Этот фильм прошёл в прокате незаметно. В интернете о нём тоже мало написано, и в основном негатив. В онлайн кинотеатре его долго заявляли, но не показывали. Я всё это время ждала - мне хотелось посмотреть.
Что сказать... Оценки фильма "Свидетель" встречаются 2х типов. Прекрасно и ужасно. Скорее всего это оценка продиктована политической позицией. Я же хочу поразмышлять об увиденном с позиции человеческой.
Описывать сюжет не стану. Но расскажу о своих впечатлениях о созданных актёрами образах.
Даниэль Коэн, главный герой. Человек, погружённый в мир музыки. Играя - он парит. В жизни же он - заботливый отец. Коэн подчёркнуто старомоден и слегка недотепа. Это раздражает его администратора - Бриджит. Но она терпит - ведь Даниэль приносит ей хороший доход.
Я вообще хочу отметить игру Серафимы Низовской. Её героиня - отьявленная стерва, холеная и пробивная эгоистка. Она улыбается, но взгляд надменный. Её напористость и самоуверенность отлично помогают в бизнесе. Но в фильме они её погубят. Симпатии она не вызывает, но безусловно - жалость.
Конечно, запомнился герой Александра Дьяченко - Дмитрий Панчак. В отличии от невразумительного олигарха, которого он "курирует", Дмитрий сразу обращает на себя внимание. Высокая, мощная фигура, взгляд холодный, жёсткий и презрительный. Это очень важный персонаж. Именно через него и его отношения с Коэном будет раскрыта основная идея фильма. Панчак - нацист до мозга костей. Он верит... Нет, он твёрдо знает, что он имеет право НА ВСЁ. Есть какой-то мир, в котором он царь и бог. И свою цель они видит в том, чтобы максимально расширить границы этого мира. Коэн его раздражает,в каждом его слове он видит подковырку. Поэтому, он сразу решает показать этому музыканту, что с ним не станут церемониться. Он поручает его "заботам" своего подчинённого, Головко.
Тут характер совсем другой. Он подходит к своей работе, как к необходимости. В нём нет ярости, он лишь выполняет приказы и методично идёт к своей цели. Но всё же таки, Коэна он пожалел... Это не говорит о его милосердии. Он просто понял, что дальше парится нет смысла. Клиент готов.
Остальные персонажи менее яркие, на мой взгляд. Но для сюжета они важны.
Важны и эпизодические персонажи. Мне запомнился таксист в начале фильма. Видно было, что он понимает, что произойдёт. Виден его страх, как он взимается в водительское кресло. Он даже попытался в меру своих сил спасти Коэна и Бриджит. Не настолько, чтобы рискнуть ради них. Ну, а кто бы рискнул?... Да и бесполезно.
Запомнилась мать Жени, сажающая его в поезд, из которого выкинули пассажиров и отдающая последние деньги военкому. Мне кажется, Женю это не спасло...
Отец Филлип, с его "делай что должно и будь, что будет". Роль маленькая, но не зря её доверили такому опытному актёру, как Виктор Раков.
В целом, на протяжении фильма я постоянно была в напряжении. Чтобы его досмотреть, я включала цинизм и напоминала себе тезис о "пропагандистском кино". Но помогало мало. В некоторых моментах я отворачивалась, понимая, что развидеть уже не удастся. Думаю, режиссёр пытался показать нам человека, который оказался в положении полного бесправия. Коэн осторожен от природы, он скорее наблюдатель, чем деятель, по своей натуре. Это помогает ему в ситуации, когда любое слово или жест может привести к гибели. Как ты будешь себя вести, оказавшись в компании панчуков и головко? Будешь играть для них, называть своих мучителей "пан" и даже ляжешь в постель с тем, с кем прикажут. Я буквально почувствовала его страх. Лишь к концу, когда он поселился у Яны с Мишей, появился какой-то просвет. Тусклый и серенький, как мартовское утро. Я даже начала надеяться на хеппи енд. Увы, не случилось.
Провал фильма в прокате вполне ожидаем. Люди ходят в кино развлечся. Тех, кто говорит о несвоевременности фильма, хочется спросить: "а чего ждёте? Хотите посмотреть, кто победит?". Жалобы на недостаточный экшн тоже странно звучат - фильм камерный, там героев то - как пальцев на руках. Снят он в серых, мрачных тонах, и это тоже вполне органично - февраль/март природа выглядит уныло, а сюжет не располагает к яркости.
Вот чего бы мне хотелось, так это оценки нашего киносообщества. У нас же есть национальные премии. Я считаю фильм "Свидетель" достойным выдвижения на них.
Ну и отдельно считаю нужным поблагодарить всех людей, задействованных в фильме. Учитывая сильную фронду в отечественном "культурном" сообществе, это был их небольшой, но гражданский подвиг.
P. S. Вчера стало известно о гибели американского журналиста, Гонсалеса Лира. Это к слову о "лживости Российской пропаганды".