Найти в Дзене
Bond Voyage

Мода в СССР. Хип и Клёш

Вначале было слово... Нет, не так… Вначале был Клёш, и в гамаке, сплетённом из звёздных нитей, и висящем среди пространства, возлежал Великий и Бессмертный Хип в клёшах 24 на 32, пошитых ему второпях в каком-то Ливерпульском Доме быта, вспоминал былое и думал о грядущем. Канули в прошлое шаровары, стиляги с их дудочками и коками, и нужно было двигать дальше. Хип опять с неудовольствием взглянул на свои брюки и в очередной раз горько вздохнул, помянув незлым тихим словом недобросовестного портняжку:

– Вот паршивец, как пошил! Не мог выкроить поровнее... Такой материал угробил! С лавсаном! Ну, что это такое? Просто срам! В коленях узко, внизу болтается... Жаль, что я против насилия – пришил бы ...ада!

Хип встал и прогулялся по Вечности. Налетевший ветерок шаловливо заиграл низами его клёшей, и Бог Всеобщего Пофигизма приостановился и с любопытством посмотрел вниз:

– Гм... А, что-то в этом есть!

Хип ещё немного погулял, осваиваясь с индпошивом, вернулся, прилёг в свой гамак, воскурил фимиам и надолго задумался. Затем, сильно затянувшись, выпустил клубы мерцающего и переливающегося многоцветием дыма в толпу бестолково мечущихся у подножия Вечности апостолов, прочищая их смятенное сознание. Лица адептов просветлели, и они ринулись в разные стороны нести в массы волю Великого… Так гласят руны, саги и летописи, отлитые в граните и базальте...

Моё знакомство с клёшами я склонен датировать примерно серединой семидесятых. Именно тогда они во множестве стали появляться на улицах, и невероятно быстро завоевали сердца и помыслы всей молодёжи, независимо от статуса, политических взглядов и материального положения. Можно, конечно, провести экскурс в историю и выяснить, что первые клёши появились ещё в начале XVIII века в американском флоте,

Из открытых источников
Из открытых источников

а также вспомнить матроса Железняка, берущего Зимний именно в этом предмете туалета, и, единственно, дополнившего его пулемётными лентами и деревянной кобурой с Маузером К-96,

Иван Владимиров. Погром винного магазина
Иван Владимиров. Погром винного магазина

но сейчас речь идёт не об этом, а о нашей с вами современности. Клёш вошел в нашу жизнь быстро и уверенно, и тут же стал непрерывно эволюционировать, как и любой другой вирус, впрочем. В неповоротливой системе советского фабричного пошива он, Клёш, отсутствовал, по определению, поэтому цеха Домов быта и прочие пошивочные мастерские трудились с полной нагрузкой, как дизель в Заполярье, благо текстильная промышленность работала на редкость продуктивно, в отличие от швейной, и добротными тканями, хороше-разными, прилавки были буквально завалены. Крепдешин, маркизет, поплин, лавсан… Не берусь судить по поводу первых трёх позиций, но лавсановые ткани ценились особо. Брюки, пошитые из этого материала, практически не изнашивались… В продаже были в то время и весьма качественно сработанные костюмы польского производства, ими были завалены все сельмаги, но их никто не покупал, хотя пиджаки были добротные и сидели, как влитые, то брюки шились в расчёте на коротконогих и широкозадых поляков и очень мало кому подходили. Но я немного отвлёкся.

Берём купленную ткань и ищем, где пошить. Выбор был невелик: Дом быта, где работали крепкие профессионалы, говорю это без сарказма, – шили качественно, но долго, и, категорически, без изысков, время такое было. И пункт два: частники, – тут уже как повезёт. Но эти вопросов не задавали: за ваши деньги любой каприз. Попадались иногда уникумы. Как-то раз мне нужно было ехать на свадьбу в качестве друга жениха. Понятно, что друг – лицо присутственное и должен выглядеть, мероприятие ответственное, как-никак, в чём попало идти – не комильфо, нужны новые штаны. И, желательно, – вчера. Дом быта отпал сразу, но мне посоветовали одного кудесника, дали адрес. Пришёл, объяснил суть проблемы. Парень, назвавшийся Павлом, окинул меня взглядом:

– 48, четвёртый рост. Пожелания?

– 24 на 32, – канонов я придерживался строго, – пояс под широкий ремень, две пуговицы, карман – косая рамка.

– Ясно. Сиди, жди.

Ещё раз внимательно меня осмотрев, мастер положил мой материал на стол, сделал какие-то лёгкие, едва заметные пометки мелом, взял здоровенные ножницы и стал его резать с непостижимой скоростью, без всяких измерений и выкроек. Он резал, я с интересом наблюдал и соображал: «Так, материалу капец, это уже ясно… В чём же идти? Попрошу у Миши Кротова, мы примерно одного размера...»

Видимо, глаза от увиденного у меня всё-таки расширились, потому что Павел весело ухмыльнулся:

– Не дрейфь, чувак, всё пучком!

Через полчаса протянул мне смётанные на живую нитку брюки:

– Меряй!

Я аккуратно надел этот эскиз, и Паша быстро стал вносить в него поправки.

– Снимай!

Сел за крутую профессиональную машинку и стал строчить.

Таких брюк у меня ещё не было. Пошиты и подогнаны они были просто идеально! Ну, и деньги Паша взял тоже нормальные за свою работу, и отдал я их без всякого сожаления, – Мастер!

Позже я много раз рассказывал этот случай, в том числе знакомым швеям, и их вердикт был всегда однозначным – этого не может быть, потому что не может быть никогда! Согласен, не может быть. Но, было!

Итак, я поехал на свадьбу к другу, а Клёши продолжили своё победоносное шествие по планете, непрерывно видоизменяясь и эволюционируя.

Канонические 24-32 оставались прежними, а вот низ непрерывно изменялся в сторону увеличения.

Из открытых источников
Из открытых источников

34, 36, 38, 40 и далее по возрастающей. Но всё сущее имеет свой предел, не так ли? И Великий Хип с интересом наблюдал, как его последователи перейдут очередной Рубикон. И решение было найдено! В клёши стали вставлять клинья!

Из открытых источников
Из открытых источников

Причём вид они имели весьма многообразный и причудливый. Вначале это были просто клинья из того же материала, но их быстро вытеснили контрастные по цвету и легкосборивающиеся, а затем, и даже одномоментно, появился клин-гармошка. Это нужно было видеть! Хиляет чувак в таких клёшах, гармошка немыслимой расцветки начинается от колена, и при каждом его шаге она разворачивается во всю ширину, а потом снова собирается! Ходить в таком прикиде тоже нужно было уметь: быстро не пойдёшь, запутаешься, поэтому чувак и не идёт, а именно хиляет. Пару раз доводилось даже видеть вшитые в гармошку лампочки от карманного фонарика, с питанием от плоской батарейки. В тёмное время суток – зрелище незабываемое!

Пояса также менялись в сторону расширения, и очень быстро пуговиц на них стало не две, а три, а то и четыре, а талия, естественно, поднялась. Особенно выигрышно такие клёши смотрелись на девушках.

Из открытых источников
Из открытых источников

Пояса часто дополнялись широким ремнем, с ещё более широкой модной пряжкой из жёлтого металла.

Между делом был вариант клёшей с широкими манжетами, но продержался он недолго, ввиду крайней непрактичности, – зашёл и вышел, не оставив особого следа в истории. Рамки карманов также изменялись, выпрямляясь, и очень скоро из косых стали просто прямыми.

К клёшам прилагалась рубашка с отложным воротником а-ля «уши спаниеля» и расцветки яркой чрезвычайно. В брюки она не заправлялась, а завязывалась узлом чуть выше пояса. С вышеозначенным узлом тоже не всё так просто. В идеале он должен был быть увязан, как образцовый пионерский галстук, и уж, во всяком случае, не так, как узел, именуемый на флоте «бабий». Неряшливо увязанные узлы, равно как и кепки-шестиклинки, не приветствовались: «Бэрримор, Вы чё, митёк?» «Ну, дык, ёлы-палы, сэр!» (авторская сноска). Рубахи в стиле «попугай» постепенно вытеснялись батниками, облегающими водолазками и футболками. Батник – облегающая рубашка строгого покроя, однотонной расцветки и с нагрудными кармашками. Застёгивался он не на пуговицы, а на кнопки, и на узел не завязывался, а заправлялся строго в брюки, а в некоторых случаях носился навыпуск. Водолазки и футболки также призваны были максимально обтягивать могучие и не очень торсы поборников Непрерывного Отдохновения и апологетов Извечного Торчка и Всеобъемлющего Оттяга, то есть быть «в облипочку».

Футболки с цветной фотопечатью в то время можно было увидеть только в ярких иностранных журналах и в зарубежных фильмах, поэтому широкое распространение получили набивные трафареты, как правило, монохромные. Тематика изображений была широка чрезвычайно, начиная от обычных надписей и заканчивая сложными рисунками, но доминирующих направлений было несколько. Возглавляли сей список, пожалуй, изображения группы «Битлз»

Из открытых источников
Из открытых источников

и Владимира Высоцкого. Затем были более сложные в изготовлении изображения мотоциклистов на кроссовых моциках. Здесь уже нужно было быть настоящим мастером, коим ваш покорный слуга и являлся. Несколько позже стали появляться рисунки с каратистами, как правило, в прыжке, именуемом «тайфун». Девушки обожали портретное изображение себя любимой с обязательной надписью под ним – «It is me!», и здесь я отрывался по полной, поскольку это уже совершенно другой уровень – нарисовать портрет, а затем перевести рисунок в трафаретный формат совсем не просто...

Туфли также подверглись кардинальным изменениям. Они должны были быть тупоносы и на максимально толстой платформе. При ходьбе их необходимо было ставить носками несколько вовнутрь и делать мелкие шажки, ибо так заповедовал Великий и Непогрешимый.

Из открытых источников
Из открытых источников

Дополнять и завершать образ хиппаря призвана была прича. Волосы, называемые битлами, отращивались до плеч, и это обязательно! Ну, и очки солнцезащитные желательны были крайне, но тут был провис. То, что лежало на полках, носить было немыслимо: толстая роговая оправа ядовито-коричневых цветов и формы совершенно невнятной и невразумительной, отбивала всякую охоту к покупке. Дизайн у изделий отсутствовал полностью. И здесь страждущему хиппарю была только одна дорога – в Канск, на барахолку... Между тем у вируса непрерывно появлялись новые штаммы. Зауженность в колене стала постепенно исчезать, расширение начиналось непосредственно от пояса, который, кстати, стал значительно уже, а затем и вовсе исчез. Это были уже не клёши, а «колокола», которые плавно видоизменились в «трубы» – монструозного вида штанины с одинаковой шириной вверху и внизу. У «труб» пояс уже отсутствовал напрочь, равно как и карманы. Шились они из тканей немыслимых расцветок, но предпочтение отдавалось канареечным оттенкам и в крупную клетку. Впрочем, иногда можно было встретить «трубы» вполне приличного вида, диаметра и из однотонной шерстяной ткани тёплых оттенков. В этом случае на их боковые плоскости наносился яркий и многоцветный растительно-цветочный орнамент. «Колокола» и «трубы» я не носил категорически, отдавая предпочтение классическому клёшу, да и продержались они недолго, – Великий увидел полную нежизнеспособность новых штаммов, раздражённо дунул и они исчезли с лица земли, так и не сумев стать классикой…

На девушках «колокола» и «трубы» увидеть можно было нечасто, а вот обычные клёши они носили с удовольствием, и в их случае широкие пояса и завышенная талия были вполне уместны, как уже было описано выше. Дополнялись они широкими же ремнями с яркими пряжками и облегающими блузками немыслимо ярких расцветок с такими же, как у парней, отложными воротниками. Нередко можно было увидеть и «лапшу» – вязаную резинкой кофту, которая сильно растягивалась и плотно облегала всё, что только можно было. Различные обтягивающие водолазки с высокими воротниками и футболки также пользовались повышенным вниманием у представительниц прекрасного пола, как и у парней, только на водолазки они часто наносили какие-либо цветочные аппликации. Хип с великим любопытством и удовольствием наблюдал за этим буйным калейдоскопом красок и фасонов, изредка нашёптывая что-то в прелестные маленькие ушки, увешанные всевозможной бижутерией. Так явились свету великолепнейшие босоножки на чрезвычайно высоких каблуках и подошве – их отрыв от горизонта нередко достигал 11-ти сантиметров, а иногда и более. Правда, передвигаться на этой совершеннейшей обуви могли только дамы субтильные, небольшого роста (что и понятно – невысоко падать, если что, и не очень громко) и на очень недалёкие расстояния...

Здесь я хотел бы упомянуть о ещё одном весьма устойчивом вирусе, тень коего и по сию пору витает в Вечности и проявляется (да и всегда будет проявляться) в любой реальности. Речь пойдёт о стиле «мини», который наиболее ярко обозначил себя именно в эти годы. Юбочки девушек и молодых женщин стали стремительно укорачиваться, сокращая свою длину до критического минимума.

Из открытых источников
Из открытых источников

Нужно отдать должное нашим прелестницам – в принятии подобных решений они всегда были тверды, последовательны и несгибаемы, что меня лично никогда и нисколько не огорчало (и не огорчает до сих пор), и свои дерзкие мини-юбки они проносили и проносят сквозь года и эпохи, невзирая на вопли поборников нравственности и суд общественности. В этих осуждениях я лично всегда видел всего лишь проявления ханжества, махрового пуританства и канувшие во тьму веков призрачные отзвуки инквизиции... Но я опять отвлёкся на праздные рассуждения. Итак, мини в сочетании с капроновыми чулками явили миру строящегося социализма обновлённое видение реальности. Вышеупомянутый предмет дамского туалета имел сзади тоненький вертикальный шовчик, подчёркивающий стройность женской ножки и являющийся причиной постоянного беспокойства со стороны её обладательницы:

– Молодой человек! Что Вы так пристально смотрите на моё всё, что ниже юбки?

– Девушка, поверьте, – у Вас есть на что посмотреть и повыше! Не сочтите за хамство, но у Вас сдвинулась стрелка. Влево, если смотреть, откуда я, и вправо, если со стороны Вашего великолепного фасада. Я не могу взять на себя смелость её поправить, разве что с Вашего разрешения...

Из дамской обуви также запомнились сапоги-чулки. Были они, как правило, строго чёрного цвета и опять же на высокой платформе. Продержались недолго, но распространены были чрезвычайно широко.

Из открытых источников
Из открытых источников

В причёсках особо ярких направлений, пожалуй, было не очень много, что можно объяснить почти полным отсутствием качественной химии: гелей и лаков для укладки. Был в моде «сэссон» или «сассун», немного позже – «каре», разные завивки... А, чтобы кудряшки держались подольше, их завивали на пиво. Ещё была причёска «лесенка» – боковые пряди выстригались аккуратными уступами, отсюда и название. Чёлочки нередко вытравливались гидропиритом, и находились даже экстремалки, обесцвечивающие полностью всю причёску, но в этом случае необходимо было быть крайне осторожным, – волосы легко можно было просто сжечь.

Всё это великолепие дополняла сумочка на длинном ремешке, перекинутом через дамское плечико. Теперь соберём все детали картины в единое целое и представим чувиху, хиляющую мелкими шажочками на высоченных платформах, в великолепнейших клёшах с широченным поясом, облегающих всё, что находится выше колен, в облегающей же, ослепительно белой водолазке, в пляжных очках на пол-лица, и небрежно помахивающую сумочкой на длинном ремешке. Ну, разве это не великолепно? Да это просто само Совершенство!

Из открытых источников
Из открытых источников

Так думал и Великий Хип, возлежащий в своём гамаке, и с грустной улыбкой провожающий взглядом своих хиляющих адептов... Хип предвидел постепенное исчезновение этого буйства красок и форм, и знал, что сохранится это великолепие в деталях в памяти у очень немногих... Да вот, как раз, в тему... Молодой патлатый парнишка в клешах 24 на 32 тёмно-синего цвета и яркой рубашке с классически увязанным узлом сидел и старательно подбирал на гитаре фирмы «Кремона» аккорды к песне Битлов «Yesterday». Жмите здесь, слушайте песню.

Хип опять грустно улыбнулся и посмотрел за горизонт, где на смену ему готовился к восхождению не менее могущественный Джинс... Король умер… Да здравствует Король!

Юрий Русяев. Редактировал Bond Voyage.

Все рассказы автора читайте здесь:

Юрий Русяев | Bond Voyage | Дзен

===================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

===================================================

Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru

Роман читайте здесь.

Канал. Война на истощение. | Bond Voyage | Дзен

======================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

======================================================