невестка прислала, чтобы внучка семи лет посмотрела. Я была занята, но после просмотра внучка вбежала расстроенная....Я против, чтобы дети семи лет смотрели этот фильм, хотя он гениальный.."

"@armina...3909 11 месяцев назад (изменено)
Мне напомнило трагедию советской гимнастки Елены Мухиной. Тоже сирота. Её бабушка отдала на спортивную гимнастику. Жёсткий тренер, немыслимые трюки, предыдущие травмы. Перед Олимпиадой 80 она упала во время тренировки и сломала шею. Тоже требовали результатов любой ценой, а результат - испорченная в дребезги лежачая жизнь молодой девочки"



Этот отзыв и побудил меня написать об этом мальчике-актере, который снялся в, как мне казалось, единственном фильме. Оказывается: "Отправлено 06 February 2011 - 18:20
Знаете я заинтересовался Александром Поповым и с удивлением и сожалением узнал,что даже на сайте Кино-Театр.ру (где есть информация о многих цирковых снимавшихся в кино) об Александре нет ничего хотя он сыграл в двух фильмах "Гуттаперчевый мальчик" и "Летят журавли".
http://www.kino-teat...ov/28541/works/"

Неприятно, что на странице любимого сайта написано "Дата рождения: 1945". И один фильм. Зато у других целые большие статьи вплодь до актерской династии. А ведь все актеры, практически всех, не играют без каскадеров. А этот мальчик мог бы и роли играть, и каскадером был бы отличным! Даже фамилия его "цирковая", если вспомнить легендарного клоуна Олега Попова.

Но начну с моего впечатления о книге.

Мои родители покупали мне книги, я к этому привыкла и ждала всегда новые. У меня была своя библиотека и это было для меня обычным явлением, что хрустали в серванте, что книги на полках - это было самым типичным явлением для советских детей.

Сначала сказки и сборники сказок, потом посерьезней. Где-то в третьем-четвертом классе мама подарила мне книгу "Гуттаперчивый мальчик". Я сразу же спросила, произнеся слово по слогам, что значит это слово. Она, как и мой отец, очень просто объясняют сложные вещи, сказала: "Очень гибкий человек, как резина. Вот ты умеешь делать мостик, сесть на шпагат, ты почти гуттаперчивая. Вот здесь про такого мальчика, он в цирке работал".

Такая тоненькая книжка, и такая короткая жизнь почти ровесника. Она напоминала мне другую книжку "Каштанку" - цирковую собачку. Почему-то так получается, как книжку про собачку вспомню, впоминаю и этого мальчика. Как у Маяковского В.: "Мы говорим Ленин, подразумеваем — партия, мы говорим партия, подразумеваем — Ленин". Я читала быстро, потому до конца оставалось совсем немного, а я уже прослезилась, а в конце плакала. "Я тоже плакала, когда дочитала", - признавалась мама. И это была самая первая в жизни книга с очень трагическим концом.


Все ходили в цирк посмотреть мальчика: "Оркестр снова заиграл, снова выступили в два ряда красные ливреи. Началось второе отделение.
— Когда же будет гуттаперчевый мальчик? — не переставали спрашивать дети каждый раз, как один выход сменял другой, — когда же он будет?..
— А вот, сейчас..."

История начинается с эпиграфа и про людей, которые ворчали из-за внезапной метели: прохожие и работники цирка - у каждого свои недовольства на явление природ:

"«...Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...»

Метель! Метель!! И как это вдруг! Как неожиданно!! А до того времени стояла прекрасная погода. В полдень слегка морозило; солнце, ослепительно сверкая по снегу и заставляя всех щуриться, прибавляло к веселости и пестроте уличного петербургского населения, праздновавшего пятый день масленицы. Так продолжалось почти до трех часов, до начала сумерек, и вдруг налетела туча, поднялся ветер и снег повалил с такою густотою, что в первые минуты ничего нельзя было разобрать на улице.
Суета и давка особенно чувствовались на площади против цирка. Публика, выходившая после утреннего представления, едва могла пробираться в толпе, валившей с Царицына Луга, где были балаганы. Люди, лошади, сани, кареты — все смешалось. Посреди шума раздавались со всех концов нетерпеливые возгласы, слышались недовольные, ворчливые замечания лиц, застигнутых врасплох метелью. Нашлись даже такие, которые тут же не на шутку рассердились и хорошенько ее выбранили.
К числу последних следует прежде всего причислить распорядителей цирка. И в самом деле, если принять в расчет предстоящее вечернее представление и ожидаемую на него публику, — метель легко могла повредить делуююю"

А в конце:
"Шест колебался из стороны в сторону, и видно было, каких трудов стоило Беккеру продолжать держать его в равновесии.
— Браво!.. браво!.. — раздалось снова в зале.
— Довольно!.. довольно!.. — послышалось в двух-трех местах.
Но крики и аплодисменты наполнили весь цирк, когда мальчик снова показался сидящим на перекладине и послал оттуда поцелуй.
Беккер, не спускавший глаз с мальчика, шепнул снова что-то. Мальчик немедленно перешел к другому упражнению. Придерживаясь на руках, он начал осторожно спускать ноги и ложиться на спину. Теперь предстояла самая трудная штука: следовало сначала лечь на спину, уладиться на перекладине таким образом, чтобы привести ноги в равновесие с головою, и потом вдруг неожиданно сползти на спине назад и повиснуть в воздухе, придерживаясь только на подколенках.
Все шло, однако ж, благополучно. Шест, правда, сильно колебался, но гуттаперчевый мальчик был уже на половине дороги; он заметно перегибался все ниже и ниже и начинал скользить на спине.
— Довольно! Довольно! Не надо! — настойчиво прокричало несколько голосов.
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою...
Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.


В один миг все заволновалось в зале. Часть публики поднялась с мест и зашумела; раздались крики и женский визг; послышались голоса, раздраженно призывавшие доктора. На арене также происходила сумятица; прислуга и клоуны стремительно перескакивали через барьер и тесно обступали Беккера, который вдруг скрылся между ними. Несколько человек подхватили что-то и, пригибаясь, спешно стали выносить к портьере, закрывавшей вход в конюшню.
На арене остался только длинный золоченый шест с железной перекладиной на одном конце.
Оркестр, замолкнувший на минуту, снова вдруг заиграл по данному знаку; на арену выбежало, взвизгивая и кувыркаясь, несколько клоунов; но на них уже не обращали внимания. Публика отовсюду теснилась к выходу.
Несмотря на всеобщую суету, многим бросилась в глаза хорошенькая белокурая девочка в голубой шляпке и мантилье; обвивая руками шею дамы в черном платье и истерически рыдая, она не переставала кричать во весь голос: «Ай, мальчик! мальчик!!»"

-2

Заканчивается очень тяжело: "Все шло, однако ж, благополучно. Шест, правда, сильно колебался, но гуттаперчевый мальчик был уже на половине дороги; он заметно перегибался все ниже и ниже и начинал скользить на спине.
— Довольно! Довольно! Не надо! — настойчиво прокричало несколько голосов.
Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою...
Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену."

-3
-4

И по телевизору показывали и "Каштанку", и про этого гибкого несчастного мальчонку - "По одноименной повести Дмитрия Григоровича. После смерти матери Петя остался круглым сиротой и был отдан в учение к цирковому силачу Беккеру, жестокому и несправедливому человеку. Клоун Эдвардс жалел и любил мальчика, тайком обучал его настоящему цирковому искусству. Но мальчик, напуганный криками Беккера, во время представления сорвался с высоты..." Источник: Кинопоиск https://www.kinopoisk.ru/film/44624/?utm_referrer=www.google.com

Теперь решила поискать о нем сведения сама. Для начала наткнулась вот на это. А в конце будет самое интересное, на мой взгляд - НАШЛА интересный факт из его жизни!

Вопрос:
"Отправлено 06 February 2011 - 04:53
Само слово гуттаперчевый, а сегодня вспомнил исполнителя роли -гуттаперчевого мальчика, Сашу Попова, я с ним был знаком близко, работали вместе в 70 -е. в проге где то полгода, а в г. Суммы довелось жить на одной квартире, жизнь у него действительно была чрезвычайно ГУТТАПЕРЧЕВАЯ, он был несчастет, но добезумия талантливым и добрейшим ЧЕЛОВЕКОМ. Да, собственно, его все так и называли ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ, и партнёры и все работающие в программе. Он знал и необижался. Кучерявый, русый мальчик из спортклуба "динамо". у меня дома есть пара фоток, добавлю на страницу, при наличии. А вообще то, о Саше могли бы сказать дочери Александра Никобадзе, о номере и в котором закончил творческую работу акробата, АЛЕКСАНДР ПОПОВ. Вопрос? Кто и как понимает само слово ГУТТАПЕРЧЕЫЙ? Хорошо -это, или плохо?"

Ответ:
"Отправлено 06 February 2011 - 08:48

Валера, в цирковом понимании "гуттаперчевый" - вполне положительное "звание" :rolleyes: . Это из той же оперы, что "человек-резина", "каучуковый"(варианты: "человек-змея", "человек без костей"). То есть необычайно гибкий акробат. Вспомните знаменитую повесть "Гуттаперчевый мальчик". Определение Даля: "Гуттаперча - упругая, похожая на кожу масса из свернувшегося сока некоторых растений..." Если я не ошибаюсь, то гуттаперчу стали использовать раньше, чем придумали резину."

А теперь я просто скопирую небольшую статью и предлагаю вам ее прочитать:

"Юное пополнение в ГУЦИ

Первого сентября во дворе Государственного училища цирко­вого искусства собралась веселая толпа нарядно одетых девочек и мальчиков — новое пополнение циркового училища.

В этом году в училище впервые за 33 года его существования организована детская группа. В нее принято 60 ребят, окончив­ших 4—5 классов. Создание такой группы продиктовано стремле­нием улучшить подготовку будущих артистов. Раньше в учили­ще поступали юноши и девушки в возрасте 16—20 лет. В эти годы в основном уже заканчивается формирование костно-мышечной системы человека. Из-за этого затрудняется подготовка артистов некоторых спортивно-акробатических жанров. Совершенно другой эффект получается, когда обучение начинается в раннем воз­расте.

Как и чему будут учить вновь принятых? Этому вопросу была посвящена встреча педагогов с будущими воспитанниками.

Пока беседовали с детьми, взрослые, проявляя несвойственное их возрасту любопытство, заглядывали в окна, стремясь услышать, о чем разговаривают с их ребятами. Воспитатели знакомились с каждым из новых воспитанников. Спрашивали, где они живут, что привело их в цирковое училище и не возражают ли родители против их поступления в ГУЦИ. Выяснилось, что большинство из принятых живет в зоне Большой Москвы (в дальнейшем, когда построят интернат, будут приниматься и иногородние). Многие из ребят занимались в детских акробатических кружках при до­мах пионеров и заводских дворцах культуры. А один из посту­пивших — Саша Попов — уже немного приобщился к цирковому искусству. В 1957 году он снимался в кинофильме «Гуттаперче­вый мальчик».

Как непохожи будут занятия ребят в детской группе ГУЦИ на ученичество героя этого фильма — мальчика Пети. Их детство не будет ничем омрачено. Они станут учиться в 5 классе и проходить те же предметы, что и их сверстники в обычной школе. У них будут свой пионерский отряд и свои пионервожатые. Уже на пер­вом году обучения 12 часов в неделю будет посвящено занятиям акробатикой, жонглированием и танцами. Основы циркового искусства им будут преподавать не грубый, невежественный немец Карл Беккер, а опытные, отзывчивые педагоги, в прошлом арти­сты советского цирка...

Беседа окончилась. Ребята отправились в библиотеку учили­ща за учебниками. Тем временем их родители, заняв в классе ме­ста детей, знакомились с преподавателями.

Как они там, наши ребята?

На следующий день начались занятия. Ребята, аккуратно раз­ложив на партах учебники, внимательно слушали учителя. Сиде­ли они тихо: ведь артистом советского цирка может стать только дисциплинированный и грамотный человек.

Когда раздался звонок, ребята выбежали во двор и разговори­лись,

—Я стану акробатом,— мечтательно сказал Витя Грибков.

—А я гимнасткой,— заявила Надя Авидян.

—А ты кем? — спросили Сашу Попова.

—Акробатом-прыгуном.

Конечно, говорить о том, кто из ребят кем станет, еще рано. Это будет зависеть от способностей каждого. Одно несомненно: пройдет семь лет, и застенчивые пятиклассники в красных галстуках и ученической форме превратятся в стройных юношей и девушек. Они получат в ГУЦИ специальное среднее образование, станут артистами советского цирка. А сейчас их ждут годы большой, напряженной учебы.

Сегодня, в первый день занятий, нам хочется пожелать юным воспитанникам ГУЦИ доброго пути.

Занятия начались...

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960 г"
http://ruscircus.ru/arhiv-press/guciyang612

Из отзывов поняла, что он работал акробатом в 60-70 годы.

СССР - 13.01.24

-5
-6