Если вы думаете, что самой будоражащей и опасной игрой Российской империи была русская рулетка, то вы глубоко заблуждаетесь. Она ни в какое сравнение не идёт с развлечениями «ланцепупов» второй половины XIX века. Их забавы приводили не только к жестоким травмам, но и кончине участников. В этой статье расскажем, каким увеселениям предавались офицеры в прошлом и как они рисковали жизнью, борясь с русскою хандрой.
Клуб ланцепупов
Служить во Владивосток попадали либо невезучие выходцы из не самого знатного рода, либо провинившиеся участники дуэлей. Служба в этой стратегически важной, но больно отдалённой области была нелёгким испытанием. Зима здесь сухая и холодная, весна затяжная и переменчивая, лето и осень влажные. Дни на этом «краю света» для офицеров длились долго и монотонно. Даже солидное жалование не могло их скрасить, ведь потратить деньги было не на что. В этом суровом месте не было ни свободных женщин, ни увеселительных заведений. Даже первый театр тут появился лишь в 1873 году.
Самым доступным развлечением для скучающих офицеров была выпивка. Чтобы компенсировать недостаток женского внимания и скрасить свой досуг, мужчины создали «Клуб ланцепупов». Любопытно, что члены клуба сами толком не понимали, что значит загадочное слово «ланцепуп». Существует версия, что этот термин соединял в себе немецкие «lenz» и «puppe», которые в переводе складывались в «весеннюю бабочку». Возглавил клуб военный врач, немец по происхождению.
Весенняя бабочка и дрожащее копьё
Кажется, что «весенняя бабочка» звучит слишком поэтично и никак не вяжется с тяготами военной службы. Сложно сказать, какой смысл в неё закладывали создатели клуба. Может, в этом образе им виделась кратковременность их пребывания на «краю света». Может, дело в их пирушках, после которых изрядно охмелевшие участники превращались в неподвижных «куколок». А может, всё гораздо проще: немецкое слово «lanzepuppern» переводится как «дрожащее копье» и является нецензурным обозначением мужского полового органа. Как бы там ни было, «ланцепупы» любили эпатаж, их эскапады с возмущением обсуждал весь Владивосток. Однажды в Масленицу, не стесняясь дам, они обнажёнными по пояс катались на подушках в общественном месте.
Испытание для желающих попасть в клуб было не менее скандальным. Чтобы стать своим, новичку нужно было пройти настоящий алкогольный марафон. Товарищи поили претендента пивом и водкой до тех пор, пока он не оказывался неспособным держаться на ногах и связно говорить. Доведённый до нужной кондиции мужчина должен был пройти улицу ни разу не упав, при этом не забывая здороваться с встречными дамами и господами. Такое непозволительное поведение для «ланцепупов» могло закончиться арестом. Но чаще всего им всё сходило с рук, так как офицерское товарищество стояло за своего горой. Хотя женатые офицеры всё же предпочитали не связываться с «ланцепупами», грешившими беспутными пьянками и карточными играми.
Безумие и отвага
Одной из самых любимых игр «ланцепупов» стала «Тигр идёт». Суть её заключалась в том, что члены клуба ставили около 15 фужеров водки на стол в ресторане гостиницы, служившей им штабом. Участники игры стояли у стены в соседней комнате и ждали команды. По сигналу они бросались к столу, сбивая друг друга с ног, толкаясь и застревая в дверном проёме. Добежавшим до фужеров нужно было за считанные секунды выпить как можно больше водки. Этот бег «тигров» повторялся столько, сколько требовалось, чтобы напоить до беспамятства всех участников. Победителями раундов становились те офицеры, которым удавалось выпить спиртного больше других.
В погоне за острыми ощущениями участники клуба постоянно поднимали ставки и искали ещё более рискованные развлечения. Со временем «Тигр идёт» преобразовался в «Охоту на тигра», смертоносную разновидность этой и без того травмоопасной игры. После гонки за фужерами проигравшего, то есть самого трезвого, отправляли в другую комнату, а победителей с револьверами расставляли в разных углах зала. Затем, потушив в нём свечи, проигравшего «тигра» пускали внутрь. Ему нужно было в полнейшей темноте бесшумно обойти стол. Пьяные «охотники» жадно прислушивались к каждому звуку и палили в нужную сторону. По правилам целиться они могли только в пол, но пули летели куда попало, ведь победители были мертвецки пьяны и плохо соображали. Если «тигру» удавалось остаться целым, он получал уважение товарищей, если же нет… его ждала больничная койка или могила.
Когда эта забава наскучила, её снова модифицировали. Игру стали проводить в фойе гостиницы, которое заполнялось зрителями. Теперь в ней было только два участника: «охотник» и «тигр». Последнему на одежду крепили колокольчики, так что уцелеть становилось ещё труднее. Однако если «тигру» это удавалось, он менялся местом с «охотником». Этому безумству пришёл конец, когда о безрассудствах «ланцепупов» прознали в Петербурге. Столичные газеты написали о том, что жертвами игры становились не только её участники, но и зрители, стоявшие на лестнице. Осуждение общества привело к тому, что в 1887 году Александр III специальным указом запретил «Клуб ланцепупов».
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!