Петровск Саратовский. Поездка в село Новозахаркино.
Зима в этом году нас не балует хорошей погодой. В постоянной череде метелей, заморозков и оттепелей просто сложно выбрать подходящее время для отдыха на природе. А, ведь так хочется солнечных лучей и хотя бы немножко тепла…
Сегодня, все же, решил выбраться из дома…, и наш путь лежит в село Новозахаркино Петровского района.
Интересно, когда же я был здесь последний раз? Наверное, прошлым летом, когда ездил в заречную часть села – бывшую Сосновку…
Погода просто не на шутку разошлась – снег, метель… Школьникам даже занятия сегодня отменили.
Вот если и Дом Культуры в селе тоже закрыт…
Даже из машины выходить не хочется (не то, что фотографировать ещё что-то)…
Ну, вот… здесь, пожалуй, лучше… даже теплее на душе стало.
А новогодний наряд зеленой красавицы сразу напомнил о приближении Старого Нового Года.
Вроде бы, обычный будний день…, а тут такая уютная сельская библиотека!
Тебя встречают внимательные работники Дома Культуры…, и, такое ощущение, что, как будто бы, ты с ними знаком уже не первый год…
Как точно подмечено: Дом, где согреваются сердца.
Библиотека Дома Культуры села Новозахаркино проводит большую массовую работу с различными группами пользователей. Сюда приходят и взрослые, и дети. Общее количество читателей здесь более 600 человек. Книжный фонд насчитывает более 6600 книг.
И ещё я здесь обратил внимание на одну особенность: как-то совсем незаметно мы перешли от книжных героев к героям нашей современной действительности - жителям нашей страны и жителям села Новозахаркино.
"От героев былых времен"...
До героев наших дней.
И ещё… Мне бы хотелось предложить несколько биографий жителей села Новозахаркино, хранящиеся в музее Дома Культуры. И, конечно же, дополнить материал архивными фотографиями.
История первая.
Среди доярок Новозахаркинской молочной фермы колхоза им.Чапаева, коммунистка В.И.Сбиритова одна из первых.
Родилась Валентина Ивановна в селе 1-ая Сосновка 8 июня 1936 года. Родители были простыми крестьянами. Отец работал трактористом, а мать была разнорабочей. Когда отца Валентины Ивановны забрали на фронт, у матери на руках остались двое детей. Жили они в тяжелых условиях: хлеба не хватало, обуви и одежды не было, поэтому и учиться не было возможности. Валентина Ивановна закончила 4 класса, затем 14 лет работала на железной дороге. Жизнь её круто изменилась, когда её пригласил председатель колхоза и предложил работу доярки. Первое время Валентина Ивановна работала подменной дояркой, потом приняла группу первотелок. Прошло несколько лет, и Валентина Ивановна вырастила из своих первотелок хороших продуктивных коров…
История вторая.
Мария Михайловна Кудерова родилась 22 июля 1927 года в крестьянской семье. В 1938 году вступила в пионеры, закончила 4 класса. Во время войны Мария Михайловна работала на рытье окопов, а после войны работала в колхозе.
Мария Михайловна Кудерова ветеран колхозного производства. За высокие результаты в соц.соревновании опытная и добросовестная доярка была награждена Орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Ударник 9-й пятилетки», многочисленными грамотами…
История третья.
Чевтаев Иван Николаевич родился в 1935 году в крестьянской семье. Жили бедно, в трудных условиях. В 1943 году вступил в пионеры. Окончил 6 классов. Работал в МТС, а после армии пошел работать трактористом и комбайнером. В 1957 году вступил в партию. Имеет Ордена, Медали и грамоты. В 1970 году был награжден Медалью «К 100-летию со Дня рождения Ленина». Орден Трудового Красного Знамени получил за доблестный труд в 1973 году…
История четвертая.
Село Савкино моя малая Родина. Здесь 20 августа 1925 года я родился. С 1932 года по 1939 год я учился в семилетней школе. Первой учительницей была Мишина Ирина Петровна, которая привила любовь к учительской профессии. В 1939 году без экзаменов приняли в Петровское педагогическое училище, т.к.учился на отлично. Окончить училище помешала война, с третьего курса был взят в армию и направлен учиться в Московское минометное училище СВГККА, где срок обучения был сокращен до 6 месяцев вместо 2-х лет. Враг продвигался вглубь страны и нас, молодых бойцов, направили на Воронежский фронт, где летом 1943 года развертывались крупные наступательные бои, особенно сильные под станцией Прохоровка. Я получил должность командира наводок в батарее М13 («Катюш»), в моем подчинении были 4 машины, я отвечал за наводку. С 5 по 11 июля участвуя в боях на Курской дуге, был ранен в левую ногу. После 20 дней пребывания в госпитале снова вернулся в свою часть. После Курской дуги наша часть была направлена на формировку и получение новой техники в Москву. Мы получили ещё более мощный «Миномет-310», который в народе называли «Андрюшей», и были посланы еа 2-й Украинский фронт.
Осень 1943года… Бесконечные бои за каждый город, село, дом. Здесь мне пришлось встретиться с Героем Советского Союза маршалом Г.К.Жуковым.
Затем снова бои… форсирование Днепра, освобождение Киева, Яссо-Кишиневская операция, освобождение Молдавии, переход через государственную границу.
Приближался конец войны, но 25 февраля 1945 года я был тяжело ранен под г.Будапештом. В госпитале встретил и День Победы.
Всю войну мечтал, что если останусь жив, то буду учить детей – буду учителем. И вот после долгого лечения я вернулся на родину.
Мне посоветовали поступать заочно на 3 курс в педучилище обратиться в РайОНО. По направлению заведующей РайОНО Е.М.Кудрявцевой я был направлен на работу в Дмитриевскую начальную школу учителем и заведующим. Переехал жить в Дмитриевку, школа находилась в бывшем кулацком доме. На каждый класс давали по 2-3 учебника, хотя классы были большие. Тетради давали на четверть по 2 штуки, а на уроках писали на газетах. С обувью и одеждой тогда было трудно, бывало, приходили так, что на одну ногу был одет валенок, на другую – сапог.
Новый год встречали весело, но на ёлке были самодельные игрушки из бумаги и ваты, вместо конфет пекли печенья. Несмотря на тяжелые условия жизни, ученики учились хорошо, дисциплину не нарушали.
После заочного окончания педучилища, поступил в Саратовский пединститут на физико-математический факультет, который окончил в 1954 году.
До 1949 года работал в Дмитриевской начальной школе, с 1950 года по 1962 год работал учителем в Селитьбенской семилетней школе Петровского района, семь лет был там директором. После реорганизации Селитьбенской школы в начальную, я был направлен в Новозахаркинскую восьмилетнюю школу на должность учителя математики и завуча. Завучем проработал с 1962 по 1981 год, а учителем математики продолжал преподавать. Общий педагогический стаж – 40 лет.
В Музее Дома Культуры села Новозахаркино собраны биографии многих работников колхоза, ветеранов войны и труда, учителей сельской школы. Большая и очень полезная работа проделана учениками под руководством их учителей и наставников, работниками библиотеки и жителями села.
История села Новозахаркино продолжается… и пока здесь работают прекрасные и неравнодушные люди можно надеяться, что и история их села никогда не закончится.
Большое спасибо работникам Дома Культуры за проведенную экскурсию и предоставленный материал для статьи.