Классический принцип государственной власти, разделяй и властвуй (лат. divide et impera), к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, гласит, что лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями.
Это выражалось в существовании со стороны правящей верхушки различных подходов к одной и той же проблеме по отношению к разным народностям. Так, например, в российской Империи натуральную воинскую повинность не отправляли разные группы населения и племена.
Однако рано или поздно приходиться кое как «причёсывать» выпирающие части, дабы острые углы не создавали дополнительных проблем. В частности, одной из причин «уравнения в правах всех прочих» послужила необходимость увеличить численность армии перед Первой мировой войной.
Военные чиновники всерьёз озаботились этой проблемой и поспешили поначалу подогнать идеологическую базу под будущее тотальное принуждение. Новой доктриной оказалось «сближение» инородцев с коренным населением Империи. Иными словами, армия была бы прекрасным средством «подтянуть» отсталые народности до необходимого культурного уровня большинства.
В своём отношении Министру Внутренних Дел П. А. Столыпину от 6-го июня 1911 года Начальник Генерального Штаба генерал от кавалерии Я. Г. Жилинский как раз и ратовал за такой всевобуч. Мол, армия и станет тем самым мощным «домкратом», который поднимет первобытных дикарей из их мезозойского уровня до необходимого высокоразвитого:
«… Культурное развитие Кавказских мусульман, конечно, стоит значительно ниже развития коренного населения Империи. Однако было бы ошибочно связывать своевременность введения для них всеобщей воинской повинности с наступлением какого-то момента, когда культурное развитие этих инородцев достигнет одинаковой высоты с развитием прочего населения. Но, говоря уже о том, что вообще затруднительно определить наступление такого момента, можно с уверенностью утверждать, что он никогда и не наступит, ибо замкнутость, религиозные, бытовые и географические условия обусловливают неизбежную медленность культурного развития инородцев-мусульман; следовательно, они всегда будут отставать в культурном отношении от остального населения Империи.
Единственным, наиболее действительным средством для устранения этой разницы, является приведение инородцев в соприкосновение с населением иного, более культурного уклада жизни. Проведение инородческой молодежи через ряды регулярных войск явилось бы именно тем могучим средством, которое сблизило бы её с коренным населением Империи и открыло бы широкий и верный путь к проникновению общеимперской культуры в замкнутую ныне среду инородцев-мусульман. Иначе и через 50, может быть через 100 лет и более мы будем стоять в недоумении всё перед тем же вопросом: своевременно ли привлекать инородцев к натуральной воинской повинности…» .