Kagami в Лондоне: посмертный концерт Рюити Сакамото в смешанной реальности до боли прекрасен. Покойный японский композитор продолжает расширять творческие границы, через уникальную инсталляцию
Томас Смит, The Guardian
Хотя в настоящее время нет недостатка в шоу, которые могут похвастаться потрясающими голограммами и дополненной реальностью (чрезвычайно успешный Abba Voyage и голограмма Элвиса), Рюити Сакамото и Kagami с Tin Drum является одним из самых интригующих. Это не искрометная, пьяная ночная тусовка и не погоня голодных наследников за деньгами, а нечто среднее: интенсивное и ослепительное, но в равной степени скорбное и подчеркнуто минималистичное. Велика вероятность, что вы мало что подобное видели раньше или увидите снова.
Знаменитый японский композитор Сакамото умер в марте 2023 года после долгой борьбы с раком. Его память почтили Massive Attack, Джонни Марр и Japan Breakfast, признав подлинную оригинальность в его новаторской работе с Yellow Magic Orchestra, а затем в кино и на авангардной сцене. Прежде чем уйти из жизни, он сотрудничал с цифровыми продюсерами Tin Drum в этом шоу смешанной реальности, премьера которого одновременно была представлена публике на Манчестерском международном фестивале и в Нью-Йорке этим летом, а теперь будет проходить в лондонском Roundhouse в январе этого года.
Kagami, что переводится как зеркало, был снят ближе к концу жизни Сакамото. В беседе с The Guardian Тодд Эккерт из Tin Drum сказал, что новость о том, что рак Сакамото вернулся, пришла в первый день съемок. Несмотря на это, он говорит: «Kagami вообще не предназначен для исторического обзора его карьеры», — говорит Эккерт. — «Это должен быть энергичный снимок». Сакамото высказывает свое мнение в цитате, которая находится у входа в помещение: «На самом деле существую виртуальный я. Этот виртуальный я не старею и буду продолжать играть на пианино годами, десятилетиями, веками».
Kagami награждает тех, кто знаком с его работой, хотя при входе в зал представлен краткий обзор. Есть фотография Сакамото, поднимающего над головой Оскар, получившего награду за лучший оригинальный саундтрек к фильму «Последний император» в 1987 году. Коллекция видеороликов показывает, как Сакамото экспериментирует с полевыми записями, постукивает по предметам в лесу, ловит пузырьки в арктическом ручье или ставит ведро над головой в поисках идеальной алхимии. Его бесконечные поиски теперь продолжаются в этом новом измерении.
Что придает Kagami резонанс, так это интерактивность с технологией и ее предметом. Аудитория сначала выстраивается в круг, что New York Times сравнила с сеансом. Сакамото в высоких очках находится посередине, его черное пианино блестит — вам предлагается прогуляться вокруг исполнителя, наблюдать, как изящно двигаются его руки, а его серебристые волосы падают на лицо. Ожидается, что случайные столкновения с другими зрителями на протяжении 55-минутной продолжительности будут заземляющими, напоминанием о том, кто и что существует на самом деле.
Предварительное визуальное начало создается с каждой композицией, даже если музыка — во многом напоминающая его карантинные сеансы «Playing The Piano» — остается строгой: «Energy Flow» 1999 года, неожиданный хит номер один в его родной Японии, по его словам, является долгожданным изменением темпа. Его самые известные музыкальные темы для фильма 1983 года с Дэвидом Боуи в главной роли «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» и «Последний император» сохраняют свое величие и в сольной форме, но более поздние композиции «Aoneko no Torso» и «Aqua» могут заставить ваши глаза увлажниться, настолько нежна и эмоциональна его игра. Жужжащие звуки в наушниках скроют любой насморк.
Эти моменты музыкального волшебства дополняются визуальными эффектами, которые доводят технологию до предела. Это отсылка к разнообразной среде обитания Сакамото, как естественной, так и городской: падающие листья, танцующие над головой, и капли дождя, падающие в лужу, сменяются фотографиями его родного Токио, проносящегося мимо. Во время исполнения «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» дерево превращается в образ всей планеты, когда звезды окутывают весь зал. Это захватывающий момент, который сохранится еще долго после того, как очки будут сняты. Голос в начале предупреждает, что в проецируемых изображениях могут быть недостатки, но вы редко их ищете или замечаете, такова интенсивность переживания.
Помимо самой музыки и технических возможностей, Kagami приносит моральное облегчение. Знание того, что Сакамото участвовал в проекте в конце своей жизни и открыто заставлял его участников подвергать сомнению достоверность изображений перед ними — а именно его воскрешения — только усиливает этот опыт. Это то, что, возможно, могло бы сработать только у такого неугомонного и изобретательного мастера, как он сам.
«Кагами» Рюичи Сакамото и Tin Drum будет идти в лондонском Roundhouse до 21 января.