Найти в Дзене
Книжная башня

СЛАДКОЕ ИСКУШЕНИЕ ОТ ДЖОАНН ХАРРИС. "ШОКОЛАД"

Приветствую всех книгочеев-сладкоежек в Книжной Башне! Да, знаю, что после новогоднего обжорства положено садиться на диету, но позвольте вас соблазнить чем-то очень вкусным ещё разок) Как известно, сладкое повышает уровень гормонов удовольствия в мозгу, поэтому после конфетки человек может быть гораздо энергичнее и радостнее, чем до неё) Роман Джоанн Харрис "Шоколад" как раз об этом - возможно, человеку от внутренних переживаний, проблем и комплексов поможет избавиться... шоколад?! Давайте выясним! "Шоколад" - это история о женщине, которая открыла в небольшом французском городке шоколадную, нарушив тем самым привычный порядок вещей и перевернув многолетний уклад жизни местных горожан с ног на голову. Книга необыкновенно смешная и лёгкая, читается на одном дыхании, но вместе с тем поднимает очень серьёзные темы: вмешательство в чужую личную жизнь, приверженность традициям там, где этого можно и не делать, борьба веры и атеизма, мнение общины в противовес мнению индивида, отрицание то

Приветствую всех книгочеев-сладкоежек в Книжной Башне! Да, знаю, что после новогоднего обжорства положено садиться на диету, но позвольте вас соблазнить чем-то очень вкусным ещё разок)

фото автора.
фото автора.

Как известно, сладкое повышает уровень гормонов удовольствия в мозгу, поэтому после конфетки человек может быть гораздо энергичнее и радостнее, чем до неё) Роман Джоанн Харрис "Шоколад" как раз об этом - возможно, человеку от внутренних переживаний, проблем и комплексов поможет избавиться... шоколад?! Давайте выясним!

"Шоколад" - это история о женщине, которая открыла в небольшом французском городке шоколадную, нарушив тем самым привычный порядок вещей и перевернув многолетний уклад жизни местных горожан с ног на голову.

Книга необыкновенно смешная и лёгкая, читается на одном дыхании, но вместе с тем поднимает очень серьёзные темы: вмешательство в чужую личную жизнь, приверженность традициям там, где этого можно и не делать, борьба веры и атеизма, мнение общины в противовес мнению индивида, отрицание того факта, что все люди разные.

Ланскне-су-Танн - маленький, религиозный насквозь городишко, где все всё друг про друга знают. Его жители это некая общность людей, объединённая под руководством местного святого отца, Франсиса Рейно. Pere Рейно в городе абсолютный авторитет: его проповедям внимают, мнение уважают, к советам прислушиваются. Ни одно мероприятие, даже нерелигиозного характера, не обходится без участия Рейно. Чистая, ничем и никем не замутнённая власть.

Но в один прекрасный день эта власть пошатнулась. В Ланскне-су-Танн накануне Великого поста переехала шоколадница Вианн Роше с дочерью, открыла шоколадную и, о ужас, оказалась атеисткой, отказывающейся посещать церковь!

Так начинается мощное противостояние между демоном-искусителем в красных туфлях и благочинным pere Рейно. Неся впереди лозунг "Церковь, а не шоколад!" аки метафорическую хоругвь, pere начинает свою священную войну, крестовый поход против шоколада!

А жители города меж тем разрываются надвое между угрозой грехопадения и соблазнительными вкусняшками из новой шоколадной, открывшейся прямо напротив церкви:

Я знаю все их любимые лакомства. Определяю их так же верно, как гадалка читает судьбу по ладони. ... Я с лёгкостью читаю по их глазам и губам: этой, с затаённой горечью в чертах, придутся по вкусу мои пикантные апельсиновые трубочки; вон той, с милой улыбкой, - абрикосовые сердечки с мягкой начинкой; лохматая девушка по достоинству оценит mendiants; а эта бодрая весёлая женщина - бразильский орех в шоколаде... вафли в шоколаде... трюфели... жжёные ириски...
А дети... Шоколадные шишечки, крендельки, пряники с золочёной окантовкой, марципаны в гнёздышках из гофрированной бумаги, арахисовые леденцы, шоколадные гроздья, сухое печенье, наборы бесформенных вкусностей в коробочках на полкило... Я продаю мечты, маленькие удовольствия, сладкие безвредные соблазны, низвергающие сонм святых в ворох орешков и нуги...

Скажите, вам уже захотелось добежать до ближайшей кондитерской после таких ярких описаний? Мне вот очень))

Вианн вовсе не хочет воевать со священником за влияние на паству, но поневоле постоянно вставляет ему палки в колёса, подвергая сомнению ту или иную догму. Её шоколадная в глазах святого отца становится рассадником ереси. Например, прихожанину Гийому Дюплесси, очень привязанному к своему старому псу, она говорит, что и у животных есть душа, и нет ничего зазорного в том, чтобы оплакивать, тосковать и печалиться об умершем питомце. А Жозефину Мускат уверяет в свободе выбора, в том числе выбора не состоять в браке (священном союзе), если муж занимается рукоприкладством и оскорблениями. С Армандой Вуазен (главной "ведьмой" города, по мнению Рейно) Вианн с самого начала находит общий язык и становится близким другом старушки.

Постепенно это переманивание горожан то на одну сторону, то на другую становится сначала равнозначным, а потом чаша весов вовсе перевешивает явно не в пользу мсье Рейно. Вот один отрывок, над которым я ухохатывалась просто до слёз:

Жители Ланскне-су-Танн никогда прежде не потребляли так много шоколада. Вчера Туанетта Арнольд ела - ела! - прямо в исповедальне. Я ощущал её сладкое дыхание, но вынужден был сохранять её анонимность.
- Благошлови меня, отец мой. Я шогрешила.
Я слышу, как она жуёт, слышу тихое хлюпанье: её язык касается зубов. Она исповедуется в пустячных грехах, но я, весь во власти нарастающего гнева, едва ли понимаю, о чём она говорит. Запах шоколада в тесном закутке с каждой секундой острее. Голос у неё отяжелел от сладкого, и соблазн наполняет мой рот слюной. В конце концов я не выдерживаю.
- Вы что-то едите?- резко спрашиваю я.
- Нет, pere. - Она почти оскорблена. - Как можно? С чего бы мне...
- Я уверен, вы что-то жуёте, - громко говорю я, даже не пытаясь понизить голос, и приподнимаюсь в тёмной кабинке, хватаясь за выступ. - За кого вы меня принимаете? За идиота? - Опять чавканье, и мой гнев вспыхивает с новой силой. - Я прекрасно слышу вас, мадам, - грубо говорю я. - Или вы решили, что раз вас не видно, то и не слышно ничего?

Бедный, бедный святой отец...Что дьявольское лакомство делает с людьми?!))) Вообще, Рейно - это самый колоритный персонаж из всех! Начать с того, что он священник - и он же главный антагонист романа! Хотя казалось бы, священник это служитель Господа, к которому мы приходим искать утешения в трудные минуты. Но в "Шоколаде" это утешение описано с другой стороны, тёмной: оно душит прихожан условностями и чрезмерным контролем. Рейно сам не замечает, обвиняя окружающих в обжорстве, что страдает от другого тяжкого греха - непомерного тщеславия. То, как он ближе к кульминации произведения относится к своим прихожанам, только подтверждает это:

Заблудшая овца всегда возвращается в стадо, pere. Повинуясь инстинкту. Роше в их жизни - минутное развлечение, не более того. В конечном итоге они неизменно возвращаются к привычному. Я не обманываюсь на их счёт. Ими движут не искреннее раскаяние или духовность - овцы не рассуждают, - а заложенные с пелёнок здоровые инстинкты. Где бы не блуждали они умами, ноги сами несут их домой. На меня накатывает безграничная любовь к ним, к моей пастве, к моим несмышлёным детям. Я хочу пожимать им руки, касаться их тёплой глупой плоти, упиваться их благоговением и доверием.

Рейно самому не мешало бы культивировать в себе больше духовности, тогда он бы разглядел душу человека, а не только его "инстинкты"... И, конечно, он сам оказался далеко не безупречной личностью, со своим тайным прошлым.

Вы можете разумно возразить, мол, объедаться шоколадом во время поста, если причисляешь себя к верующим - это всё-таки не очень хорошо. И я с вами соглашусь. Но и автор говорит нам, что главное во ВСЁМ - это мера. Не нужно уминать тонну шоколадок, но и в строгом, тяжёлом для организма воздержании нет ничего хорошего. Сам pere становится ярким тому примером, мучая себя голодом, недоеданием и недосыпом. Он становится всё более раздражительным, утрачивает радость жизни, ограничивая себя даже в обычной еде, что уж говорить про шоколад. Несмотря на все его недостатки, мне было искренне жаль Рейно, особенно после того, к чему привело его чрезмерное воздержание.

Хочу отдельно выделить стиль повествования. Он прекрасен! "Шоколад" написан в жанре магического реализма - на страницах этой книги вы найдёте и таинственный северный ветер, зазывающий Вианн отправиться в новые путешествия; и карты таро; и гадания на шоколаде поздней ночью на кухне, по которой разливается густой, терпкий аромат; и зловещего Чёрного Человека, подстерегающего Вианн в её снах; и загадочных цыган, речных людей, живущих на плавучих домах; и даже языческое происхождение какао-бобов:

Алхимия своего рода - преобразование шоколадного сырья в лакомое "золото дураков"... В нос бьёт одуряющая, пьянящая смесь запахов шоколада, ванили, раскалённых котлов и корицы - терпкий, грубоватый дух Америки, острый смолистый аромат тропических лесов. Вот так я теперь путешествую - как ацтеки в своих священных ритуалах. Мексика, Венесуэла, Колумбия. Двор Монтесумы. Кортес и Колумб. Пища богов пузырится и пенится в ритуальных чашах. Горький эликсир жизни.
Возможно, это и чувствует Рейно в моей лавке - дух далёких времён, когда мир был огромен и дик. Какао-бобам поклонялись ещё до пришествия Христа - до того, как родился в Вифлееме Адонис и принесён был в жертву на Пасху Осирис. Какао-бобам приписывались магические свойства. Напиток из них потягивали на ступеньках жертвенных храмов; какао-бобы даровали исступлённое блаженство, повергали в неистовый экстаз. Вот чего он боится? Растления через наслаждение, незаметного пресуществления плоти в сосуд разгула.

Роман "Шоколад" ну очень вкусный! При этом, он совсем не про рецепты, не про миллионы видов шоколада, не про пристрастие к этому тягучему виду сладкого. Он про обычных людей, с их заморочками и внутренними ограничениями, он про влияние общественного мнения на частное, он про неумеренную умеренность и про нераспутное распутство, он про чувство сладости на языке, которое ведёт к настоящему маленькому счастью)))

Как обычно, прошу вас делиться в комментариях впечатлениями от книги и добавить, какой у вас любимый вид сладкого или чем вы его заменяете, если сладкое вам не по душе;)

#отжени #шоколад #джоаннхаррис #церковьанешоколад