Не было в истории христианства более странной и малообъяснимой страницы, чем время крестовых походов. Никогда прежде, да и после те, кто называли себя христианами, не вели себя столь не по-христиански. Однако нам, жителям XXI века, легко с высоты нашего времени выносить оценку прошедшим событиям. Не будем спешить с выводами и предоставим вынесение окончательного вердикта Господу, помня, что Он действует в истории и все происходит по Его изволению, не всегда нам понятному. Божьи пути – не наши пути… Кто знает, как потомки оценят нас?
Прежде, чем говорить о крестовых походах, необходимо небольшое вступление. Во-первых, нужно рассказать о тех, против кого были направлены крестовые походы, то есть о мусульманах.
Исламский мир
Датой рождения ислама считается 622 год нашей эры, когда арабскому купцу Мухаммеду, жившему в Аравии, открылся Аллах. Вокруг пророка объединились последователи новой религии, и в результате завоеваний ислам быстро распространился по территории Ближнего Востока, ранее контролировавшейся христианской Византией. После смерти Мухаммеда все земли, где исповедовался ислам, были объединены и оказались под религиозной и политической властью халифа (приемника пророка). Следует особо отметить, что особенной отличительной чертой исламского мира того времени были великолепные города, в особенности в Сирии и Месопотамии, с устоявшимися традициями, имеющими тысячелетнюю историю. Эти территории были наследниками греческой и римской культуры. Ислам внес свои коррективы в уклад жизни.
Города были похожи один на другой: в центре мечеть и рынок. В столицах были еще дворцы. Густонаселенные и промышленно развитые, города были центрами культуры и торговли. Численность населения некоторых городов насчитывалась сотни тысяч. А Багдад в пору наивысшего расцвета достигал миллиона жителей.
Для сравнения нужно сказать, что Запад являл разительный контраст этому великолепию. Нищета, эпидемии, жестокость царствовали в его жизни. Если на Востоке знать проводила время в ученых беседах и светских встречах, то западная аристократия ценила жестокие развлечения – такие как сражения и рыцарские турниры. Погруженный во тьму и невежество средневековья, Запад только-только начал приобщаться к культуре просвещенного Востока, в основном благодаря развитию торговых отношений и передвижению паломников.
Иерусалим и паломники
Особо следует остановиться на статусе Иерусалима, поскольку это будет играть важную роль в нашем повествовании. К времени начала крестовых походов Иерусалим был под властью ислама. Город этот имеет одновременно святыни трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Про иудаизм и христианство говорить излишне, все знают про Голгофу и Храм, но не всем известно, что пророк Мухаммед был взят от земли Аллахом с храмовой горы и место это весьма почитаемо в мусульманском мире. В настоящее время там находятся мечети Омара и Аль-скала, были они там и в описываемое время. Естественно, подобное расположение святынь в одном месте не могло не вызывать конфликтов между представителями разных религий, ведь христиане совершали путешествие к местам жизни, смерти и воскресения Христа. Они считали, что паломничество на Святую землю принесет им отпущение грехов. Это убеждение добавлялось к целому ряду понятий, которые связывали Иерусалим небесный с Иерусалимом земным. Церковь учила, что, когда наступит конец света, Иерусалим небесный опустится на место Иерусалима земного. Поэтому смерть на Святой земле позволит быть рядом с Христом в день Страшного суда. Паломничество в Иерусалим существенно упростилось после создания приютов на пути следования паломников и приобрело массовый характер: в 1064-1065 гг. почти 12 тысяч человек сопровождали Понтера, епископа города Бамберг, в его походе к святым местам.
Рыцари
Другое понятие, неразрывно связанное с крестовыми походами, – это рыцари и рыцарские ордена. С течением времени развивалось кузнечное дело, менялось искусство ведения боя. Облаченные в кирасу и каску, богатые сеньоры улучшают свое оборонительное и наступательное оружие. Война становится делом профессионалов. Для того, чтобы стать воином, нужно было получить специальную подготовку еще в раннем детстве и иметь средства для приобретения необходимого снаряжения. Появляется новая каста профессиональных воинов.
В XI в. сеньоров и их соратников стали называть рыцарями. Находясь на вершине социальной лестницы, они отличались от других людей привилегиями, поведением и образом мышления. Рыцари составляли особую касту, ревностно сохранявшую наследие своих предков. Главные достоинства рыцаря – храбрость, сила, верность и честь. Образование было не в моде, так как считалось, что оно портит ум рыцаря. В бой они шли большими соединениями – баталиями. Зачастую и служители церкви обладали рыцарскими качествами и участвовали в сражениях вместе с рыцарями. Благодаря григорианской реформе, церкви удалось освободить духовенство от феодального уклада жизни. Некоторые духовные лица добиваются введения «Божьего мира», запрещающего проведение боев в определенные дни. Стремление к преобразованиям проявляется в первую очередь среди черного духовенства (монашества), появляются военно-монашеские ордена: Гранмон, Шартре, Премонтре и Сито. Рыцарь становится героем, который от имени Бога должен защищать людей, имущество церкви, слабых, бедных, вдов и сирот. Высшая цель рыцаря – борьба против неверных.
Первый крестовый поход
В начале XI в. халиф Аль-Хаким, властвовавший на землях, ведущих в Иерусалим, подверг гонениям христиан. Кроме того, захват Иерусалима турками-сельджуками создал новые трудности, и приток паломников на некоторое время прекратился. В ответ Западная церковь выработала идею священной войны, в которой христианский мир представлялся как родина, которую надо защищать от агрессора. Палестина, и в частности Иерусалим, занимали первостепенное место в умах христиан. Идея освобождения христианских святынь от мусульман получила свое воплощение в первом крестовом походе, который был провозглашен на соборе в Клермоне в 1095 году и начался в августе 1096. В нем приняли участие рыцари из Лотарингии во главе с герцогом Готфридом IV Бульонским, из Франции во главе с графами Робертом Норманнским, Робертом Фландрским и Стефаном Блуазским, Раймундом IV Тулузским и из Южной Италии (норманны) во главе с князем Боэмундом Тарентским. Духовным предводителем похода был епископ Адемар из Пюи. С конца 1096 они стали сосредотачиваться в Константинополе. К началу мая отряды крестоносцев переправились через Босфор и в середине месяца совместно с византийцами осадили Никею. Рыцари нанесли поражение армии Кылыч-Арслана I под стенами города.
Государства крестоносцев
В конце июня рыцари выступили в поход на Антиохию. 1 июля они разгромили турков-сельджуков при Дорилее и с большим трудом пройдя через внутренние области Малой Азии (турки использовали тактику выжженной земли), в середине августа достигли Икония. Отбив нападение сельджуков у Ираклии, крестоносцы вступили в Киликию и в октябре, перевалив через хребет Антитавр, вступили в Сирию. 21 октября они осадили Антиохию, однако осада затянулась. В начале 1098 г. отряд рыцарей захватил Эдессу; их предводитель Балдуин Бульонский основал здесь первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Антиохию крестоносцы смогли взять только 2 июня 1098 г.. В сентябре 1098 г. по соглашению между вождями крестоносцев Антиохия была передана во владение Боэмунду Таренскому; таким образом, возникло второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.
Весной 1099 г. они двинулись на Иерусалим, 7 июня 1099 г. они осадили город и 15 июля взяли его штурмом, истребив все нехристианское население. Победители создали Иерусалимское королевство, которое возглавил Готфрид Бульонский с титулом «охранителя Гроба Господня». 12 августа Готфрид разбил войска Фатимидов под Аскалоном, покончив с их господством в Палестине.
В первой четверти XII в. владения крестоносцев продолжали расширяться. В 1101 они захватили Триполи и Кесарию, а в 1104 – Акру. В 1109 было создано графство Триполи, правителем которого стал Бертран. В 1110 пали Бейрут и Сидон, в 1124 – Тир.
В государствах крестоносцев возникли особые духовно-рыцарские ордена, в задачу которых входили борьба с «неверными» и обеспечение условий для паломничества христиан в Святую землю (охрана дорог и святынь, устройство больниц и странноприимных домов). Их члены являлись одновременно монахами и рыцарями. Ордена возглавлялись великими магистрами и капитулами, непосредственно подчинявшимися римскому папе. Первым таким орденом в Палестине стал орден иоаннитов, или госпитальеров. В 1128 оформился орден тамплиеров (храмовники). В 1191 немецкие рыцари основали Тевтонский орден (орден Св. Девы Марии). Эти военно-монашеские ордена сыграют значительную роль в дальнейшем развитии цивилизации. В частности, существующая ныне банковская система была основана тамплиерами.
Два века походов
Своими целями и людскими массами, которые были приведены в движение, Крестовые походы поразили Византию и исламский мир. Они продолжались в течение двух веков, вплоть до 1291 г.. Всего было восемь крестовых походов. К сожалению, объем этой статьи не позволяет дать описание остальных семи. Но двести лет весь западный христианский мир, все население Европы, встает под знамена церкви, чтобы отбить у неприятеля и защитить Святую землю, потому что покоренные народы периодически восставали и свергали власть захватчиков. Это жуткая и кровавая история, в которой были поистине страшные эпизоды. Например, детский крестовый поход, когда десятки тысяч детей неорганизованной толпой двинулись освобождать гроб Господень, поскольку считалось, что только безгрешные дети в силах сделать это. Все они или погибли, или были проданы в рабство. Крестовые походы принесли неисчислимые бедствия народам Ближнего Востока и сопровождались уничтожением материальных и культурных ценностей. Они (особенно 4-й крестовый поход) подорвали силы Византийской империи, тем самым приблизив ее окончательное падение в 1453 г.
Итоги
Крестовые походы закончились неудачей, однако они оказали значительное влияние на дальнейшее развитие цивилизации. Они позволили на определенный период ослабить демографическую, социальную и политическую напряженность в Западной Европе. Это способствовало укреплению королевской власти и созданию национальных централизованных государств во Франции и Англии. Крестовые походы привели к усилению католической церкви: она существенно укрепила свое финансовое положение, расширила сферу своего влияния, создала новые военно-религиозные институты – ордена, сыгравшие важную роль в последующей европейской истории (иоанниты в защите Средиземноморья от турок, тевтонцы в немецкой агрессии в Прибалтике). Папство подтвердило свой статус лидера западно-христианского мира. В то же время они сделали непреодолимой пропасть между католицизмом и православием (орден тевтонцев ходил на Русь и был побежден Александром Невским), углубили конфронтацию между христианством и исламом, обострили непримиримость европейцев к любой форме религиозного инакомыслия.
Есть и позитивные моменты крестовых походов: они значительно обогатили европейское сельское хозяйство, привнеся новые культуры, дали толчок развитию производственных технологий и обусловили расширение культурного потенциала за счет заимствований с Востока. Грабеж богатого Востока стал катализатором имущественного расслоения и прогресса товарно-денежных отношений. Возросло экономическое могущество итальянских торговых республик, получивших огромную прибыль за счет фрахта и значительно укрепивших свои коммерческие позиции в Восточном Средиземноморье и на Черном море, серьезно потеснив арабов и византийцев. Крестовые походы способствовали социальной мобильности европейцев, преодолению их страха перед неизведанным; в психологическом плане они подготовили Великие географические открытия. И, наконец, движение крестоносцев и его дух нашли отражение в средневековой литературе, обогатив ее (рыцарский роман, поэзия трубадуров, историография). Толчок к развитию получила также география и картография.
Что же двигало теми, кто организовывал и участвовал в крестовых походах? Религиозное чувство или политический расчет? Наверное, и то и другое, иногда фантастически переплетаясь. Но как бы то ни было, крестовые походы совершили перенос «центра тяжести» культуры и цивилизации с Востока на Запад. Маятник истории качнулся в сторону Европы.
Подготовил Станислав Буланов.
Библиография: Эпоха крестовых походов. Под редакцией Э. Лависса и А. Рамбо. Полигон, АСТ, Санкт-Петербург, 1999 г.
История крестовых походов. Б. Куглер. Феникс Ростов-на-Дону, 1995 г.
История крестовых походов. Г. Мишо. Репринтное издание издательства «Новый Акрополь» Киев, 1995 год.