Найти в Дзене
Философия абсурда

Чего не достает сериалу "Слово пацана" чтобы стать русской классикой?

В предыдущей публикации Американский сериал "Клан Сопрано" против русского "Слово пацана. Кровь на асфальте" я делал сравнительный анализ двух сериалов. Несмотря на то, что оба сериала с художественной точки зрения, с точки зрения качества заслуживают уважение. Тем не менее есть у обоих один существенный недостаток, который никогда в жизни не позволит им стать классикой. Чтобы понимать о чем идет речь, пожалуй я проанализирую фильм в котором, то что я подразумеваю, как раз-таки имеется. И пусть это будет не сериал, а фильм, но тематика схожая - криминал, беспредел 90-х, организованные преступные группировки. Главный герой по кличке "Носорог" в каком-то смысле есть продолжение тех же самых пацанов, которых мы видели в сериале. Можно сказать, что он уже вырос из "пацанского" возраста, сделал определенную карьеру в криминальном мире. И уже не просто стреляет деньги у малолеток, а выполняет важные поручение для криминального боса. Управляет спецподразделением так называемых "быко
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити

В предыдущей публикации

Американский сериал "Клан Сопрано" против русского "Слово пацана. Кровь на асфальте"

я делал сравнительный анализ двух сериалов. Несмотря на то, что оба сериала с художественной точки зрения, с точки зрения качества заслуживают уважение. Тем не менее есть у обоих один существенный недостаток, который никогда в жизни не позволит им стать классикой.

Кадр из фильма "Слово пацана. Кровь на асфальте"
Кадр из фильма "Слово пацана. Кровь на асфальте"

Чтобы понимать о чем идет речь, пожалуй я проанализирую фильм в котором, то что я подразумеваю, как раз-таки имеется. И пусть это будет не сериал, а фильм, но тематика схожая - криминал, беспредел 90-х, организованные преступные группировки.

Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити

Главный герой по кличке "Носорог" в каком-то смысле есть продолжение тех же самых пацанов, которых мы видели в сериале. Можно сказать, что он уже вырос из "пацанского" возраста, сделал определенную карьеру в криминальном мире.

И уже не просто стреляет деньги у малолеток, а выполняет важные поручение для криминального боса. Управляет спецподразделением так называемых "быков", ездит на БМВ, а не на автобусе.

Кадр из "Носорог" 2021 года
Кадр из "Носорог" 2021 года

Кто не смотрел, расскажу вкратце сюжет...

История о бандитской жизни в девяностых на Украине. Юный пацанчик Вовчик (Сергей Филимонов), которого шпыняли в детстве с возрастом погружается в криминальный мир. Однако выбранный путь приводит героя совсем не туда, куда он ожидал.

-5
-6

Главную роль исполняет не профессиональный актер, а активист из националистической тусовки. Он единственный не схематичный герой, у которого есть черты характера, а все остальные безликая массовка. Все персонажи схематичные, безликие.

-7

Повествование распадается на две линии – настоящее, где главный герой сидит в тачке и рассказывает о прошлом, бандитах и смысле жизни. Вторая линия собственно – прошлое, воспоминания главного героя. Одна линия плавно перетекает в другую.

-8

До определенного момента фильма нам показывают всю жесть 90-х: разборки бандитов, рэкет, беспредел,

Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити
Текс песни Гуф, 25/17 - Тринити

Всё это красочно нам показывают в течении часа просмотра фильма. Ничего нового. Мы этого "шлака" уже достаточно насмотрелись в других наших русских фильмах и сериалах.

Кадр из фильма "Чужая" 2010 года
Кадр из фильма "Чужая" 2010 года
Кадр из фильма "Чужая" 2010 года
Кадр из фильма "Чужая" 2010 года
Кадр из фильма "Бандитский петербург"
Кадр из фильма "Бандитский петербург"
Кадр из сериала "Бригада"
Кадр из сериала "Бригада"
Кадр из фильма "Жмурки"
Кадр из фильма "Жмурки"
Кадр из сериала "Убойная сила" 😆😉
Кадр из сериала "Убойная сила" 😆😉

Тем не менее, ориентировочно на 68 минуте просмотра всё меняется. И это главное, что на мой взгляд, вносит во всю эту жесть 90-х некий луч света и надежды, пусть даже и с драматическим финалом.

Финальная сцена из фильма "Носорог". Смерть главного героя
Финальная сцена из фильма "Носорог". Смерть главного героя

Фильм правда не российского производства. Украинский художественный фильм режиссёра Олега Сенцова, снятый при совместном сотрудничестве Украины, Польши и Германии. Возможно там и был заложен некий политический контекст. Не берусь судить об этом. Для меня важен именно философский контекст. Чтобы кто не подумал, и не сказал, будто бы я ставлю украинский фильм выше русского, значит я за Украину. Повторюсь - никакой политики! Лихие 90-е, 80-е - всеобщая история СССР. Пусть и 90-е это уже не СССР, это только начало развала. Мы все ещё были в одной лодке.

Итак, что же происходит на этой злополучной 68 минуте? "Перед рассветом должна наступить тьма." Прежде чем мы перейдём к 68 минуте, погрузимся во тьму вместе с главным персонажем.

Вован, несмотря на его отвратительный бандитский образ является изначально человеком, образом Божиим. В начале фильма он показан ребёнком. Милым добрым обаятельным ребёнком. Бог закладывает в человека свой прекрасный образ, ещё нераскрывшиеся, ещё не достигший своего совершенства, но уже такой прекрасный. Мы все любим маленьких деток за их обаяние. Все они нас трогают своей непосредственностью, простотой восприятия, веселостью и жизнерадостностью. Рядом с детьми нам тоже хочется быть такими же добрыми. Мы стараемся при детях не ругаться матом, мы стараемся больше улыбаться. Нам хорошо и спокойно с детьми и приятно на душе. Этот человек, ребёнок, образ Божий попадает в токсичную среду и постепенно происходит отравление молодого полного жизненных сил саженца.

-18
-19
-20

Среда постепенно его поглощает. Но не сразу. Блеклые зачатки образа Божьего в нём остаются.

-21

Эти проблески заставляют его думать, анализировать происходящее с ним самим. Что-то не так, не такой жизни он хотел для себя. К сожалению, это лишь небольшие фрагменты пробуждения души, спрятанной во тьме бандитский жизни. Со смертью его супруги с ребёнком, погибшими в авиакатастрофе, пропадают последние проблески человеческой жизни. Во многом, косвенно он сам виноват в произошедшем. Ведь жена убегает от мужа, который шляется с разного рода шалавами. Убегает от жизни, в которой есть беспросветное ожидание, когда твоего мужа могут убить в любой момент времени. И убегая с ребёнком на машине попадает в авиакатастрофу.

"Носорог" теряет своих самых близких
"Носорог" теряет своих самых близких
"После этого ты завязал?" "Да, не.... После смерти Маринки ко мне стали приходить какие-то видения. Она приходит ко мне, говорит что-то, а я не могу разобрать что.  И я начал задумываться тем я начал занимать или нет тем.  И чем мог бы? Мне кажется, когда человек рождается в груди у него такой цветок - его душа. В начале она чистая и светлая, а потом жизнь начинает его ломать, топтать. Засыпать грязью. А я думаю, что человек должен быть сильным. Человек должен от этого защищаться."
"После этого ты завязал?" "Да, не.... После смерти Маринки ко мне стали приходить какие-то видения. Она приходит ко мне, говорит что-то, а я не могу разобрать что. И я начал задумываться тем я начал занимать или нет тем. И чем мог бы? Мне кажется, когда человек рождается в груди у него такой цветок - его душа. В начале она чистая и светлая, а потом жизнь начинает его ломать, топтать. Засыпать грязью. А я думаю, что человек должен быть сильным. Человек должен от этого защищаться."
"И я начал отращивать себе панцирь. Отрастил себе рог. И перестал чувствовать себя человеком. Я просто......"  "Носорог!" "А теперь мне страшно смотреть внутрь себя." "Почему?" "Потому что кажется - там уже ничего нет..."
"И я начал отращивать себе панцирь. Отрастил себе рог. И перестал чувствовать себя человеком. Я просто......" "Носорог!" "А теперь мне страшно смотреть внутрь себя." "Почему?" "Потому что кажется - там уже ничего нет..."
С этого момента начинается период окончательного погружение Вована в кромешную тьму.
С этого момента начинается период окончательного погружение Вована в кромешную тьму.

Он превращается в того самого носорога. Хуже носорога. Животное всегда следует своим инстинктам, которые служат удовлетворению естественных потребностей выживания и продолжение рода.

Здесь же мы видим некое древнее чудовище
Здесь же мы видим некое древнее чудовище
Поглощающее еду
Поглощающее еду
наркотики
наркотики
и совокупляясь  бездушно, словно с резиновыми куклами, проститутками
и совокупляясь бездушно, словно с резиновыми куклами, проститутками
В фильме на фоне всех этих телесных безобразий играет вполне себе соответствующая музыка Агата Кристи "Сытая свинья"
В фильме на фоне всех этих телесных безобразий играет вполне себе соответствующая музыка Агата Кристи "Сытая свинья"
Да, я — сытая свинья, да, я — сытая свинья!
Да, я — сытая свинья, просто сытая свинья!
Я в грязной луже лежу, но ты не трогай меня,
Ведь эта лужа моя.
Да, я — сытая свинья, да, я — сытая свинья,
Просто сытая свинья, я в грязной луже лежу,
Но ты не трогай меня.

И вовсе не для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие, которое хоть какой-то, пусть и жалкий мимолётный смысл придает жизни. Механическое пожирание плотских утех есть циничная попытка не чувствовать себя живым трупом. Коим он является по своему внутреннему существу. Получив в избытке все к чему стремился он не ощущает радости, а только ещё большее озверение на себя и на людей. Прекрасно подобранная музыка от "Агата Кристи" передаёт его скотское состояние. Одним словом, режиссёру, удалось очень четко, талантливо и атмосферно передать внутреннюю дисгармонию главного героя.

Для полноты отображения внутреннего мира героя я бы ещё вставил песенку панк группы "Король и шут" - "Проклятый старый дом".

"Мне больно видеть белый свет,
Мне лучше в полной темноте,
Я очень много-много лет
Мечтаю только о еде.
Мне слишком тесно взаперти,
И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом,
Проклятый старый дом!"

И наш герой обретает свободу. Нет его не сажают, а потом через некоторые время выпускают. Он обретает возможность выпрыгнуть из того самого "старого ветхого проклятого дома", в который сам себя загнал, встав на путь криминала. А в христианском смысле встав на путь греха. И не просто греха, а смертного греха. Т.е. того греха, который приводит душу к смерти

На очередном "сходняке", братва решает убрать "Носорога".  Уж больно беспредельным, по мнению воров, стал Вован
На очередном "сходняке", братва решает убрать "Носорога". Уж больно беспредельным, по мнению воров, стал Вован
Братки вывозят его за город. В каком-то заброшенном сарае начинают его как следует "прессовать"
Братки вывозят его за город. В каком-то заброшенном сарае начинают его как следует "прессовать"

Вован в прямом и переносном смысле встает на путь крестных страданий.

"Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам." Мф.26:66-67

В конце избиения один из бандитов по кличке "Череп" забивает ему по одному гвоздю в каждую ногу.

"Был час третий, и распяли Его." Мк.15:25
"Был час третий, и распяли Его." Мк.15:25
Мы видим прямую ссылку к Евангельскому сюжету.  Наверное, самому жуткому. А как вы хотели? Смертный грех, это вам не просто батюшке под епитрахилью исповедаться. Одно дело прощение, другое дело искупление. Впрочем оставим эти рассуждения для другой публикации.
Мы видим прямую ссылку к Евангельскому сюжету. Наверное, самому жуткому. А как вы хотели? Смертный грех, это вам не просто батюшке под епитрахилью исповедаться. Одно дело прощение, другое дело искупление. Впрочем оставим эти рассуждения для другой публикации.
Кадр из фильма "Страсти Христовы" Мэла Гибсона
Кадр из фильма "Страсти Христовы" Мэла Гибсона

Двое бандитов уходят, оставляя третьего расправиться с "Носорогом". Носорогу чудом удается сбить бандита с ног. Завязывается драка и в "партере" Носорог убивает бандита молотком.

-36

С этого момента начинается величайшее из чудес, именуемое в христианстве рождением нового человека. В прежней жизни Вован умертвил свою душу полностью погрузив её во тьму бандитской жизни. Тьма объяла его и казалось вот-вот окончательно захватит его душу в бездну ада. Милость Божия, тонкой нитью вытаскивает его из этой бездны. Как мы ранее увидели пиковый момент погружения во тьму скотской жизни за которой следует ад, Вован, теперь в этом старом сарае, достигает и апогея страданий. Испытывает невероятную боль, сперва вытаскивая гвозди, пронзившие его стопы, из половой доски. После с поврежденными ногами, избитым, переломанным, он пытается выбраться из этого заброшенного места. Можно бесконечно удивляться мужеству, силе, духа, выносливости, терпения, этого человека. Это начало выхода из тьмы к свету, рождение нового человека, путь искупления, Голгофа.

В начале данной публикации я писал о недостающем звене в сериалах "Слово пацана. Кровь на асфальте", "Клан сопрано". Мы с вами, дорогие читатели, начиная с момента, когда Вовану прибили ступни ног к полу, приблизились к тому самому недостающему звену. Персонажи казанских банд также как и Носорог погружаются во тьму, Энтони Сопрано и вовсе неизменно в ней пребывает, под благовидной маской размеренной семейной жизни. И нет и намека на сворачивания с этого пути. Нет выхода и никто из персонажей не стремится выйти к свету. Словно некий рок. Словно Провидением им уготован лишь один путь погибели - злой рок, без возможности изменения сознания. Нам показывают драматический путь и трагический финал в сериале "Слово пацана", и вовсе без трагического финала в "Клане Сопрано". А где исход? Никто из персонажей не перерождается в нового человека. Никто не меняет своих взглядов. Все остаются преданы тем идеалам, которые приводят их во тьму. "Андрей Пальто", "Вова Адидас", "Турбо", "Кащей", кто-то искренне, а кто-то уже и в ней окончательно разочаровавшись верят в пацанскую философию - "Пацаны не извиняются", а Энтони Сопрано со своими братками в мафиозный кодекс чести, главной заповедью которого есть "не предавать членов своей криминальной семьи". Правда у Марата всё-таки есть некий намек на перерождение. Но это уже отдельная история. Оставим её для отдельной публикации.

Кадр из фильма "Слово пацана. Кровь на асфальте."
Кадр из фильма "Слово пацана. Кровь на асфальте."
Наверное в силу возраста не так явно ещё выражено это перерождение
Наверное в силу возраста не так явно ещё выражено это перерождение

Итак, в сериалах "Слово пацана. Кровь на асфальте" и "Клан Сопрано" есть отчетливое погружение во тьму, низ падение человека из образа Божьего к образу зверя. Назовем этот образ кодовым словом "Носорог". В фильме "Носорог" помимо падения в бездну есть момент перерождения, преображения души, её воскресение к новой жизни. Мастерски мощно показан, с прямым ссылкой к Евангельским сюжетам.

"Знаешь тогда, в том сарае, в том загонщике для овец я будто бы переродился. И тогда я сказал себе - что больше так жить не буду.  И у меня есть мечта. Я хочу построить такое место, в которое каждый сможет прийти и пожить.  И там я смогу учить людей быть сильными. Там каждый сможет реализовать себя."
"Знаешь тогда, в том сарае, в том загонщике для овец я будто бы переродился. И тогда я сказал себе - что больше так жить не буду. И у меня есть мечта. Я хочу построить такое место, в которое каждый сможет прийти и пожить. И там я смогу учить людей быть сильными. Там каждый сможет реализовать себя."

Те, кто смотрел данный фильм скажут мне: "Автор, вообще-то Вован в конце фильма умирает! Нет никакой надежды. О каком исходе идет речь?"

Вован не умирает в криминальных разборках, или выполняя очередную "грязную работу". Он отошел от дел. Он умирает смирившись, как настоящий христианин. Как тот самый разбойник, распятый рядом со Спасителем:

"Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую." Мф.27:38
"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю." Лк.23:39-43

Вован, также как и распятый разбойник понимает, что на нём слишком много крови, он слишком погрузился в омут криминала. Лишь его собственная кровь может окончательно искупить его и воскресить к новой жизни. Это, несомненно, не означает, что для людей связанных с криминалом, мафией, существует только такой исход. Бог милостив, и в "доме Отца обителей много". Но в данном конкретном случае для Вована это наилучший путь искупления. Скажем так оптимальный. Возможно кто-то читал рассказ из митрополита Тихона Шевкунова "Несвятые святые", который заканчивается словами:

"Жили как свиньи, так умрем как христиане!".

Вован окончательно исповедовавшись своими собеседнику в машине, выходит на улицу, где его встречают двое человек из его криминального прошлого, жаждущих мести, отомстить за пацанов и за убитых детей.

"Он истязуем был, но страдал добровольно...."
"Он истязуем был, но страдал добровольно...."
"...и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание...."
"...и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание...."
".....и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. " Ис.53:7
".....и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. " Ис.53:7
"Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления". Ис.53:10
"Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления". Ис.53:10

Искупление, покаяние, преображение, исход из тьмы к свету, воскресение души и есть то звено, которое, не только "Слово пацана", ну и другими русским фильмам не хватает, чтобы по своему духовному наполнение быть где рядом, например, с Раскольниковым Достоевского, душа которого, хотя и на каторге, но вышла из тьмы. Раскольников нашел в себе силы для покаяния. Если уж и будет второй сезон "Слово пацана", то этот аспект должен обязательно присутствовать. Иначе он превратиться в красивый, качественный, но всё-же коммерческий американский "Клан Сопрано".

-44

Другие свежие публикации на моем канале:
"Все лечит, лечит, да вылечить не может". О современной психологии в разрезе сериала "Клан Сопрано"

Американский сериал "Клан Сопрано" против русского "Слово пацана. Кровь на асфальте"

"Прогрызть свой ветхий старый дом". Путь Михаила Горшенина - стремление к свету или к тьме?