На протяжении многих десятилетий рычаги переключения передач не сильно отличались друг от друга по конструкции и месту расположения. Всё зависело в первую очередь от типа коробки передач (механическая или автоматическая). Это стало определяющим фактором при выборе рычагов переключения передач для современных автомобилей.
Долгое время главным отличием было то, что рычаг переключения передач мог располагаться либо между передними сиденьями ("мешалка"/"тяпка"), либо на рулевой колонке ("кочерга"). Связано это было с особенностями механического соединения рычага управления с КПП. Но в наше время автопроизводители могут попробовать что-то новое в области механизмов переключения передач благодаря разработке новых конструктивных решений трансмиссий и распространению электронных технологий (типа ZF shift-by-wire).
Сегодня автоматические трансмиссии имеют схожую конструкцию, но могут существенно отличаться по эксплуатационным характеристикам. За последние годы инженеры разработали множество решений по переключению передач для различных марок автомобилей, которые могут показаться немного непривычными для водителей со стажем. В этой статье мы рассмотрим полёт фантазии создателей селекторов переключения передач в автоматических трансмиссиях. Приятного ознакомления!
Кнопочный селектор передач.
Переключение передач с помощью кнопки стало популярным в современной автоиндустрии. Но на самом деле эта технология была предложена инженерами Chrysler в 1950-х годах прошлого века в качестве экспериментального решения для некоторых моделей автомобилей. В последующие годы другие американские автопроизводители пытались разместить кнопку переключения передач на рулевом колесе. К сожалению, в те годы эта технология не получила большого распространения.
Но недавно эта технология заинтересовала многих инженеров, работающих в крупных автомобилестроительных компаниях. Изначально эту идею подхватили производители дорогих суперкаров и автомобилей класса "люкс". К этой тенденции присоединились такие известные бренды, как Acura, Alfa Romeo, Ferrari, GMC и Honda. На сегодняшний день кнопочными селекторами оснащены также автомобили бренда Hyundai. Данное решение успешно нашло себя в моделях Sonata, Santa Fe и Palisade.
Кнопочные селекторы передач продолжают набирать популярность во всем мире. Многие водители, использующие автоматические коробки передач с кнопочными селекторами, признаются, что такое решение для переключения скоростей гораздо удобнее, хотя и требует некоторого времени для привыкания. Поэтому вполне возможно, что такой подход к переключению передач в автоматических трансмиссиях станет основным для всей автомобильной промышленности.
Рычаги переключения передач с уклоном в компьютерную тематику.
Начиная со второго поколения гибридного автомобиля Toyota Prius, инженеры начали экспериментировать с формой рычагов переключения передач в автоматических трансмиссиях. Например, в моду вошло устанавливать мини-рычаги переключения передач ("джойстики") вместо рычагов обычного размера. Это стало возможным благодаря электронным системам, которые отвечают за переключение передач в современных автоматических трансмиссиях. Подобное решение реализовано в Nissan Leaf, где рычаг похож на компьютерную мышь.
Рычаг переключения передач в виде джойстика стал популярен с момента своего первого появления на автомобилях BMW. Наибольшее внимание это решение привлекло после выхода нового поколения 5-й серии. В результате "псевдомеханические" рычаги переключения передач стали набирать популярность во всем мире. Например, General Motors (GM) также оснастила такими переключателями некоторые свои автомобили (Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV). Чуть позднее, к данному решению исполнения рычагов КПП подключилась и Audi.
Поворотный селектор передач ("шайба").
Возможно, вы удивитесь, но этот тип переключателя передач тоже был разработан очень давно. Ещё в 1950-х годах прошлого века это решение получило название "Dial-A-Gear". Сначала этот поворотный селектор использовался в классических моделях Jaguar XF. Как и в случае с кнопочным селектором, в те годы это решение не было полностью интегрировано в систему переключения передач. Но сегодня, в условиях жёсткой конкуренции, автопроизводители стараются придать дизайну своих автомобилей более изысканный вид, и поворотные селекторы переключения передач оказываются самым лучшим решением в современных авто.
В некоторых эксклюзивных автомобилях класса "люкс" такие поворотные селекторы не только переключают передачи, но и играют роль дорогого украшения интерьера. Например, в некоторых роскошных автомобилях такие селекторы передач изготавливаются из драгоценных металлов и инкрустируются бриллиантами.
Однако, ситуация на автомобильном рынке диктует свои условия, и с учётом роста популярности китайских автомобилей, а также условий жесточайшей конкуренции — поворотные селекторы стали фишкой многих китайских авто. Подобное решение можно встретить в автомобилях Haval Jolion, Chery Exeed и других.
Ручка переключения передач (переключатель скоростей) на рулевой колонке.
Mercedes-Benz стал одним из немногих автопроизводителей в 21 веке (за исключением всё тех же GM), который массово оснащал все свои автомобили переключателями передач на рулевой колонке для автоматических трансмиссий. По внешнему виду эта ручка переключения передач может напоминать технологию, которая использовалась в 50-80-х годах прошлого века (особенно в США). Но, в отличие от старых переключателей на рулевой колонке, решение Mercedes имеет ряд особенностей. Прежде всего, переключатель скоростей Mercedes имеет гораздо меньшие размеры. По размерам он равен ручке переключения боковых мигалок или щёток стеклоочистителя.
Кроме того, современные переключатели передач остаются на месте при выборе режима автоматической трансмиссии, то есть переключатель не переключает скорости механически, а делает это с помощью электроники. Таким образом, водителю не нужно двигать переключатель скоростей, чтобы выбрать нужную скорость, а достаточно выбрать ее на экране. В наши дни представители Mercedes Benz всё же предпочитают классические варианты селекторов переключения передач в своих авто, однако решение установки ручки КПП на рулевой колонке также имеет место быть на некоторых моделях.
Уникальный переключатель передач (селектор привода) в BMW i3.
Электромобиль BMW i3 обладает уникальной технологией переключения передач, которую нельзя встретить ни в одном другом автомобиле. Этот необычный переключатель установлен на рулевой колонке электромобиля под определённым углом. Селектор привода может поворачиваться в разные стороны, что позволяет водителю выбирать нужную передачу. Скорее всего, такой дизайн переключателя передач в BMW i3 остался от концепт-кара, который был представлен задолго до появления серийной версии BMW i3. Инженеры BMW решили оставить этот футуристический переключатель скоростей как часть необычного дизайна интерьера для серийного автомобиля.
Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!
Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.
Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.
Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).
Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/