Найти тему
Виктор Никитин

Слейд:"Мама, мы все сошли с ума".

"Эти три с половиной минуты расскажут вам все, что вам нужно знать о Слейде": так сказал Нодди Холдер, один из ее авторов, о песне, которую сразу окрестили классическим гимном - она называлась "Mama Weer All Crazee Now". Песня взлетела на первую строчку благодаря умопомрачительным продажам. Это был третий хит группы №1 в Британии. Всего их у группы 6 и еще 7 входили в первую "пятерку". Но только в Британии. В США группе так и не удалось добиться сколько-нибудь стоящего успеха. Но надо отметить, что Слейд были очень популярны у нас в СССР и позже в России.

Записанная продюсером Джими Хендрикса Чезом Чендлером и несколько раз перепетая Quiet Riot и The Runaways. Фронтмен Слейд Нодди Холдер говорит, что Mama Weer All Crazee Now - один из определяющих моментов в творчестве группы.

Любой зрительский опрос расставить песни Слейд по известности, будет включать Mama Weer All Crazee Now, третий британский хит № 1 группы 1972 года. В отличие от предыдущих лидеров чартов, Coz I Luv You и Tale Me Bak 'ome, Слейд выпустили сингл с Mama за три месяца до основного альбома, Slayed?, надеясь, что он займет первые места в чарте синглов – подвиг, ранее достигнутый только Битлз с Get Back тремя годами ранее.

Лейбл Слейд, Polydor, счел этот подвиг невозможным и возражал против такого раннего выхода сингла. Но когда "Мама" сразу взлетела на второе место вслед за песней Рода Стюарта You Wear It Well, все преграды были сметены и группа выпустила следующий сингл - очередной сингл не с альбома Cum On Feel the Noize, который мгновенно возглавил чарт. Таков был показатель популярности Слейд в 1972 году, все, что они делали срабатывало на "отлично". Шесть синглов номер 1 за период 1971-73 годов!!

"Mama Weer All Crazee Now" был первым синглом Слейд, основанным на мелодии, написанной Джимом Ли в одиночку, после того, как он побывал на концерте Чака Берри и понаблюдал за реакцией публики.

“Все в зале подпевали его мелодиям. Это были не просто несколько человек, это был весь зал”, - объяснил Ли много лет спустя. “Я подумал, что это потрясающе – почему бы не записать поющую толпу в наших собственных песнях?”

Текст был написан певцом и гитаристом Нодди Холдером после столь же шумного выступления Слейд на концерте победителей чартов NME в Empire Pool (ныне Арена) на "Уэмбли", на котором публикой было разгромлено много стульев. Оглядываясь на последствия концерта и поведение публики, Холдер подумал: “Господи, сегодня все, должно быть, были сумасшедшими”.

“Посреди зала была гора сломанных стульев”, - говорит Холдер, вспоминая тот вечер. “Это могло произойти где угодно - в Empire Pool или в Ливерпуле, но это становилось уже повсеместным. Это был наш первый настоящий концертный тур в качестве хедлайнеров при поддержке Quo, и он дал нам почувствовать, насколько большой становится наша группа. В основном это была мужская аудитория, но было и несколько девушек, а стулья стали разбивать постоянно на всех концертах. Нам это стало обходиться в кругленькую сумму ”.

Ключевые слова возникли спонтанно, когда Холдер дополнил вокальную партию для предыдущего трека.

“В те дни Чез записывал абсолютно все, благослови его господь”, - рассказывает Холдер Classic Rock, имея в виду продюсера и менеджера группы Чеза Чендлера, бывшего басиста The Animals, который после ухода из группы руководил процессом и продюсировал самого Джими Хендрикса. “Я что-то спел в конце трека, а Джим обернулся и сказал: ‘Опа, не надо это вставлять в эту песню. Отличная фраза, давай используем ее для другой песни’. Так, я ушел и написал мелодию для этой песни, основываясь на идее, которая пришла в голову Джиму ”.

Хотя воспоминания соавторов Холдера и Ли не совсем совпадают, певец признает, что в 1972 году Слэйд “только начал подбирать мелодии для своих "гимнов", которым толпа могла массово подпевать”, добавив: “Я думаю, что "Мама" была первым таким случаем, когда мы запечатлели наши пожелания в песне”.

К тому времени Холдер и Ли исполнили Чендлеру примитивную акустическую версию своей песни, они назвали ее My My, We're all crazee now. Однако продюсер неправильно расслышал название, и записал на листочке бумаги ‘Мама" вместо "My My" и потребовал, чтобы они изменили его. “Версия Чеза была намного лучше”, - признает Холдер сейчас, хитро ухмыляясь.

Холдер хранит самые теплые воспоминания о записи трека с неизменно находчивым и готовым всегда помочь Чендлером, который также записал вой первобытного человека, издаваемый Холдером, во время вокальной разминки, и добавил его в готовый трек перед первым куплетом в самом начале песни.

“Пластинка была записана нами вчетвером, как это делали ранее Beatles, обычно с первого или второго дубля”, - с энтузиазмом рассказывает Холдер. “Мы все были в одной комнате, отгороженные друг от друга, но играли вместе как группа. Я играл в кабинке и пел вживую, и группа впервые слышала, как и что я пою. Только тогда они поняли, о чем песня – для многих это было настоящим шоком. Любые мелкие ошибки можно было исправить, а гитары переделать заново, но в этих записях было настоящее ощущение осязаемости живого выступления и спонтанности. Мы ничего не правили, оставили по-моему второй дубль.”.

Что характерно, Холдер понятия не имел, что на последних этапах трека он забудет припев и, выкрутившись, споет: "Мама, мама, мама, мама, мама, мама, мама, мама… да". Это и вошло в запись, а позднее стало стандартным исполнением этой песни на концертах.

“Это стало еще одним потрясающим моментом, особенно на сцене”, - восторгается он. “Чез приговаривал: ‘Давай, давай, давай!’ Еще одна счастливая случайность ”.

На момент своего релиза в 72-м году, Mama Weer All Crazee Now занимала 76-ю строчку в США. Но там, Quiet Riot, которые ранее записали кавер на Cum на Feel The Noize, позже достигли 51 места с кавером на Mama.

“Я думаю, они не хотели записывать еще одну нашу песню”, - говорит Холдер. “Но после того, как они сделали из Cum On Feel The Noize практически точную копию нашей оригинальной версии, их альбом [Metal Health] стал самым продаваемым дебютом, было продано семь миллионов копий, и я думаю, что на этом настояла их звукозаписывающая компания. Для них она не была таким уж большим хитом, на самом деле они не вкладывали в эту песню всю душу ”.

Помимо Quiet Riot, The Runaways и Mama's Boys тоже попытали счастья с этой песней. Есть даже инструментальная оркестровая версия Джеймса Ласта.

“На самом деле Джеймс Ласт записал многое из нашего материала”, - подтверждает Холдер. “Малоизвестный факт, что Джеймс является совладельцем Polydor Records в Германии, и он действительно любил нас”.

Холдер считает, что "Мама" - один из определяющих моментов жизни Слейд.

Мама" была абсолютно необходима для нашего успеха”, - говорит он. “Она появилась как раз вовремя. Впервые мы отразили нашу живую суть на записи с помощью одной из наших собственных песен. Она задала шаблон своей простотой и импульсивностью, и после того, как она стала хитом, мы включали ее в каждое шоу, которое когда-либо играли. Итак, за эти три с половиной минуты вы узнаете все, что вам нужно знать о Slade ”.

Всегда интересно читать воспоминания и мнение самих участников без всяких комментариев критиков и музыкальных обозревателей. Тем более такого уважаемого и горячо любимого музыканта, как Нодди Холдера, который сейчас, к сожалению, болеет и серьезно - поэтому не помешает лишний раз пожелать ему выздоровления и долгих лет жизни...

===========

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.