Сегодня ввиду полной победы капитализма и плетущегося за ним индивидуализма писателей и прочих мастеров культуры видят «уникальными снежинками», которые «творят, не озираясь ни на что». Такой подход в корне неверный. Писатели, поэты, художники и прочие творческие личности представляют оторванными от общества личностями, которые могут делать что захотят. Между тем они могут быть писателями как раз потому, что общество вокруг них даёт им эту возможность, ведь они едят еду, которую сделали не сами, живут в домах, которые построили не сами, носят одежду, которую не сами сшили. Это относится и ко всем другим социальным стратам, но сейчас не о них.
Писатель, равно как и любой другой деятель культуры, является выразителем самосознания общества. Он, своего рода, зеркало, которое должно указывать обществу на его успехи и неудачи, его проблемы и пути их решения. В своё время Теодор Драйзер очень ругал американских писателей, которые погрязли в мелких вопросах и не обращали внимания на серьёзнейшие политэкономические потрясения в Америке:
«Улучшения не наступило. Проблема кризиса не решена. Корабль капитализма потерпел крушение. Он мечется в открытом море. Бушует шторм. Механики пытаются заткнуть пробоины, но спасти судно уже невозможно.
Литература в общем на кризис не отозвалась. Страдания масс не получили отражения в «большой литературе». Возможность перемены строя не рисуется воображению писателей. Произошел невиданный крах, наступил «кризис кризисов», все язвы капитализма вскрыты до самых глубочайших тайников, люди проходят через адские муки. А посмотрите наши литературные журналы и прессу: там об этом почти ни слова. Если упоминается то или иное явление, то поверхностно и мимоходом, без связи с целым. Воображаю, что сделали бы с нашим современным общественным материалом Диккенс или Достоевский… А почему это так? Да очень просто. В массе буржуазной публики все еще преобладает уверенность, что существующая система — лучшая в мире. Живуча романтика наживы. Голливуд мертвой хваткой держит не только кинематографию, но и всю литературу. Идеал: человек, который никогда не работает. Вообще в ходкой американской литературе никто никогда не работает. Нет бедности, нет эксплуатации, а все трудности (большей частью любовные) разрешаются самым разлюбезным образом. Публику 150 лет воспитывали на этакой литературе любовных интриг и наживы. От этого так скоро не отучишь ни читателя, ни писателя».
Слова как будто сказаны совсем недавно. Современные «мастера культуры», типа Пелевина, скатились в постмодернистский угар, в иронизирование над всем. Они как бы соответствуют духу эпохи, ведь диктат ультраимпериализма в культуре ведёт к атомизации общества, к разрушению любых «серьёзных структур», которые так опасны бенефициарам современного мира. В массе своей популярные писатели либо вовсе не касаются политэкономических тем, либо просто высмеивают реальность и не идут дальше этого, ведь в глубине души они благодарны этой реальности, любят эту реальность, являются частью этой реальности.
Действительно не хватает мастеров, типа Диккенса или Достоевского. Современный материал ничуть не меньше располагает к вдумчивому художественному анализу реальности, в том числе и нашей российской реальности. Нам не нужны постмодернистские выверты, в которых высмеивается всё и вся. Нам нужна острая, местами неприятная, но реальность, в которую мы сможем посмотреть, как в зеркало. Не кривое, но то, которое отобразит нас такими, какие мы есть. Работы много, вслед за падением гегемонии транснационального капитала придётся возрождать и великую русскую культуру. Нужны и Диккенсы, и Достоевские, и Горькие, и Маяковские. Непаханое поле культуры перед нами.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429