Евангельское движение в России представляет собой уникальный и неповторимый продукт народного богоискания. Широко распространенное представление о том, что евангельские христиане возникли вследствие западного миссионерства, действительности не соответствует. Российский протестантизм есть самобытное, имеющее глубокие русские корни, явление.
Духовные поиски
Решающим фактором, который, на мой взгляд, обусловил появление евангельских христиан, стал перевод Библии на разговорный русский язык, начатый в 1813 году, законченный в 1877 году. Перевод Евангелий увидел свет в 1822 году. Слово Божье, которое распространялось в народе, не могло не вызвать изменений в духовной сфере. К деятельности распространителей Священного Писания следует добавить негодование, вызванное низким моральным уровнем служителей русской православной церкви. По оценке самих православных иерархов того времени, духовная жизнь приходов переживала глубокий упадок. Как пишет епископ Арсений Рождественский, она «выражалась во внешнем исполнении предписаний церкви, в произнесении слов молитвы, часто бессвязных, в присутствии на богослужениях без понимания высокого значения их, без всякого знания начала христианского учения». Главным пороком как прихожан, так и священников являлось пьянство. Эти факторы и обусловили начало евангельского пробуждения в России во второй половине XIX века.
Необходимо отметить, что процесс поиска истины не прекращался никогда. От официальной православной церкви постоянно откалывались различные группы, недовольные существующим порядком вещей. Это старообрядцы, духоборы, молокане, хлысты, скопцы и некоторые другие. Зачастую они подходили в своих поисках очень близко к Истине, например, молокане, которые признавали только то, что написано в Библии, и все обряды (в том числе крещение и евхаристию) истолковывали духовно, отвергая всякие ритуалы. Молокане широко распространились по губерниям Центральной России, Украины, Кавказа. Именно выходцы из молокан были в числе первых христиан евангельского толка на Кавказе и Украине. Весьма знаменательно, на мой взгляд, то, что в России практически одновременно вспыхнуло три независимых очага духовного пробуждения: на Украине, Кавказе и в Санкт-Петербурге. Следует немного рассказать о каждом из них.
Кавказ
Евангельское движение на Кавказе началось в среде молокан исключительно под влиянием Синодального перевода Библии. В результате появились «водные молокане», то есть те, которые признавали водное крещение и Вечерю Господню. Один из молокан, Никита Исаевич Воронин (1840-1905), изучая Писание, понял, что спасение возможно только по вере. Он покаялся и стал искать, кто мог бы преподать ему водное крещение. Вскоре Воронин встретился с баптистом Мартином Кальвейтом, который приехал в Тифлис из Литвы. Ночью 20 августа 1867 года Кальвейт крестил Воронина, что положило начало распространению баптизма среди русских, так как до этого на собрания баптистов в Тифлисе приходили только иностранцы. Вскоре Н.И. Воронин крестил многих молокан, и через четыре года в Тифлисе уже существовала большая церковь.
Тифлисская община оказала очень сильное влияние на все баптистское движение в России. Благодаря ее миссионерской деятельности, а также в связи с благосклонным отношением к баптистам со стороны местных православных иерархов (как ни странно это звучит), на Кавказе к концу XX века образовалось довольно много баптистских церквей.
Украина
Одна из самых ранних евангельских групп появилась в деревне Основа Херсонской губернии. Первым украинским баптистом считается крестьянин Онищенко. По его собственному свидетельству, долгие годы он посвятил религиозным исканиям: «Я был прежде, как свинья, хуже даже скота, … однажды молился на поле, я плакал, я кричал: «Господи, вразуми меня, исправь меня!» Не знаю кто – я этого не видел, – точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, и стал я свободный и узнал Бога». Вскоре после этого события Онищенко сблизился со штундистами, так называли движение пробуждения среди лютеран и меннонитов. В 1852 году Онищенко принял водное крещение. Вернувшись в Основу, Онищенко поделился новыми взглядами с Михаилом Ратушным, которого обучал грамоте. В 1860 году Ратушный пережил обращение и стал проповедовать необходимость рождения свыше. Через несколько лет, в 1865 году, в деревне Основа возникла община численностью около 20 человек. В 1867 году в ней насчитывалось уже 35 семей, а в 1870 году она включала 219 членов. Они не оставляли православной церкви, но собирались на дополнительные собрания, которые проводили, читая Новый Завет, молясь и распевая духовные песни. Однако священники, начав физические расправы, вынудили их пойти на разрыв с православием.
Аналогичные процессы происходили в деревнях Карловке и Любомирке Елисаветградского уезда той же Херсонской губернии. В 1875 году евангельское движение началось в Екатеринославской губернии, а также широко распространилось в Таврической губернии. Здесь, благодаря деятельности Якова Делякова, среди молокан в 1867 году образовалась община евангельских христиан-захаровцев, которая называлась так по имени руководителей – братьев Харитона и Зиновия Захаровых. Их вероучение, очень близкое к баптистскому, отличалось от него тем, что захаровцы допускали крещение детей верующих родителей.
Санкт-Петербург
Здесь евангельское движение охватило высшее общество. Духовное пробуждение произошло под влиянием проповеди лорда Редстока, который в Англии посещал церкви Плимутских братьев (дарбистов). В Россию Редстока пригласила великосветская дама Елизавета Ивановна Черткова, и в 1874 году он приехал в Петербург, где начал проповедовать в роскошных домах петербургской знати. Среди обращенных следует отметить графа М. Корфа, княжну Н. Ливен, графа А. Бобринского и одного из богатейших дворян России Василия Пашкова. После отъезда лорда Редстока из России Корф и Пашков стали проводить в своих дворцах молитвенные собрания, куда приглашали не только знать, но и простых людей. Их активное миссионерское служение привело к обращению многих людей, но никакой организованной общины до середины 80-х годов в Петербурге не существовало. Собрания проходили в свободном стиле, как у дарбистов. Первые крещения совершил Георг Мюллер из Бристоля в 1882 году. Он преподал крещение В. Пашкову, Н. Ливен.
Гонения
Вскоре евангельское движение в России приняло такие масштабы, что правительство обратило на это пристальное внимание, начались гонения. Согласно закону 1883 года, «за распространение своих заблуждений между православными» предусматривалось уголовное преследование. Прежде всего, из страны выслали верующих аристократов. Начались ссылки украинских штундистов. Эти преследования сблизили группы евангельского движения, имевшие различные названия (штундисты, баптисты, евангельские христиане, петербургские верующие, пашковцы и другие), но схожие по догматике и церковной практике. Поэтому вскоре они стали объединяться в союзы и проводить съезды. В апреле 1884 года в Санкт-Петербурге по инициативе В. Пашкова собрался первый съезд представителей различных евангельских групп. На него собралось около 100 делегатов со всей России, но он так и не завершил свою работу: всех его участников арестовали и выслали из Санкт-Петербурга.
В 1894 году стараниями Победоносцева (обер-прокурор Святейшего Синода) издан «всесокрушительный закон» о штундистах и баптистах, в котором они признавались «особо опасными и вредными», а любые их богослужения жестоко карались. Всех последователей русского протестантизма называли злобной кличкой «штунда». С этого времени началась новая волна репрессий.
Благоприятное время
Гонения продолжались до 1905 года, пока не появился закон о веротерпимости, который допускал богослужения инославных вероисповеданий, но наказывал за «совращение из православия». И все же период с 1905 по 1911 годы стал временем относительной свободы и легализации евангельских общин.
После Февральской революции 1917 года всех осужденных по религиозным мотивам амнистировали. Началось время открытой проповеди Евангелия. Особенно широко проявлялась благотворительная и миссионерская деятельность евангельских групп после издания декрета Совета народных комиссаров от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Полученные после Октябрьской революции религиозные свободы вызвали доброжелательное отношение протестантов к новой власти. С 1918 года стали образовываться первые баптистские сельскохозяйственные коммуны, но в начале 20-х годов многих видных руководителей евангельского движения репрессировали, главным образом, за отказ от выполнения воинской повинности. В это же время началось активное движение за объединение всех евангельских групп (особенно евангельских христиан и баптистов) в один союз.
Пятидесятники
В Россию пятидесятническое движение пришло в нескольких формах. Наиболее сильной стала группа, возникшая после проповеди Ивана Ефимовича Воронаева, который прибыл в Одессу в 1921 году. Его настоящее имя – Никита Петрович Черкесов. Начинал он баптистским проповедником в Сибири, затем эмигрировал в Америку в 1911 году. В США он нес пасторское служение в г. Сиэтле. В 1919 году Воронаев, приняв пятидесятническое учение, организовал первую русскую церковь из эмигрантов. Вернувшись в Россию, он начал активную проповедь среди баптистов и евангельских христиан, убеждая их в необходимости знамения иных языков. Его пламенная проповедь и личное обаяние имели большой успех, и в феврале 1922 года в Одессе зарегистрирована первая церковь христиан веры евангельской из бывших баптистов. Воронаев уделял большое внимание чудесам и пророчествам, и новое движение быстро распространялось. В 1926 году в Одессе уже был зарегистрирован первый пятидесятнический союз, а в 1928 году в союз входили 350 общин общей численностью до 17 тысяч членов.
Независимо от «воронаевской» группы в Западной Украине возникло другое пятидесятническое движение под руководством Густава Шмидта. К середине 20-х годов эта группа также объединилась в союз, в который вошли пятидесятники Западной Украины, Белоруссии и Литвы. Союз насчитывал около 500 общин общей численностью до 18 тысяч верующих.
Существовало еще несколько пятидесятнических групп разного вероучения, но они особого успеха не имели.
Репрессии
С 1929 года в СССР началась усиленная антирелигиозная пропаганда. II съезд воинствующих безбожников, состоявшийся в апреле 1929 года, заявлял, что «сектантские организации являются политической агентурой... и военно-шпионскими организациями международной буржуазии». Изменили четвертую статью Конституции РСФСР, которая сводила теперь религиозную свободу только к отправлению культа, но не к распространению своих воззрений. Незамедлительно начались репрессии. В 1929 году арестовали руководителей баптистского, евангельского и пятидесятнического союзов, конфисковали Библии, помещения союзов, закрыли печатные органы. С 1935 года репрессии против евангельских верующих приняли массовый характер. Христиане объявлялись врагами народа, ссылались в лагеря и приговаривались к расстрелу. К 1936 году почти все протестантские общины были сняты с регистрации, а молитвенные дома отобраны, но богослужебные собрания продолжались тайно в частных домах. Как правило, их проводили сестры. Тайно в эти годы совершались крещения и Вечеря Господня.
Оттепель
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, благодаря требованию западных союзников о предоставлении религиозных свобод, советское правительство пошло на некоторые уступки. Из ссылок вернулись оставшиеся в живых руководители общин, и 26-29 октября 1944 года в Москве состоялся съезд представителей нескольких евангельских движений, который принял решение о создании союза ВСЕХБ. В августе 1945 года руководители пятидесятнического союза обратились во ВСЕХБ с просьбой принять их, что и было сделано.
После войны наблюдалась относительная оттепель в отношениях государства и евангельских христиан. Но положение это изменилось в 1959 году, когда было принято на Пленуме ВСЕХБ два роковых для евангельского движения документа: «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ». Запрещалось крестить людей моложе 30 лет; в церкви не допускалась игра на гитаре и т.д. Это вызвало раскол, и из союза вышли те, кто был не согласен с таким положением дел. Они образовали новые, незарегистрированные в госорганах церкви, существующие и по сей день.
Современность
Власти активно вмешивались в дела протестантских общин, пытаясь разделить и поссорить их между собой, что зачастую и удавалось сделать. Это привело к тому, что в послеперестроечный период евангельское движение вошло в виде многочисленных разрозненных групп. К концу XX века на постсоветском пространстве появились три баптистских союза и несколько объединений евангельских христиан. В 1990-1991 годах из ВСЕХБ выделялись пятидесятники и представители других евангельских групп, которые также организовали несколько союзов.
Такова вкратце история евангельского движения в России. Сейчас в стране сложилась уникальная, никогда ранее не существовавшая свобода вероисповедания, и у евангельских христиан есть возможность нести Благую Весть, выполняя Божье поручение: “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие”(Мар.16:15).
Станислав Буланов
Библиография:
Софья Ливен: “Духовное пробуждение в России”, “Свет на востоке”, 1990 г.
“Альманах по истории русского баптизма”, Выпуск 3, “Библия для всех”, С.-Петербург.