В конце позапрошлого и в самом начале прошлого века одними из самых заметных «игроков» на рынке доходной недвижимости Петербурга были… производители кирпича – самого востребованного строительного материала того времени. С учетом столичного строительного бума ситуация вполне естественная. У этих людей были деньги, самая актуальная рыночная информация, необходимые связи и конечно возможность заметного снижения себестоимости строительства. До нашего времени сохранилось довольно много доходных зданий, некогда принадлежавших «кирпичным королям». Об этих, порою очень интересных, домах и знаменитых некогда семействах Захаровых или Стрелиных я писал не один раз. Но уже описанным история конечно не ограничивается. Вот допустим еще один замечательный пример. Да еще и прямо на Невском проспекте…
В 1897-м большой участок с «имеющимися строениями» между Невским проспектом и Тележной улицей приобрел потомственный почетный гражданин, купец второй гильдии Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков. Надо отметить, что Дмитрий Иванович числился отнюдь не столичным купцом, а представителем почтенного сословия Шлиссельбургского уезда, где собственно и размещались принадлежавшие ему производственные мощности. В этом уезде в 1893-м он приобрел первый кирпичный завод, а еще через три года купил еще один. И, судя по всему, бизнес Тырлова-Жданкова стал очень быстро набирать хорошие обороты не смотря на большую и довольно жесткую конкуренцию. При этом, интересен тот факт, что Дмитрий Иванович «занялся кирпичом» достаточно поздно. Второй заводом он обзавелся в возрасте 50 лет, а недвижимость на Невском приобрел когда у него, и его супруги Матрены Петровны, было уже четверо детей… Дом на Невском проспекте был не единственной недвижимой собственностью Тырлова-Жданкова в Петербурге, но именно здесь он проживал сам со своим семейством в тринадцати комнатной квартире, и именно здесь располагалась его столичная контора. Одним словом, совсем не случайно в 1900-м Дмитрий Иванович затеял тут масштабную перестройку.
Для выполнения работ был приглашен известный и весьма востребованный мастер «купеческой эклектики» Петр Иванович Гилев. За плечами выпускника Императорской академии художеств имелся очень солидный опыт реализации подобных проектов, где, с одной стороны, требовалось соответствие пониманию солидности и респектабельности весьма консервативным заказчиком, а с другой – его же требованиям о доходности буквально каждого вершка имеющихся «площадей». В такой ситуации Петр Иванович отнюдь не стремился к созданию шедевра архитектуры или уникального произведения. Он просто очень умело и профессионально компоновал уже отработанные решения в полном соответствии с особенностями конкретного места. Прямоугольный участок оказался плотно застроен по периметру и, в добавок, разделен на три узких двора внушительными поперечными корпусами.
Лицевой пятиэтажный корпус, выходящий на Невский проспект, сделан идеально симметричным – с двумя боковыми парадными, характерными боковыми эркерами и центральными въездными воротами.
«Солидный» декор фасада времен поздней эклектики был на самом деле «собран» из довольно распространенных «образцов» с привычными акцентами в делении этажей по «классам» помещений. Внушительно, хотя и без особой помпезности.
Парадные тоже не блистали оригинальностью или особым размахом. Стандартная планировка «двойного выхода» в лицевой корпус и боковой флигель с «длинными» лестничными маршами и широкими площадками.
Интересные, хотя и откровенно «каталожные» лестничные ограждения, напольная плитка, двери, камин в холле… Впрочем все вполне прилично и удобно.
Заказчик похоже работой Гилева был удовлетворен полностью и получил именно то что хотел – респектабельную «внешность» со всеми техническими новинками своего времени и увеличение общего числа квартир почти в три раза по сравнению со старым домом…
Для Дмитрия Ивановича дом сей играл роль своеобразного символа семейного достатка и успеха. Уже разместившись на Невском Тырлов-Жданков постепенно стал одним из крупнейших кирпичных заводчиков столицы, привлек к развитию бизнеса старших сыновей и к 1914-му ему принадлежало уже шесть кирпичных заводов. Не менее активен был он и на рынке доходной недвижимости в конечном итоге приобретя шесть зданий в Петербурге (похоже он питал какую-то слабость к этой цифре). И вот что интересно и не очень обычно для того времени. Вплоть до революции, даже уже будучи почтенным семидесятилетним «патриархом», Дмитрий Иванович адрес своей «резиденции» не менял…
Такая вот история.
P.S. Дом этот остался памятным в истории города, но память эта оказалась никак не связана с фамилией Тырлов-Жданков. 6 сентября 1941-го, во время первого немецкого авианалета на Ленинград именно этот дом стал первым зданием в который попал немецкий фугас. Его средняя часть была разрушена. Восстановили разрушенное в 1946-м.