Создание узла связи и ЗКП Генштаба РККА осенью 1941 года в Арзамасе
Архив Политрука (№4). (Декабрь, 2018).
- Предыстория -
Осенью 1941 года, когда фашистские силы рвались к Москве, 15 октября был издан приказ ГКО (Государственный Комитет Обороны СССР) об эвакуации.
«Сов. секретно. Особой важности.
Ввиду неблагополучного положения Можайской оборонительной линии Государственный Комитет Обороны постановил:
1. Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев (НКПС - т. Каганович обеспечивает своевременную подачу составов для миссий, а НКВД - т. Берия организует их охрану).
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, а также правительство во главе с заместителем председателя СНК т. Молотова (т. Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба - в Арзамас.
4. В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД - т. Берия и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а также все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию).
Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин».
Одним из залогов успеха при ведении войны, является чёткое управление войсками и тылом, а обеспечить это можно только при наличии единой и грамотно организованной системы связи. Для создания такой системы в начале войны было образовано ГУСКА (Главное Управление Связи Красной Армии), начальником которого был назначен полковник Иван Терентьевич Пересыпкин (ставший по совместительству и заместителем наркома обороны СССР). При создании запасного пункта управления Ставки Верховного Главнокомандования одной из основных была задача по созданию размещению узла связи, способного обеспечивать устойчивую связь со всеми фронтами и важнейшими центрами в тылу страны.
- Сложный выбор -
Еще в сентябре И. Т. Пересыпкин поставил перед начальником Генерального штаба Маршалом Советского Союза Б. М. Шапошниковым вопрос о необходимости определения места размещения запасного пункта управления и узла связи. Согласно положениям о ведении военных операций, Верховное главнокомандование должно находиться от линии фронта на расстоянии 200-300 км. Фронт стремительно приближался к Москве и ситуация требовала определить пункт, куда может быть перемещена ставка. Начальник Генерального штаба не вынес этот вопрос на рассмотрение Ставки Верховного главнокомандования, но предпринял меры по развертыванию подготовительных работ для оборудования пункта управления и узла связи Ставки в Горьком. Работы проводились оперативным управлением Генштаба и ГУСКА.
Одновременно по указанию Пересыпкина Наркомат связи и ГУСКА предприняли ряд мер по оборудованию нескольких узлов связи восточнее Волги: в районах Казани, Куйбышева, Саратова, а также по строительству рокадной линии связи по восточному берегу Волги. Это было необходимо для разгрузки Московского узла.
В конце сентября Пересыпкин снова поставил вопрос перед начальником Генштаба о выборе места сооружения запасного ПУ Ставки и во второй раз не получил положительного ответа. Понимая, что «добро» может дать только Сталин, Пересыпкин решил добиваться приема у Верховного.
Нарком принял его с 19.00 до 19.50 14 октября, при этом присутствовали Шапошников и Василевский. «Обратившись к Сталину, – вспоминал Пересыпкин, – я попросил его рассмотреть вопрос о выборе запасного пункта управления Ставки Верховного главнокомандования и выслушать мои соображения по этому вопросу... Тов. Сталин подошел к стене, на которой висела самая обычная географическая карта европейской части СССР, снял и положил ее на длинный, стоявший в кабинете рабочий стол, за которым обычно проводились заседания, и спросил: «Что вы предлагаете?». Я ответил, что с точки зрения удобства организации связи, а также меньшей затраты сил, средств и времени для оборудования узла связи и установления связи с фронтами наиболее подходящим для организации запасного пункта управления Ставки является район Куйбышева. С этим предложением он сразу же не согласился и, подумав некоторое время, сказал, что в Куйбышеве теперь много людей и, в частности, иностранцев.
«А еще какой пункт подходит для этой цели?» – спросил он вновь. На этот раз я назвал Казань, хотя и оговорился, что она в отношении связи будет значительно хуже Куйбышева, так как оттуда значительно труднее организовать и обеспечить связь с фронтами, а также потребуется значительно больше времени и усилий.
Сталин внимательно посмотрел еще раз на карту, подумал и сказал: «Давайте Арзамас! Там когда-то была Ставка Ивана Грозного» (Третий поход Ивана IV, в котором была взята Казань и покорено Казанское Ханство).
Это было для меня настолько неожиданным, что я не сумел даже как-то объяснить ему, что из Арзамаса крайне трудно будет решать такую сложную задачу, как организация и обеспечение в короткое время связи со всеми фронтами и важнейшими центрами в тылу страны».
Предварительные расчеты показывали, что на выполнение задания потребуется минимум несколько недель. Сталин, выслушав обоснования наркома, сказал: «Надо уложиться в шесть-семь дней».
«Откровенно говоря, – писал в 1960 году Пересыпкин, – я в тот момент подумал, что этого сделать вообще не удастся... В районе этого пункта средства связи были развиты крайне слабо, он находился вдали от магистральных линий. Однако решение было принято, и его надо было исполнять».
Этим же вечером Пересыпкину позвонил Сталин с приказом возглавить все работы по развертыванию запасного узла. «Отдав все необходимые распоряжения о немедленном сосредоточении в районе предполагаемого места расположения узла связи, – пишет Пересыпкин, – мы вместе с Г. А. Омельченко и генералом А. М. Стрелковым, взяв с собой нескольких сотрудников из наркомата и Главного управления связи, поздно ночью отправились к месту назначения. Через день мы были уже на месте и приступили к работе.
- Поезд Генштаба -
В это же время (начало октября) для переезда Генштаба Красной Армии был сформирован пассажирский состав в условиях засекреченной операции. Руководил этой операцией полковник Штеменко. В состав спец. поезда входили 12 вагонов. В основном это были пассажирские вагоны 1-го класса и салон-вагоны. Служебные вагоны, или «салон-вагоны», отличались прежде всего тем, что имели один тамбур, а с противоположного конца - широкое торцевое окно и просторный, на всю ширину вагона, зал для заседаний, обедов и т.д. площадью около 16 м. В основном планировка салон-вагона - купированный вагон 1-го класса с продольным коридором по одной стене. По другую сторону располагались купе «генерального», охраны с подсобными помещениями (кухня, котельная, туалет). Суть вагона состояла в том, что несущую функцию выполнял сам кузов, вернее, его полустенки от пола до уровня окон, сделанные из толстенных стальных листов. Помимо жесткости, эти полустенки выполняли и защитную функцию при пулевом обстреле -пассажирам достаточно было лечь на пол. Поэтому вагоны называли еще бронированными.
Кроме штабного, в поезде располагались секретариат, телеграф, электростанция, библиотека, типография и баня. А так же в состав входил вагон-гараж. Поезд Генштаба был на полном автономном обеспечении всем необходимым, в том числе средствами тяги. Ее обеспечивали два паровоза серии «Э» (одного из лучших паровозов того времени). Эта машина, как добрая крестьянская лошадка, была выносливой и неприхотливой. Сделана она была по-русски: немного угловатой, скупой на детали, но пропорциональной и простой. Вдобавок двойная тяга служила для подстраховки от всяких неожиданностей. Паровозы могли дотянуть до станции с пробитыми и залатанными деревянными пробками котлами, вместо угля обходились дровами, тендеры заполняли водой из любой речушки.
Дату выезда объявили 18 октября, но это была намеренная дезинформация, фактически он произошел на день раньше.
Состав состоял из 250 человек, включая охрану и обслуживающий персонал. Кроме руководства, никто не знал конечный пункт прибытия поезда. Все были уверены, что едут в город Муром, но состав проследовал мимо и 19 октября прибыл на станцию около города Арзамаса.
Это сейчас современные поезда преодолевают расстояние от Москвы до Арзамаса за 7 часов, а тогда волей-неволей им приходилось останавливаться для смены паровозов, набора воды и топлива. Навстречу шли эшелоны с войсками, вооружением и боеприпасами. Надо было пропускать их. Никому из них было невдомек, что навстречу им ехал Генеральный штаб Красной Армии во главе с маршалом Б.М. Шапошниковым.
- Поезда узла связи -
Вернёмся к работам по обеспечению связи, из воспоминаний Пересыпкина: «Основой запасного узла связи Ставки послужили два поезда, принадлежавшие Наркомату обороны и Наркомату связи, ранее эвакуированные из Москвы на восток. Мы сумели перехватить их в пути... Недостающие телеграфно-телефонное оборудование, радиостанции, монтажные и линейные материалы в спешном порядке были направлены из московских складов и соседних областей. К монтажным и линейным работам на создаваемом узле связи были привлечены личный состав обоих поездов связи, один из ремонтно-восстановительных батальонов связи, случайно оказавшийся в этом районе, и работники местной конторы связи».
Из Москвы в соседние с Арзамасом области полетели телеграммы с указанием об отгрузке телефонно-телеграфного оборудования, радиостанций, монтажных и линейных материалов, о выделении ремонтно-восстановительных подразделений для строительно-монтажных работ. Пересыпкин дал указание в срочном порядке отправить из Москвы запасную телеграфную станцию в поезде, состоящем из 13 вагонов. Поезд стоял в тупике станции метро «Белорусская». В Арзамасе с него сняли аппаратуру и установили на стационарный узел связи.
Нарком связи направил в Горьковское, Владимирское, Рязанское, Пензенское и Куйбышевское областные управления связи и управление связи Республики Мордовия военных представителей Главного управления связи Красной армии. Их задачей являлась подготовка узлов связи этих областей к обеспечению военно-оперативных связей по схеме, утвержденной наркомом. Содержание этой схемы сообщал военный представитель ГУСКА только начальнику управления.
- Ударные работы в Арзамасе -
Работы в Арзамасе велись круглосуточно. За несколько дней по городу были проложены и зарыты в землю десятки километров телефонного кабеля. В здании районного узла связи по улице Космонавтов, дом 2, на втором этаже смонтирована АТС на 300 номеров с ручными коммутаторами. Вокруг города построена кольцевая воздушная линия длиной 33,5 километра с общим протяжением подвешенных проводов: стальных – 189 километров, а медных – 13,5 километра.
На разъезде Соловейка в лесу построен железнодорожный тупик, в котором стоял военный поезд связи. От поезда до пункта управления Ставки и до АТС проложен подземный кабель, по которому должна была осуществляться связь запасного узла с фронтами Красной армии.
Вдали от проводной части узла специалисты смонтировали небольшой радиоузел, включающий радиобюро со стационарными радиоприемниками. Радиопередатчики находились в автомашинах. Всего узел имел в составе:
- 20 радиостанций и отдельных радиопередатчиков различных типов (ДРК-15, ДРК-1, PAT, РАФ, РСБ); более 20 радиоприемников; военно-телеграфную станцию – 26 аппаратов Бодо, 32 – СТ-35 и 24 – Морзе; станцию высокочастотной связи; центральную городскую телефонную станцию на 1000 номеров (АТС – на 400, РТС ЦБ – на 600); мощную дизельную электростанцию.
- Объект «Лес» -
Одновременно с монтажными работами на узле связи в районе железнодорожной станции протянулась специальная пятикилометровая железнодорожная ветка, на которой установили поезда связи и специальный поезд оперативной группы Генерального штаба Красной армии (объект «Лес»). Все усиленно охранялось. Прямо к вагонам под маскировочные сети подходили и грузовики, и легковые машины.
К объекту «Лес» от городской конторы связи и самого узла связи построена соединительная линия протяженностью 8,5 километра с подвешиванием 96 километров стального провода и 17 километров медного и шлейф (цепочка) телефонно-телеграфных проводов Горьковского направления длиной 0,5 километра с подвеской восьми километров стальных и одного километра медных проводов. На самом объекте построили столбовую линию длиной 1,4 километра с подвеской 12,6 километра стальных проводов и 2,8 километра медных.
Для соединительных линий МТС со станцией Арзамас пришиты траверсы (железные перекладины с крючьями на деревянных столбах). На них было подвешено пять пар соединительных линий протяженностью 56 километров стальных и 14 километров медных проводов. Для Сталина выбрали двухэтажный дом, первый этаж которого отдали для ВЧ-станции. При монтаже предусмотрели возможность выхода связи на фронт, минуя Москву. Наиболее сложной оказалась задача установить прямую проводную связь со всеми штабами фронтов и военных округов. Пункт, где располагался узел связи, не имел выходов на магистрали.
21 октября был закончен монтаж запасного узла связи Ставки ВГК. 31 октября заместитель наркома связи Г. А. Омельченко назначил комиссию для определения объема работ, выполненных по монтажу телефонно-телеграфных узлов и АТС в Арзамасе и проверке готовности узлов к эксплуатации. 2 ноября составлен акт. В нем отражен объем проведенных и незавершенных работ на автоматической телефонной станции, по каблированию городской телефонной сети, вводов междугородных цепей и т. д.
Самоотверженная работа всех связистов, инженеров и строителей, принявших участие в сооружении совершенно секретного объекта, не останавливалась ни на час, работы велись круглосуточно. Так в результате напряженного труда был создан мощный узел для обеспечения связи со всеми фронтами и важнейшими центрами страны из такого малоприспособленного для этого места, каким был в то время Арзамас.
На этом ударная работа ГУСКА не закончилась, предстояло ещё в кратчайший срок выполнить большой объем работ по строительству рокадных линий, связывающих узел в Арзамасе с основными магистральными линиями страны. Эти работы проводились уже во время функционирования узла.
- Работа системы связи -
В случае выхода из строя радиоузла в Москве ГУСКА был разработан вариант схемы радиосвязи Генштаба РККА со штабами фронтов, армиями и военными округами через узлы связи в Куйбышеве, Горьком и Арзамасе. Согласно этому варианту радиосвязи Генштаба со штабами фронтов и отдельных армий как наиболее ответственные радиосвязи объединены в отдельные сети № 1, 2 и 3, что обеспечивает прямую радиосвязь с основными штабами.
В случае нахождения Генштаба в Арзамасе работа в сетях № 1, 2 и 3 происходит непосредственно из узла связи Арзамаса, путем дистанционного управления передатчиками узла связи в Горьком, используя для этой цели телеграфные каналы многократной системы, установленной между Арзамасом и Горьким. Прием передатчиков указанных сетей производится непосредственно в Арзамасе.
В случае нахождения Генштаба в Горьком работа в сетях № 1, 2 и 3 производится непосредственно из Горького. В случае нахождения Генштаба в Куйбышеве сети № 1, 2 и 3 передаются Куйбышевскому узлу связи.
Во всех указанных случаях обеспечивалась прямая радиосвязь ГШ КА с основными штабами фронтов и отдельных армий, сохранялась необходимая оперативность и исключалась необходимость переприема радиограмм.
- Задача выполнена -
Запасный узел связи Ставки ВГК с позывным «Виктория» находился в Арзамасе два месяца. «К счастью, он так и не понадобился, – пишет Пересыпкин. – Обстановка не потребовала, чтобы Ставка выехала из Москвы».
Поезд Генштаба находился в Арзамасе около двух недель и в начале ноября переехал в Горький (Нижний Новгород). За то короткое время, что Генштаб отсутствовал в столице, им было спланировано контрнаступление под Москвой, которое началось в декабре 1941 года.
Советские войска героически отстояли столицу нашей Родины, началось масштабное контрнаступление, Генштаб вернулся в Москву, военные железнодорожники и связисты получили новые сложные задачи, но это уже другая история.
Использованы материалы:
- Статья: «Виктория» на случай поражения, автор: Владимир Хохлов,
Общероссийская еженедельная газета «Военно-Промышленный Курьер»;
- Статья: Таинственный поезд, автор: Василий Пантелеев;
- Статья: ГУСКА – центральный орган руководства связью в период Великой Отечественной Войны, автор: Владимир Хохлов,
Тематический сборник "Связь в вооруженных силах Российской Федерации - 2010";
- Приказ Народного комиссара обороны СССР о реорганизации Управления связи Красной Армии в Главное управление связи Красной Армии. № 0251 от 28 июля 1941 года;
- Книга "Арзамасцы на фронте и в тылу", С.Е.Галкин, М.Л. Мухин, Арзамас, 2018.
Арзамас, 2018