Вы боялись в детстве темноты? По-моему, этот страх в определенные периоды жизни испытывают 100 % людей. Потому что он врожденный.
Помню, как в лет 13, когда я шла из дома в уличный туалет (росла в деревне), мне виделись всякие "чудовища", образованные кустами и облаками. А еще плохое зрение вносило свою лепту. Зная, что все это мне кажется, все равно боялась...
Позже, когда я уже во взрослом возрасте занималась с детьми по скаутской методике, преодолела полностью свои детские страхи. Благодаря играм вместе с детьми, специальным играм.
И поняла, что, если иногда проводить время с детьми определенным образом, то можно убрать такие страхи и у детей. Поэтому предлагаю Вашему вниманию специальные игры и упражнения из своего опыта, которые мы делали со скаутами и позже — с моими воспитанниками.
Мои игры и упражнения
Как мне кажется, чтобы ребенок не боялся темноты, надо специально создать темноту (в светлое время или в освещенной комнате). Для этого можно надеть такие мягкие "очки" для сна или завязать на голове ребенка тонкий и непрозрачный платок/шарфик. И поиграть в такие, например, мини-квесты:
1. Путешествие по незнакомой стране. Подходит для детей 4-8 лет.
Прежде, чем играть, надо специально подготовиться: в разных местах положить кусочек льда (возле холодильника), перышко, открытый крем, открытые сахарницу, солонку, банку с пищевой содой с пустой ложкой и стаканом воды рядом, колокольчик или погремушку (или баночку с крупой, которая гремит), грецкий орех и мячик...
Сюжет игры: закрываем ребенку глаза и сообщаем, что сейчас ты отправишься в путешествие по необычной стране, где надо выполнять задания. Вы — гид и помощник.
Страна необычна тем, что в ней надо передвигаться только в темноте, поэтому мы закрыли глаза.
Берем ребенка за руку и медленно водим по квартире (или комнате, если она большая) от предмета к предмету. И все время комментируем происходящее, например, так (придумываем какую-то историю):
"Мы идем медленно и подходим к холодной стране, где обитает Снежная королева. Хорошо, что ее нет дома, а то бы она нас заморозила. Вот тебя трогают стражи Снежной королевы, пусть потрогают и убедятся, что мы простые путешественники (в это время водим кусочком льда по руке ребенка).
Угадай, что это тебя трогает? Чем тебя касаются стражи?...
А теперь идем в горную страну, к облакам, где живут ангелы (забираемся на диван и идем по дивану, если, позволяет его размер, конечно). Эти горы мягкие, на их вершинах спят облака. А над ними летают ангелы. Вот они тебя касаются (гладим по щеке, шее ребенка перышком).
Угадай, чем тебя касаются ангелы? (можно дать пощупать перышко, но глаза все время завязаны)".
И т.д.:
🔹 здороваемся с ребенком (кто-то здоровается) рукой, намазанной кремом; спрашиваем, что сейчас осталось на руке.
🔹 даем попробовать немного сахара, потом соли, потом соды, запиваем все водой и просим угадать все вещества.
🔹 водим вокруг ребенка медленно рукой с колокольчиком и просим поймать звуковой источники угадать, что это.
🔹 находим на столе на ощупь два круглых предмета и просим определить их названия.
Суть игры в том, чтобы в темноте ребенок "уверенно" двигался по разным поверхностям (по твердой, мягкой, перешагивал порог), в неожиданной обстановке получал тактильные, звуковые, осязательные, обонятельные ощущения и разгадывал их источник.
Написала уверенно в кавычках, потому что взрослый должен все время одной рукой держать ребенка за руку и предупреждать заранее об изменениях в движении:
— Сейчас мы ставим ногу на ступеньку (табуретку) и поднимаемся на мягкую поверхность (диван). Идем прямо, останавливаемся.
Можно давать ребенку ощупывать окружающие предметы и угадывать, в какой части комнаты он находится.
2. Путешествие по бечевке. Подходит для детей 4-8 лет.
Привязываете бечевку на высоте грудной клетки ребенка, начиная с какой-нибудь точки в одной комнате и завершая в другой. Маршрут надо сделать максимально длинным. Желательно не делать слишком часто пересечений с предметами.
Привязывать бечевку можно к ручкам дверей, оконным ручкам, спинкам стульев. Важно соблюдать правило безопасности: Вы понимаете, с какой стороны веревки, держась за нее, пойдет ребенок, и на этом пути не должно быть препятствий.
Пусть ребенок видит весь его будущий маршрут. Только секретики Вы делаете заранее и привязываете их после того, как глаза ребенка будут закрыты.
Секретики можно подвесить на прищепках к бечевке в местах пересечения бечевки с опорой. Это могут быть мешочки или пакетики с какими-то заданиями, или фруктами, или буквами (из которых потом надо составить слово).
Идея игры: ребенок, держась одной рукой за бечевку, с закрытыми глазами, проходит весь маршрут и отыскивает секретики.
Если ребенок попросит повторить игру, можно поменять места секретиков, их содержимое.
3. Ролевая игра в темноте. Подходит для детей 3-8 лет.
Для детей 3- лет:
Придумываете игру, которая нравится Вашему малышу сейчас. Самое сложное уговорить малыша надеть повязку на глаза. Я бы для примера показала эту игру ребенку на себе: дети любят копировать.
Завязываю себе глаза, беру в руки зайчика, и зайчик мне говорит:
— Наташа, угостишь меня морковкой?
— Обязательно! А где мне взять морковку?
— А вон она лежит на краю дивана, принеси ее мне, пожалуйста, только с закрытыми глазами!
Я с закрытыми глазами иду к краю дивана (2 метра), беру морковку и приношу ее зайчику.
— Спасибо, Наташа! Такая вкуснятина!
Тут в игру включается слоник:
— Лиза, а ты мне можешь с закрытыми глазами принести мандаринку?
Не знаю, как ответит Лиза (2 года 10 мес), я еще с ней так не играла. Еще мне интересно, вдруг Дениска (1 год 4 мес.) захочет пройтись с закрытыми глазами, если все увидит)...
Для детей 4-5 лет маршрут и количество операций можно усложнить.
Детей 7-8 лет можно с закрытыми глазами посылать в другие комнаты, делать более сложные операции (например, помыть руки или достать из холодильника что-то). Можно включить в игру суперсилу "ночного видения".
Важно показать правила движения перед игрой:
✅ Идем приставными шагами, медленно.
✅ Руки держим на уровне груди перед собой.
✅ После каждого шага или двух ощупываем руками пространство.
Важно еще, чтобы ребенок комментировал свое путешествие, рассказывал о том, где он находится по его мнению. Можно задавать наводящие вопросы.
А, если вы играете не первый раз, можно разнообразить игру, устраивая сюрпризы (по договоренности, конечно). Например, вдруг его (ребенка) обнимет какая-то большая мягкая игрушка.
Ну и самое, главное, в этих играх, следить за техникой безопасности и держать контроль самому взрослому.
4. Прятки в сумерках, или в темноте с фонариком. Подходит для детей 4-8 лет.
Это гораздо интереснее, чем простая игра в прятки.
Главное правило здесь — нельзя бегать. И водящий все время поисков должен разговаривать (или петь песенки), чтобы прячущимся было не так страшно).
Получается, чтобы избавиться от страха перед темнотой, надо просто больше бывать в этой темноте и не просто, а, выполняя какие-то поручения. Тогда темнота становится естественной средой обитания и человек перестает ее бояться.
Путешествия по бечевке мы в скаутском отряде делали в незнакомом лесу, в реальную темень. Оно было закольцованным. Для желающих (подростков) на пути следования делали элементы страха. Например, в каком-то месте сидел человек и делал скребущие движения. В другом месте человек ломал сухие ветки. Где-то третий человек начинал потихоньку рычать.
Никто не знал, какие будут элементы страха. При желании можно было по нитке вернуться назад. Но таких желающих не было).
Ну, и напоследок хочу сказать, что, если ребенок сказал Вам, что чего-то боится, или Вы увидели это сами, не оставляйте ситуацию без внимания.
И, смею надеяться, что, если Вы читаете мой контент, значит,
✅ Вы никогда не говорите детям: "Вот, подожди, придет Бабай!".
✅ Не стыдите ребенка за страх и не высмеиваете его.
✅ Не позволяете ему смотреть мультики и фильмы, травмирующие детскую психику (например, про зомби)...
Хороших Вам дней!
9