Quanto Costa? На испанском языке это означает “сколько стоит?”, именно этим вопросом пестрит поисковой запрос по сертификации Яндекс.Директа. Откройте сотню сайтов агентств/студий/фрилансеров и все они будут сертифицированными, все будут партнерами, а руководители будут жать на фотографиях руки различным бизнес-тренерам и улыбаться.
Действительно ли сертификации отражают квалификацию специалистов или агентства?
Итак, прежде всего стоит понять, что такое все эти сертификации на самом деле.
Вероятно, когда вы впервые о них услышали, то, скорее всего, подумали о том, что компания, которая ими владеет, достигла серьезного уровня и получила в знак уважения подтверждающую приоритетный статус бумагу? Или же специалист так хорошо вел или знает сервисы, что его заслуги отметили сертификатом. Или были очень сложные экзамены, которые прошли только несколько человек? На самом деле нет.
Разберем примеры Яндекса, потому что он чаще всего мелькает у агентств и специалистов. На деле это применимо практически ко всем вариантам сертификаций от IT-компаний. Почти все в последние 5 лет ломанулись создавать собственные центры сертификации: myTarget, Callibri, Sape, Bitrix, Begun, ВКонтакте и многие другие. Зачем?
Все просто – это обыкновенный вариант маркетинга, реклама. Мы даем тебе статус или сертификат – ты показываешь его клиентам – продаешь наши услуги – приносишь нам деньги. И ничего больше.
Звучит, конечно, не очень красиво, но в корне все происходит именно так. Ну и еще, сертифицированные агентства Яндекс, например, получают возврат от потраченных Вами средств на контекстную рекламу.
Давайте перейдем по ссылке сертификации Яндекс.Директ.
И нажмем кнопку “Начать тестирование”. Все, вы получили возможность сдать тест на получение сертификата Яндекс.Директ. Не ожидали, что все так просто? Ну да, нужно ведь еще ответить на сложные вопросы. Даже с рекламой.
Нет никаких проблем с поиском ответов на Яндекс сертификации в самом Яндексе.
Но вбейте те же вопросы по ходу прохождения теста в поисковик Яндекса и вы найдете все ответы. Да, скорее всего, с первого раза сдать не получится. Но, если приготовить заранее ответы, найдя их актуальную версию в интернете, все получится без проблем.
Вот вам и сертифицированные специалисты. Вы сами можете очень легко стать им.
Да. Что хорошо – сейчас ввели возможность пройти тестирование с прокторингом. Это когда весь тест записывается на вебкамеру и отслеживаются все мониторы и открытые файлы, чтобы не было возможности подглядеть и списать.
На практике и такой тест можно обмануть, хотя тест с прокторингом дает больше уверенности в специалисте. Но и здесь проблема: зачем специалисту тратить на это время и силы, если клиенты не понимают разницы в сертификате обычном и пройденном с прокторингом? Для клиента любой сертификат – это сложная вещь, артефакт. А как он получен – ну кто его знает, видимо тяжело.
Такая же история с другими сертификатами Яндекса – по Метрике, по РСЯ, по ADFOX, Яндекс.Маркету.
Итог
Для начала нужно принять факт, что сертификаты и все партнерства компаний, указанные на сайте, это в большинстве случаев фикция и коммерческий инструмент для “сетевой торговли”. Приняли, теперь жить будет проще.
Далее. Как же объективно оценить квалификацию и профессионализм компании или специалиста? Действительно лучший способ узнать о качестве специалиста или компании – рекомендации знакомых или других клиентов. Только люди, с которыми агентство или фрилансер уже работали или работают, могут сказать, насколько заявленные услуги были оказаны качественно и профессионально.
Ни один сертификат или статус не покажет Вам, как общаются аккаунт-менеджеры, как компания находит решения возникающих проблем, какие делает бонусы своим клиентам и, естественно, насколько качественны их услуги.
Поэтому мы сконцентрировались не на партнерствах и сертификатах, а на наработке большого количества положительных отзывов по нашим проектам: от самых небольших правок до разработок интернет-магазинов и сложных рекламных кампаний.