Найти тему

Спокойствие! Главные мифы о смерти развенчивают эксперты

Смерть пугает человека и как ничто сопряжена со множеством зловещих мифов, стереотипов и домыслов. Казалось бы, «оттуда» ещё никто не возвращался, чтобы рассказать живым, как всё происходит на самом деле. Однако есть люди, знающие о смерти больше других.

Мы попросили опытных врачей – патологоанатомов, судмедэксперта и трансплантолога, а также юриста развеять популярные мифы о смерти, мертвецах и тех, кто с ними работает.

Миф 1. Человек может умереть мгновенно

Большинство людей хотело бы, когда настанет их черёд, умереть быстро и безболезненно. Но с точки зрения науки мгновенной смерти всё же не бывает. «Процесс умирания довольно длительный. Одни ткани или органы ещё живы, другие уже нет. В нашем организме всё устроено гораздо сложнее, чем в машине, которая останавливается, как только глохнет двигатель», – говорит судмедэксперт, доктор медицинских наук, профессор Алексей Шадымов.

Как уточняет Евгений Григоров, трансплантолог с 20-летним стажем, после смерти головного мозга остальной организм в среднем погибает за двое суток. Эта особенность и делает возможной трансплантацию органов. «Смерть мозга тождественна смерти человека, однако при этом органы могут работать – если, например, аппарат искусственной вентиляции лёгких протезирует функцию дыхания. Бывает так: делаем разрез, изымаем органы, а некоторые из них продолжают работать. Может показаться, что пациент жив. В реальности же просто функции органов поддерживаются искусственным путём», – объясняет он.

Миф 2. В морге могут вскрыть живого человека.

Истории о том, как живые люди вдруг просыпались на столе в морге, врачи называют стопроцентным мифом. Такое в принципе невозможно, говорит патологоанатом, доктор медицинских наук, профессор Владимир Климачев. Если человек скончался в больнице, факт смерти ещё в стационаре устанавливает анестезиолог-реаниматолог, оценивая совокупность признаков. «К тому же пациент никогда не попадёт в морг сразу после смерти. Как правило, тело ещё несколько часов находится в палате, и лишь затем его транспортируют в патологоанатомическое отделение», – уточняет Климачев.

Важно понимать, что патологоанатомы в основном занимаются случаями ненасильст­венной смерти (когда человек умирает от болезни), а судмед­экспертов подключают, когда причина летального исхода насильственная или неочевидная. Но ни один, ни второй специалист никогда не перепутает живого человека с мёртвым.

«Эксперт точно скажет, есть ли абсолютные признаки смерти. И пока нет трупных явлений, вскрывать тело никто не будет», – поясняет Шадымов.

В качестве редкого примера «живого трупа» он приводит случай, который произошёл во времена освоения целины. Тогда в больницу Барнаула привезли замёрзшего человека, обнаруженного в тракторе в конце осени. Несмотря на то что тело мужчины было «деревянной плотности», его 8 часов откачивали в больнице и в итоге успешно реанимировали – потом врачи даже погуляли на его свадьбе.

Миф 3. В морге у трупов вырезают органы, чтобы пересадить их живому человеку.

По словам Владимира Климачева, органы для трансплантации должны быть свежими, поэтому тот «материал», который патологоанатом получает спустя сутки после смерти мозга умершего, для пересадки уже не годится.

Но доля правды в этом мифе всё же есть – у умершего человека действительно могут взять органы для трансплантации, например печень или почки. Однако вырезают их не в морге, а в стационаре.

«Когда в больнице пациент погибает от инсульта, к нам поступает информация, и мы смотрим, подходит ли он, какие болезни были у человека, нет ли опухолей. Среди абсолютных противопоказаний – ВИЧ и гепатит, – объясняет Евгений Григоров. – У умершего берут кровь, проводят исследования. По листу ожидания ищем лучшего хозяина для органа, наиболее подходящего по разным критериям». Операцию по пересадке стараются провести в течение суток.

По словам юриста Юрия ГОТОВКО, в Беларуси действует презумпция согласия. То есть из тела умершего можно изымать органы, если при жизни человек не возражал против того, чтобы стать донором после смерти.

Миф 4. У людей после смерти растут волосы и ногти, а ещё покойные издают таинственные звуки.

Это не более чем страшилки. «За 40 лет работы патологоанатомом я ничего таинственного не слышал, – говорит Климачев. – Конечно, если ты возьмёшь лёгкое умершего и сожмёшь его, то услышишь звук выходящего воздуха. Но в этом нет ничего удивительного». Что же касается роста волос и ногтей, то и эту информацию доктор не готов подтвердить: «Чест­но говоря, во время работы мы не следим за этим. Но уверен, что когда сердце остановилось и наступила смерть пациента, то ни волосы, ни ногти у него уже не растут».

Миф 5. Патологоанатомы работают только с мёртвыми людьми.

Многие думают, что работа патологоанатомов заключается только в том, чтобы целыми днями проводить вскрытия. На самом деле 80% времени у них уходит на исследование материалов от живых людей с целью помочь этим людям выздороветь. Если человеку что-то удалили во время операции, часть этого материала обязательно уйдёт к патологоанатомам. Это касается даже грыж и мозолей. Одно из частых исследований – анализ части слизистой оболочки или новообразования в желудке, кишечнике и пищеводе. Этот материал поступает в патологоанатомическое отделение после того, как гастроэнтеролог проводит пациенту ФГДС (исследование кишечника) с биопсией.

«В том же аппендиксе часто находят опухоли, а значит, после удаления требуются дальнейшее наблюдение и продолжение лечения. Патологоанатомическая прижизненная диагностика – самый достоверный метод. Там, где это возможно, точный диагноз удаётся поставить в более чем 90% случаев. Если выявить предопухолевый процесс и провести операцию на ранних стадиях, то человек может забыть об этой проблеме раз и навсегда», – отмечает Климачев.

Миф 6. Извлеченные при вскрытии внутренние органы выбрасывают.

Это не так. «Во время вскрытия трупа действительно извлекаются и макроскопически изучаются все внутренние органы грудной и брюшной полости, таза, вскрывается черепная коробка для извлечения головного мозга. Из всех органов берутся кусочки для исследования под микроскопом. После вскрытия все извлеченные органы помещаются обратно в брюшную полость человека (в том числе и мозг),– утверждает кандидат медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии и судебной медицины УО «Белорусский государственный медицинский университет», главный внештатный патологоанатом Министерства здравоохранения Беларуси Татьяна БИЧ.–Исключение составляют лишь случаи, когда органы необходимо сохранить для проведения дополнительных исследований или экспертиз, например судебно-химической (желудок с содержимым, мочевой пузырь, почка) или судебно-биологической (ногти с подногтевым содержимым, образцы волос и т. д.)».

В ТЕМУ

По словам юриста Юрия ГОТОВКО, в соответствии со ст. 47 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» гражданин может выразить добровольное письменное согласие на передачу после смерти его тела, органов, тканей в организацию здравоохранения или государственное учреждение образования, осуществляющее подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку специалистов с высшим или средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием, для использования в образовательном процессе и научных исследованиях. Такое согласие именуется анатомическим даром. Гражданин имеет также право отменить свое распоряжение об анатомическом даре.