Есть в Москве дом, связанный сразу с несколькими известнейшими людьми, а еще этот дом своего рода «родственник» нескольких построек в Таганроге.
Но обо всем по порядку. Нам с вами в центр города. До Боровицких ворот – 50 метров.
Задираем голову и на фасаде читаем надпись: «Сшиблись вдруг ладьи с ладьями, и пошла меж ними сеча. Брызжут искры, кровь струится, треск и вопль в бою сомкнутом». Батальная сцена изображает два войска, над ними витает седовласая «Баба-Яга». Панно с батальной сценой – два. Всего керамических вставок – пять.
Это – цитата из поэмы Алексея Константиновича Толстого «Боривой». Сочинение драматурга-норманниста не слишком было известно, конечно, но в 1914 году очень актуально звучало. Поэма «Боривой» посвящена событиям 1147 года, когда три могучих племенных державы Балтийских славян – ободриты-рерики, поморяне, и жители острова Рюген (тогда – Руян), русы – в последний раз вместе встали против крестоносных захватчиков.
Немного про дом: В 1912 году архитектор Гончаров строит по заказу Петра Гавриловича Солодовников трёхэтажный доходный дом, в 1913 году подросший на этаж. Дом с пяти- и шестикомнатными квартирами был вполне современен, оборудован лифтами. И украшен майоликовыми панно.
По предположению исследователей В. Петровой и М. Нащокиной, рельефные детали самого большого центрального панно с девушкой в окружении морского царства выполнены по отливкам Михаила Врубеля. В центре, словно в окошке, на голубом фоне моря изображена девушка с тёмными распущенными волосами, окруженная желтыми цветами. Эту же девушку с серёжкой мы можем встретить… в Таганроге, если дойдём до особняка Шаронова. На нем же мы увидим и батальные сцены, авторство которых приписывают тоже Врубелю. Учёные нашли ту, кто послужила прототипом девушки-русалки – считается, что изображена гостившая в Абрамцево кареглазая шатенка балерина Гузикевич.
Две крайних картины по своему замыслу никак не связаны с предыдущими. На левом панно изображена сцена борьбы вооружённого копьём героя с двумя драконами, на правом – два золотых грифона, стоящих спинами друг к другу между странной чашей с белыми лепестками. В книге «Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии» можно найти предположение, что в Лебяжьем переулке помещено монументальное полотно «Битва с драконом», выполненное по эскизу А. М. Васнецова 1890-х годов. Так ли это – ещё предстоит выяснить.
Врубель, Мамонтов, Солодовников, Гузикевич. А кто ещё?
Поэт Борис Пастернак.
Борис Леонидович Пастернак жил в этом доме в квартире №7 дважды, осенью 1913-го и весной 1917-го. «Коробка с красным померанцем – моя каморка...» – писал он о занимаемой им комнате в 1917 году в стихотворении «Из суеверья».
Сходите – посмотрите.