Найти тему

"...ОНИ ВСЕГДА БУДУТ ОТСТАВАТЬ В КУЛЬТУРНОМ ОТНОШЕНИИ..."

Классический принцип государственной власти, разделяй и властвуй (лат. divide et impera), к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, гласит, что лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями.
Это выражалось в существовании со стороны правящей верхушки различных подходов к одной и той же проблеме по отношению к разным народностям. Так, например, в российской Империи натуральную воинскую повинность не отправляли разные группы населения и племена.

Однако рано или поздно приходиться кое как «причёсывать» выпирающие части, дабы острые углы не создавали дополнительных проблем. В частности, одной из причин «уравнения в правах всех прочих» послужила необходимость увеличить численность армии перед Первой мировой войной.
Военные чиновники всерьёз озаботились этой проблемой и поспешили поначалу подогнать идеологическую базу под будущее тотальное принуждение. Новой доктриной оказалось «сближение» инородцев с коренным населением Империи. Иными словами, армия была бы прекрасным средством «подтянуть» отсталые народности до необходимого культурного уровня большинства.
В своём отношении Министру Внутренних Дел П. А. Столыпину от
6-го июня 1911 года Начальник Генерального Штаба генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский как раз и ратовал за такой всевобуч. Мол, армия и станет тем самым мощным «домкратом», который поднимет первобытных дикарей из их мезозойского уровня до необходимого высокоразвитого:
«… Культурное развитие Кавказских мусульман, конечно, стоит значительно ниже развития коренного населения Империи. Однако было бы ошибочно связывать своевременность введения для них всеобщей воинской повинности с наступлением какого-то момента, когда культурное развитие этих инородцев достигнет одинаковой высоты с развитием прочего населения. Но, говоря уже о том, что вообще затруднительно определить наступление такого момента, можно с уверенностью утверждать, что он никогда и не наступит, ибо замкнутость, религиозные, бытовые и географические условия обусловливают неизбежную медленность культурного развития инородцев-мусульман; следовательно, они всегда будут отставать в культурном отношении от остального населения Империи.

Оставление горцами аула при приближении русских войск, худ. П. Н. Грузинский, 1872
Оставление горцами аула при приближении русских войск, худ. П. Н. Грузинский, 1872

Единственным, наиболее действительным средством для устранения этой разницы, является приведение инородцев в соприкосновение с населением иного, более культурного уклада жизни. Проведение инородческой молодежи через ряды регулярных войск явилось бы именно тем могучим средством, которое сблизило бы её с коренным населением Империи и открыло бы широкий и верный путь к проникновению общеимперской культуры в замкнутую ныне среду инородцев-мусульман. Иначе и через 50, может быть через 100 лет и более мы будем стоять в недоумении всё перед тем же вопросом: своевременно ли привлекать инородцев к натуральной воинской повинности…» .