Началу обучения игре на гитаре в немалой, и даже в основной степени, поспособствовала услышанная мной с нашего старенького кассетника «Весна», болеющего падучей болезнью (он постоянно падал с подоконника второго этажа на асфальт) композиции «The House of The Rising Sun» («Дом восходящего солнца») в исполнении группы «The Animals».
Кассета была заезжена до неузнаваемости, запись была, соответственно, преотвратного качества, но, всё же, я был совершенно очарован красивейшей гитарной партией. Я и по сей день считаю эту вещь подлинным шедевром и частенько её прослушиваю. Желание научиться сыграть её на гитаре самому возникло спонтанно, и было просто непреодолимым, превратясь в навязчивую идею. Но, одного желания, к сожалению, недостаточно. Необходимо иметь ещё музыкальный слух и чувство такта, а также инструмент и наставника, имеющего достаточный запас терпения. По первым двум пунктам вопросов не предвиделось: Создатель не поскупился, спасибо Ему и хвала, а вот с двумя остальными было неважно. Чтя и сохраняя наследие Великих, наша держава ничуть не была обеспокоена заботой о нас, сермяжных, и купить обычную гитару было проблематично. Впрочем, грешу. Было, было в продаже одно изделие, достойное отдельного описания! Услышав стенания страждущих, Балабановская спичечная фабрика
напрягла свои производственные мощности и выдала результат. Результат стоил 16 рублей, и его звучание напоминало утробные звуки, извлекаемые туземным шаманом из бубна, а счастливый приобретатель означенного инструмента сразу сталкивался с необходимостью доводки этого полуфабриката до ума, и всячески тщился в попытках добиться от оного хотя бы видимости на взаимность, благо в комплекте к нему прилагался ключ для регулировки высоты грифа относительно струн.
Никого эти переделки особо не останавливали, ибо в такие моменты ощущаешь себя пусть не Господом Богом, но, как минимум, Страдивари точно. Выглядел сей процесс следующим образом. Выставляем гриф железнейшим ключом в неполную параллель к струнам, настраиваем, пробуем играть. Дребезжит на верхних порожках, поскольку гриф кривой. Но для этого человечество и создало надфиль! Подпиливаем порожки, подстраиваем, меняем угол наклона грифа. Так, теперь дребезжит на нижних. Подпиливаем, подстраиваем, пробуем... Цикл повторяется, до получения нужного результата, либо, до полного истощения и расшатывания нервной системы, тут уж как повезёт. Можно было, конечно, просто выстрогать гриф на листе наждачки, уложенной на ровную поверхность, предварительно удалив порожки, но это уже граничило с фанатизмом, и на сие действо редко решались даже самые отрывные... Насмотревшись в магазине на грифы с различной степенью кривизны, я всё же решил воздержаться от этих подарков Судьбы, а поехал в Канск и привёз оттуда полуакустическую гитару ленинградской фабрики, стоимостью 32 рубля.
Звучание у неё было неплохим, хотя слегка хромала акустика. Но строй она держала идеально, как выяснилось впоследствии. К тому же, на ней был установлен звукосниматель, что позволяло её использовать в качестве электрогитары.
Я остро нуждался в гуру. Он был мне необходим, как воздух. И Великий Хип услышал горячечные молитвы своего преданного апостола и не обошёл меня своей благодатью. Когда я сидел и уныло пиликал на одной струне «в траве сидел кузнечик», на душераздирающие стоны истязаемого инструмента в комнату заглянул Витя Петрунин, – малознакомый парень лет на пять старше меня. Витя молча вынул из рук неофита инструмент, провёл по струнам, досадливо поморщился, присел и стал настраивать. Я сидел рядом и с благоговением наблюдал за действом. Настроив и взяв несколько проверочных аккордов, Витя неожиданно (о, боги!) сыграл классическим перебором «Дом солнца»! С этого момента он был обречён. Я преследовал сего достойного носителя знаний бесконечно и с маниакальным упорством, жадно впитывая, как губка, всё, что он показывал и рассказывал, и первым вопросом, который я задавал бабушке-вахтёрше, возвращаясь из очередной поездки, было: «Витя здесь?».
К процессу обучения Витя, не желая тратить время впустую, подошёл основательно, первым делом проверив наличие у меня музыкального слуха, и оставшись более чем доволен результатами своих исследований. Ноты не знали ни я, ни он, являясь обычными «слухачами», поэтому, по Витиному совету, я купил общую тетрадь, аккуратно её разлиновал в виде струн, и точками проставлял обозначения аккордов. Способ распространённый, многие им и сейчас пользуются.
Занимался я фанатично, используя всё свободное время в промежутках между поездками, и не обращая на боль в подушечках пальцев, и не проходящие рубцы на них от струн, ни малейшего внимания, за что и бывал неоднократно изгоняем соседями по комнате, несколько однобоко воспринимающими мою тягу к прекрасному. Основной упор я изначально поставил на игру «перебором», справедливо рассудив, что брякать по струнам может любой, и ритм освоить никогда не поздно. Кроме несомненной красоты в звучании, перебор чрезвычайно требователен к точности постановки аккордов и прижиму струн к грифу, и совершенно не прощает даже малейшей неряшливости в исполнении, поэтому я прогонял десятки и сотни раз одни и те же пассажи, добиваясь максимально чистого и яркого звучания. Репертуар своего наставника я освоил довольно быстро и пошёл, не оглядываясь, дальше: научить меня чему-то ещё он уже не мог... Тот же «Дом солнца» в моём исполнении звучал намного качественнее и богаче, благодаря непрерывной работе над перебором, и привнесению новых звучаний в классическое исполнение. Перебор двумя пальцами «через струну» в мелодичной композиции «Дождь осенний слёзы льёт целый вечер напролёт» я осваивал уже самостоятельно. При правильном исполнении звуки этого перебора действительно сильно напоминают звук падающих капель…
Много позже, уже во время проживания в Тёе, насмешница Судьба издевательски предложила мне сильно шаржированный и гипертрофированный вариант описанной выше ситуации, заставив примерить на себя костюмчик гуру. В нашем общежитии проживала Валя Янцен, крупная полная девушка, воспылавшая желанием обучиться игре на гитаре. И всё бы ничего, но тестирование выявило полное отсутствие у неё не только слуха, но и чувства такта и ритма. Будь у Вали хотя бы малейшие задатки, – она стала бы величайшим исполнителем, настолько велики были её любовь к гитарной музыке и всесжигающая страсть к овладению инструментом. Валя преследовала меня безжалостно, беспощадно, методично и целенаправленно. В сравнении с ней, я, со своим прессингом Вити Петрунина, выглядел просто агнцем Божьим. Судьба, Устроительница моей жизненной тропы, – дама с весьма специфическим чувством юмора, в ответ на мои стенания и зубовный скрежет лишь ехидно и бармалейски улыбалась, и иезуитски подёргивала плечиком, – примерь на себя, голубчик! Валя подошла к решению проблемы с чисто немецкой пунктуальностью. Она расчертила тетрадь сообразно моим указаниям, но, учтя неутешительные результаты тестов, внесла необходимые дополнения: «Сколько раз нужно провести по струнам на данном аккорде?» От подобных вопросов я впадал в ступор, извилины начинали заплетаться, образуя перекрёстки и разветвления, и я счёл за благо просто подсчитывать вопрошаемое число, которое Валя пунктуально вносила в свою таблицу. Но это было ещё не всё! Валя решила сопровождать свои инструментальные экзерсисы вокалом!
И вот это было по-настоящему убийственно. Уже на третий день занятий соседки с треском выперли Валю из комнаты (что мне, в общем-то, знакомо и понятно). С этого дня и часа в нашей общаге началось новое летоисчисление: До и После. Коллективная оппозиция Валю не смущала ничуть, и её душераздирающие вокальные эксперименты, в сочетании с арифметически выверенными аккордными пассажами, гулко раздавались по длинному общежитскому коридору, наводя тоску и ужас на его обитателей... Фредди Крюгер из «Улицы Вязов»?
Да это просто невинное дитя со своими смешными когтями!..
Юрий Русяев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте здесь:
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
======================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
======================================================