Повод поговорить о тайных смыслах самой заурядной ванной нам дал эпизод из фильма «Звук моего голоса» (2011), в котором предполагаемая путешественница во времени заявляет, что обнаружила себя без памяти в ванной, была дезориентирована, лишь затем к ней стали возвращаться воспоминания.
По сути, дублирует сюжетную завязку криминально-мистического сериала «Отель Бо Сежюр» (2017), когда главная героиня фактически при аналогичных обстоятельствах обнаруживает себя в окровавленной ванной в номере недостроенного отеля. Только она прибыла не из будущего, а с того света, ибо она - призрак.
А если вспомнить, что особенность сюжетной конструкции была вынесена в название достаточно глупой комедии «Машина времени в джакузи» (2010), то явно имеется предмет для ранее не предпринимавшегося анализа.
Сразу же обозначим, что в кинематографе ванна – предмет многофункциональный. Нас не интересуют те версии, когда она используется по назначению. Равно когда она становится локацией для любовных утех, что с практической точки зрения весьма непрактично, поскольку рискуете «затопить соседей».
Нас интересует сугубо мрачное кино. Но даже в его недрах ванна «неодномерна». Например, совершенно отдельно надо выделять душевую вообще, что более подходит для появления всякого рода маньяков, что завещано и «Кричащей Мими», и «Психо».
Когда в фильмах ужасов из ванной выныривает «тёмное что-то», то надо учитывать, что она (ванна) является частной версией символического бассейна, в прозрачных водах коего может «водиться нечто», недоступное обычному взгляду. Ванна лишь усиливает ощущение беззащитности, так как в ней люди обычно пребывают без купальных костюмов.
Однако собственно метафизическая ванна в сумрачных фильмах связана с процессом «перехода». Можно вспомнить третью часть «Эффекта бабочки» (2009), когда перемещение по пространству судьбы можно было осуществлять посредством наполненной льдом ванны. Что сразу же снимает обвинение, мол, это было повторением сцены из «Универсального солдата» (1992). Смысл категорически иной.
И опять же никак не связано со страшилками о девушке, которая обнаруживала себя во льду с вырезанной почкой, что было включено в действие второй части «Городских легенд» (2000). Ванна - это обрядовый предмет, ритуальная купель, связанная с перемещением человека в пластах реальности.
Именно таковым значением может обладать странный объект близ мистических скал Экстренштайна в Германии. Когда в необычной нише в глубокой древности было сделано приличных размеров углубление в форме человеческой фигуры.
О пластах реальности говорит воспоминание главного героя в киберпанке «Нирвана» (1997), когда персонаж Кристофера Ламберта мысленно видит девушку в ванной. И это воспоминание повторяется из раза в раз.
Не может быть случайным, что в беспамятстве себя обнаруживает главная героиня в самой первой сцене начального фильма эпопеи «Обитель зла» (2002), что фактически возвращает нас к началу рассказа.
Опять же ванна с ледяной водой предвосхищает самоуход из жизни одного из персонажей криминального фильма «Засну, когда умру» (2003). Став жертвой надругательства, он словно пытается вернуться в свое «безгрешное прошлое».
Вода как стихия перемещения во времени была отмечена в фантастическом сериале «Переправа» (2018), однако функция хроно-купели на сей раз была отведена водам океана.
Что показательно, из воды снова и снова выныривает воскресающий персонаж мистического сериала «Вечность» (2014). То есть возникает потребность в изучении кино-обрядовых особенностей купания.