Найти тему

Литература в период Гражданской войны


«Да здравствует Красная Армия наша,
Защита рабочих, крестьян
Победа всегда будет наша
И сгинет бесславно смутьян
Мы все приготовились дружно
Права, — как один — защищать;
Советы отстаивать нужно,
На это нельзя возражать…»


Такие оптимистические строки были напечатаны в местной газете в самый разгар Гражданской войны. В Царицыне после установления Советской власти кроме центральных газет, таких как «Петроградская правда», московский «Социал-демократ», распространялись и местные газеты — «Борьба» и «Солдат Революции», подшивка которой за 1918 г. находится в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва».

Газета "Солдат революции" от 12 февраля 1919 года из фондов Музея-заповедника
Газета "Солдат революции" от 12 февраля 1919 года из фондов Музея-заповедника

Помимо информационных сводок о событиях в стране и за рубежом печатались различные произведения: стихи, частушки, песни, рассказы. Главными отрицательными героями на страницах советских газет без сомнения выступали — Краснов, Каледин, царь, поп, офицер. Положительными героями были — рабочие, солдаты, крестьяне. Вот какие строки в адрес офицеров были напечатаны в газете «Солдат революции» в самый разгар Гражданской войны:


«Вы предательская кучка,
Уподобились ворам
И народ продали русский
Вы немецким юнкерам,
За позорные погоны,
Генеральский громкий чин
Хлеба тысячи вагонов
Вы отправили в Берлин».
Ст. Ташун И.Башкин


Большинство стихотворений были написаны неизвестными авторами, например: «Марсельеза бедноты» Б.Чарков; «На баррикады» Ник. Анапский; «Красное знамя»; «За честь и свободу народа» А. Прудников.
Но иногда печатали стихи и песни известных поэтов. Исключительной популярностью в годы Гражданской войны пользовались стихотворения Демьяна Бедного, такие как «Деника-воин», «Кулак Кулакович». Большинство стихов Демьяна Бедного написаны очень просто, автор за основу брал известные народные песни и переделывал содержание. Например, песня «Красная винтовка» была написана на мотив русской народной песни «Эх, дубинушка, ухнем!». Куплет песни был переделан полностью, а припев изменен частично:


«Эй, винтовочка, ухнем,
Эй, заветная, сама пальнет,
Сама пальнет, сама пальнет
Подернем, подернем,
Да, ухнем!»


Интересен такой факт, в сентябре 1918 г. с аэроплана над Царицыном сбрасывали «Послание Демьяна Бедного» — напутствие большевикам, борющимся с белогвардейцами.

Газета "Борьба" от 7 ноября 1918 года из фондов Музея-заповедника "Сталинградская битва"
Газета "Борьба" от 7 ноября 1918 года из фондов Музея-заповедника "Сталинградская битва"


Летом 1918 г. в самый разгар Гражданской войны в Царицыне была написана поэма красноармейца Егише Чаренца «Сома», которая в этом же году вышла отдельной книгой в Тифлисе. В поэме автор прославляет революцию, непокорность существовавшим традициям.

«Всесожжение.
Восторг
Свет и гром…
Растрата страсти вдвоем.
И души свободный полет».


Наряду с литературными произведениями, четко отвечающими основным задачам, поставленным партией большевиков, встречаются стихи и рассказы, затрагивающие вопросы морали и нравственности. Как ни странно, тема любви к девушке, к матери становится достаточно актуальной в годы Гражданской войны. Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры, посвящали поэты проникновенные строки. Полны теплоты и нежности стихи матроса С. Степанова, обращенные к матери:


«Не плачь, родимая мамаша,
Не надо грудь свою терзать
Такая видно доля наша,
Иль побеждать иль умирать…
…И ты — иссохшею рукою
Благослови в последний бой
Не плачь, увидимся с тобою
И жизнью заживем другой».


Несмотря на всю сложность военного времени, на страницах периодической печати встречались очень лирические стихотворения, такие как стихотворение Виктора Валерьева «Из дневника красноармейца»:


«…Еще закат, — как сказочный цветок
В морозной мгле кроваво пламенеет,
А ночь идет. И пуща цепенеет…
И алым стал над блиндажом дымок…
В окопах — тьма. В бойницах свищет ветер.
В землянке дым и кашель старика.
В полях — мороз. И белым пухом вечер
Украсил сталь звенящего штыка…
Я часовой. Я вижу смерть в «секрете»
За мною — лес, предо мной — сугроб.
И мшистый крест. И в жутком полусвете
Дождем свинца разрушенный окоп.
Я — на посту… Ракета заалела.
Я слышу смерть… И снова предо мной
Стоит в слезах с улыбкой помертвелой
Немая тень, облитая луной».


В годы Гражданской войны самым действенным стало слово поэтов-сатириков. Самым известным представителем поэтом сатирического жанра в Царицыне был Петр Михайлович Лямин. Тамбовский мещанин, за участие в событиях 1905 года был выслан в Царицын. По данным жандармского управления «за время проживания в Царицыне Лямин в политической жизни не известен, но знакомства ведет с лицами политически неблагонадежными». Лямин печатался в местных газетах: «Волго-Донском крае», «Царицынском вестнике» и других. Многие его сатиры затрагивали вопросы общероссийской действительности, писал он так же и о Первой мировой войне. Большинство стихотворений и фельетонов посвящено Царицыну. К событиям 1917 года Петр Лямин не остался безучастным. Февральскую революцию он приветствовал. Поведение мещан не вызывало у него восхищения. Поэт размышлял над настоящим и будущим России.


«В вихре мощного крушенья
Все поставлено вверх дном.
Появились положенья
«Всех и вся» в краю родном.
Заменились взгляды, цели,
Изменился весь уклад.
Таракан ушел из щели
И не прочь от баррикад.
Караси в великом раже
Щук хватают за хвосты,
Дикобразы стали глаже,
Свиньи празднично чисты…»


Октябрьский переворот 1917 г. Лямин встретил рядом стихотворений, отнюдь не в духе соц. реализма. Он чувствовал, что страна вступает на очень сложный путь; мысли о судьбе России и многострадального народа не давали ему покоя. Отрывок из стихотворения П.Лямина «Русская быль»:


«Не красно жилось Ванятке
Средь родных ему полей.
Часто видел недостатки,
Хоть и не был всех голей.
У него была избенка,
20 курок, кочеток
Пес барбоска, коровенка
Да овечек штук пяток,
Ну, конечно, лошаденка
(Без лошадки как уж жить!)
При новых порядках он лишился последнего:
И у Ваньки, и у Прова
Не осталось ни кола!»


30 июня 1919 г. Царицын был занят войсками Кавказской армии, которой командовал генерал-лейтенант П. Н. Врангель. В период пребывания Кавказской армии в Царицыне издавались две газеты: «Неделимая Россия» и «Голос Руси». Обе газеты публиковали оперативные сводки, постановления, приказы начальника гарнизона, коменданта г. Царицына, сообщали о событиях городской жизни, печатали стихи и фельетоны. В газете «Голос Руси» все тот же П.Лямин напечатал стихотворение «За правое дело»:


«За правое дело,
За матушку Русь
Бросайся в бой смело,
Не трусь!..
Взгляни, сколько всюду
Страданий и слез
российский Иуда
Принес.
Пойми, как ужасна
Отчизны стезя,
Что медлить безгласно
Нельзя…»


В отличие от периодической печати большевиков в белогвардейских газетах редко встречались литературные произведения. Объясняется это тем, что белогвардейцы не придавали большого значения агитации и пропаганде среди гражданского населения. Чаще встречались лирические стихи и рассказы с глубоким философским смыслом. Например, стихотворение «Сквозь цепь штыков» штабс-капитана Гордеева:


«Сквозь цепь штыков и дым шрапнели
Идем к заветным берегам Великой Волги.
Близки цели. Уж враг бежит. Мы по пятам.
О, Волга, сколько крови в море
Ты унесла в своих волнах.
Кругом лишь видишь слезы, горе,
Жестокость мести, жуткий страх
Но, как и прежде, ты безмолвна
К людским печалям и мольбам,
И только шлют угрозы волны
Крутым брегам — твоим врагам».
«Неделимая Россия», № 23, 17 июля 1919 г.


В 1919 г. в газете «Неделимая Россия» был опубликован фельетон В.Маркова «Не то к лешему».

«В богатом и сытом Царицыне, где. Бывало, ели стерлядку всего за 30 коп. Босые волжские грузчики в харчевнях на базаре, стало разыгрываться в лицах известное стихотворение Толстого (старшего) о дьяке, который обжирался в то время, когда голодал народ:


У приказных ворот собирался народ
Густо,
Говорит в простоте, что в его животе
Пусто!
«Дурачье! — сказал дьяк, — из вас должен быть всяк
В теле!
Еще в думе вчера мы с трудом осетра
Съели!»
Далее автор цитирует чьи-то «нелегальные стихотворения», раскрывающие затронутую Толстым тему:
«Комиссар жрет икру. Его вредна нутру
Вобла.
Осетнину он жрет, а рабочего бьет
По лбу.
Нам за каторжный труд комиссары дают
Корку,
Если ж станешь роптать, могут вмиг тебе дать
Порку».


Читая все эти произведения, мы понимаем, что агитация, пропаганда, обличение противника были главными задачами противоборствующих сторон. В зависимости от идейных представлений авторы литературных произведений призывали выступать кто за большевиков, кто за «генералов», при этом глубоко веря в выбранные идеалы. Каждое произведение представляет собой маленький кусочек литературной мозаики, многогранной, во многом хаотичной, но непременно интересной, и дающей возможность погрузиться в атмосферу того неспокойного времени.


Елена Лепкова, старший научный сотрудник Музея-заповедника                     «Сталинградская битва»