Найти тему

Франческо Пезеллино: малоизвестный гений эпохи Возрождения

Увидев в мастерской последнюю картину Тициана, флорентиец Микеланджело похвалил стареющего художника, но по дороге домой вскользь заметил своему другу и биографу Джорджо Вазари, что жаль, что эти венецианские художники так и не научились рисовать. С течением веков контраст между флорентийским "рисунком" и венецианским "цветом" превратился в клише. Это даже вызвало гнев Уильяма Блейка на Королевскую академию за продвижение мягкого венецианского колоризма против истинной традиции рисунка.

Франческо Пезеллино. Ок. 1445-50 гг.
Франческо Пезеллино. Ок. 1445-50 гг.

Когда мы думаем о Флоренции эпохи раннего Возрождения, на ум сразу приходят такие великие мастера, как Маpаччо, Фра Филиппо Липпи и Фра Анджелико. Но не менее значима для искусства фигура Франческо Пезеллино, который при жизни вызывал огромное восхищение, но с течением времени стал неизвестен широкой публике.

Франческо Пезеллино. История Давида и Голиафа (деталь). Ок. 1445-50 гг.
Франческо Пезеллино. История Давида и Голиафа (деталь). Ок. 1445-50 гг.

Пезеллино родился в 1422 году и еще мальчиком попал под крыло своего деда Джулиано Пезелло, также художника. К своим 20 годам он завоевал репутацию мастера тонких, небольших по размеру работ, изобилующих деталями. По этой причине ему часто заказывали изготовление личных предметов для частной молитвы или украшение домашних интерьеров. Примечательно, что некоторое время он работал в тесном сотрудничестве с Фра Филиппо Липпи. Когда тот умер в 1457 году от чумы в возрасте всего 35 лет, Липпи даже взялся завершить незаконченную роспись для главного алтаря церкви Святой Троицы в соседнем городе Пистойя.

Франческо Пезеллино. Триумф Давида (деталь). Ок. 1445-50 гг.)
Франческо Пезеллино. Триумф Давида (деталь). Ок. 1445-50 гг.)

Серия панелей про жизнь Давида демонстрирует талант Пезеллино выстраивать сложные повествовательные сцены, наполненные экзотическими животными, богатыми нарядами и геральдической символикой на фоне атмосферных ветреных пейзажей. Красные колпаки и филигранные фраки, тисненые доспехи и украшенные поводья лошадей оживляют кавалькаду. Однако поэзия красок Пезеллино наиболее ярко проявляется опять-таки в его небе: яркость переднего плана на фоне низкого угрожающего неба белого, серого и голубого цвета, заслоняющего день.

Франческо Пезеллино. История Давида и Голиафа. Ок. 1445-55 гг
Франческо Пезеллино. История Давида и Голиафа. Ок. 1445-55 гг

Земля на панелях темная, глубокого зеленого цвета, почти черная. Это создает резонансную обстановку для бледных цветов, которые написал Пезеллино, — цветочное ассорти, напоминающее "Весну" Боттичелли. И хотя он хорошо разбирается в цвете, но это лишь часть острого взгляда на природу. Именно здесь проявляется флорентийская привычка к тщательному рисованию, ведь панно Пезеллино "Давид и Голиаф" наполнены резко проработанными, с любовью изображенными животными. Жизнерадостные собаки рыщут, сидят и нюхают цветы. Лошади встают на дыбы, отдыхают и, сражаясь, умирают.

Франческо Пезеллино. Король Мельхиор, плывущий в Святую землю (1445-50)
Франческо Пезеллино. Король Мельхиор, плывущий в Святую землю (1445-50)

Картины Франческо Пезеллино охватывают все основные темы, характерные для флорентийского художника начала-середины 1400-х годов, от поклонения волхвов до Благовещения. Но в памяти всплывают его интенсивные, почти психоделические синие, красные и золотые цвета. На его картине "Король Мельхиор, плывущий в Святую землю" рассветное небо разворачивается слоями розового цвета на фоне лазурных небес, прекрасно прорисованных и свободно нарисованных кистью. Это не жестко "сконструированная" картина: вы чувствуете, как меняется свет, и понимаете, что Пезеллино запечатлел уходящую красоту короткого мгновения.

Франческо Пезеллино. Триумф Давида (деталь). Ок. 1445-50 гг.
Франческо Пезеллино. Триумф Давида (деталь). Ок. 1445-50 гг.

"И если бы Пезеллино [про]жил дольше, то, судя по тому, что мы знаем, он сделал бы гораздо больше того, что сделал, ибо был в искусстве старательным и не переставал рисовать ни днем, ни ночью.", — так резюмировал достижения Пезеллино великий итальянский историк искусства XVI века Вазари.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Заметки на полях странно категоричной книги “Что такое искусство?” Артура Данто

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

Скрытые шутки в голландских произведениях искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗