14 января 1814 года в Петербурге состоялось открытие Императорской Публичной библиотеки, впоследствии ставшей Российской национальной библиотекой. Об истории создания первой государственной библиотеки России читайте в материале Михаила Борисова.
Идея витала в воздухе
«Как только представлялась удобная минута, я принималась за чтение...» — писала в «Собственноручных записках» Екатерина II, вспоминая первые годы в России. Императрица любила плутовские романы Лесажа и фривольные жизнеописания Брантома, выписывала свежие тома энциклопедии Дидро и Д'Аламбера и скупала альбомы архитектурных фантазий Пиранези. Она была страстным библиофилом и тратила до 70 тысяч рублей ежегодно на покупку книг. Императрица называла своим молитвенником трактат Монтескье «О духе законов», а своим учителем — Вольтера, труды которого мечтала «разместить повсюду, чтобы их изучали, чтобы выучивали наизусть, чтобы души питались ими».
Идея библиотеки предназначенной для «публичного употребления» и для «общественного просвещения россиян» в правление Екатерины II витала в воздухе. Поводом для воплощения послужил доклад управляющего Императорским кабинетом Василия Попова, который составил план создания национальной библиотеки, который был одобрен императрицей.
В библиотеке Екатерина II собиралась разместить кабинеты для занятий наукой, обсерваторию с телескопом Гершеля, залы древностей, физических и астрономических приборов, «пособия по всем отраслям человеческих знаний — как теоретического, так и практического характера», книгохранилища и сад с фонтаном. Императрицу вдохновлял образ Александрийской библиотеки. По замыслу, петербургская библиотека должна была символизировать просвещенную Российскую империю и торжество науки, литературы и искусства.
Место было выбрано на пересечении Невского проспекта и Сенной (Садовой) улицы, где находился «Аничков дом» — центр книжной торговли в XVIII веке. Проект и строительство здания доверили архитектору Егору Соколову.
Автор здания библиотеки
Егор Соколов родился в Петергофе, был сыном дворцового слесаря, обучался при Канцелярии строений. В 24 года его перевели в столицу под начало архитектора Юрия Фельтена, и он участвовал в строительстве Академии художеств. Затем был помощником Джакомо Кваренги на возведении Александровского дворца в Царском Селе. В архитекторы Соколов был назначен в 1786 году. Кроме Императорской Публичной библиотеки, он участвовал в возведении Михайловского замка и перестраивал здание Почтамта.
По проекту Соколова над цокольным, горизонтально рустованном этажом располагались главные библиотечные залы. Они выделены на фасаде колоннадой и увенчаны статуями ученых древности. Статуи стоят и в нишах боковых ризалитов. Центральное место в здании занимал овальный зал, к нему примыкали большие двухсветные залы, за ними — малые залы. На первом этаже располагалось книгохранилище, на второй этаж вела парадная лестница. Строили здание почти двадцать лет, последнее распоряжение, касающееся выделения средств на нужды библиотеки, императрица дала в октябре 1796 года, за месяц до кончины.
При поддержке государя
Торжественное открытие Императорской Публичной библиотеки состоялось 14 января 1814 года в присутствии Александра I. Библиотекарь Александр Красовский выступил с «Рассуждением о пользе человеческих познаний и о потребности общественных книгохранилищ для каждого благоустроенного государства», за ним произнес речь переводчик «Илиады» и поэт Николай Гнедич, а Иван Крылов прочитал написанную к этому случаю басню «Водолазы». Всего было около 200 приглашенных, среди которых — Гавриил Державин, Орест Кипренский, Василий Стасов.
Первый директор библиотеки Алексей Оленин писал: «Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие... и пользоваться ими безмездно, не унося их токмо домой».
По инициативе Оленина покупались частные собрания — например, библиотеки графа Федора Толстого и книгоиздателя Александра Смирдина. Он издал первое русское библиотечное методическое руководство, а также ввел систему расстановки книг, позволяющую находить их без каталога.
Одной из главных задач Оленин считал пополнение библиотеки древними церковно-славянскими книгами. Так библиотека пополнилась собранием посла во Франции Петра Дубровского, содержащим славянские рукописи. Александр I передал в дар древнейшую из русских рукописных книг — Остомирово Евангелие (1056–1057). В 1810-м библиотеке подарили список Ипатьевской летописи, спустя год граф Мусин-Пушкин преподнес Лаврентьевскую летопись 1377 года, содержащую самый старый список «Повести временных лет».
Новые корпуса
Идея строительства корпуса Росси принадлежала самому Карлу Росси. Архитектор составил план площади c новым зданием библиотеки. Он включил в общую композицию корпус Соколова, сохранив ритм полуциркульных и прямоугольных окон, использовал тот же ионический ордер и так же приподнял колоннаду. Для украшения фасада в лоджии Росси поместил скульптуры Гомера, Платона, Евклида, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вергилия, Корнелия Тацита, Марка Туллия Цицерона и Геродота.
Первым на площади начали строить Александринский театр, где Росси применил новаторскую систему металлических конструкций. В здании библиотеки тоже должны были использовать конструкции из металла, но Николай I пожелал строить из камня. Росси поручил переделывать проект своему помощнику Аполлону Щедрину и даже отказался от годичной платы, посчитав справедливым платить тому, кто действительно работает над проектом. Новое здание было полностью готово в 1832 году. По предложению Аполлона Щедрина новый корпус имел передовую отопительную систему с духовыми печами, водопровод и канализацию.
В 1857-м было принято решение о строительстве читального зала, которое доверили архитектору Василию Собольщикову. Здание с подъемными лифтами для книжных шкафов и специальными залами для художников было открыто в 1862 году.
В 1901-м в линию с корпусом Росси по проекту архитектора публичной библиотеки Евграфа Воротилова было пристроено еще одно здание — новый читальный зал на 400 человек. С корпусом Росси новое здание соединяла внутренняя галерея. Постройка имела 36 гигантских двухъярусных окон для обеспечения читателей дневным светом. В 1918 году библиотеке передали доходный дом купца Балабина на Садовой улице, где в середине ХIХ века был трактир, в котором встречались литераторы. Соседний дом — дом Крылова — издавна принадлежал библиотеке, первый этаж сдавался книготорговцам, а на втором и третьем жили работники библиотеки — к примеру, с 1816 по 1841 год на втором этаже — Иван Крылов, а на третьем — Николай Гнедич.
Новое здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте проектировал коллектив архитектурной мастерской № 6 института «ЛенНИИпроект» под руководством заслуженного архитектора России Владимира Щербина. Здание является образцом позднего советского модернизма. Авторы проекта стремились придать библиотеке монументальный и парадный характер. Открытие крупнейшего в Европе библиотечного комплекса площадью свыше 100 тысяч кв. м состоялось в 2003 году.