Найти тему

В «Лесу» Егора Перегудова

-2
-3
-4
-5

Новый художественный руководитель Маяковки Егор Перегудов — режиссер титулованный и в театральных кругах заметный. Обладатель «Хрустальной Турандот» за 9-часовой «Один день в Макондо» для Студии театрального искусства и «Любовь по Маркесу» для Маяковки, неоднократный лауреат премий МК и «Уроки режиссуры» за спектакли для Современника и РАМТа, в новом сезоне Егор Перегудов подготовил свою версию «Леса» по А.Н. Островскому в честь 200-летнего юбилея драматурга.

Отдавая дань красоте и самодостаточности оригинальной драматургии Александра Николаевича, режиссер совместно с художником Владимиром Арефьевым решили удивить зрителей сценографией, залив всю сцену водой и заставляя героев ходить по воде, а актеров Счастливцева и Несчастливцева сплавляться на лесных бревнах по водной глади. Вода привнесла дополнительную философию в постановку любителя психологизма Перегудова. В воде сосредоточена сила природной стихии, которую создатели спектакля ощутили в Костромском Щелыкове — усадьбе Островского, где проходили первые читки пьесы творческой командой.

Мир главных героев будто уплывает из-под ног, олицетворя нестабильность и неискренность жизни в усадьбе. Над трогательно расплывающимися яблоками одиноко нависает романтичный гамак влюбленной Гурмыжской, закрепленный на оставшихся трех соснах, — островке уюта в неуютном имении.

В спектакле заняты заслуженные артисты России Анна Ардова (в роли помещицы Раисы Павловны Гурмыжской), Дарья Повереннова (в роли ключницы Улиты), Сергей Рубеко (в роли лакея Гурмыжской Карпа Савельича), Вячеслав Ковалев (в роли трагика Несчастливцева), Виталий Ленский (в роли купца Восмибратова).

Хронометраж спектакля — около 4 часов, и затянутости не чувствуется. Егору Перегудову не привыкать к длительному повествованию, поэтому режиссер точно знает, чем занять зрителя. Несмотря на параллели, которые пытается проводить зритель, актуализируя для себя Островского, Егор Перегудов сознательно уходит от современного и злободневного в репликах героев. А вот психологию режиссер меняет по-своему, переходя от мезальянса Гурмыжской и Алексея с чисто финансовой подоплекой к возможности взаимных искренних чувств людей разного слоя и возраста. По словам режиссера, главной ролью он считает трагика Несчастливцева, из-за чего и вносит изменения в сюжет, убивая его и стараясь вызвать зрителя на чувства.

«Лес» стал прекрасным примером театральной традиции вспоминать великих в годы их юбилеев, чтобы переосмыслить классику и привлечь к ней внимание современного театрала. Судя по всему, у команды Маяковки это получилось.