В предыдущей публикации
Американский сериал "Клан Сопрано" против русского "Слово пацана. Кровь на асфальте"
я делал сравнительный анализ двух сериалов. Несмотря на то, что оба сериала с художественной точки зрения, с точки зрения качества заслуживают уважение. Тем не менее есть у обоих один существенный недостаток, который никогда в жизни не позволит им стать классикой.
Чтобы понимать о чем идет речь, пожалуй я проанализирую фильм в котором, то что я подразумеваю, как раз-таки имеется. И пусть это будет не сериал, а фильм, но тематика схожая - криминал, беспредел 90-х, организованные преступные группировки.
Главный герой по кличке "Носорог" в каком-то смысле есть продолжение тех же самых пацанов, которых мы видели в сериале. Можно сказать, что он уже вырос из "пацанского" возраста, сделал определенную карьеру в криминальном мире.
И уже не просто стреляет деньги у малолеток, а выполняет важные поручение для криминального боса. Управляет спецподразделением так называемых "быков", ездит на БМВ, а не на автобусе.
Кто не смотрел, расскажу вкратце сюжет...
История о бандитской жизни в девяностых на Украине. Юный пацанчик Вовчик (Сергей Филимонов), которого шпыняли в детстве с возрастом погружается в криминальный мир. Однако выбранный путь приводит героя совсем не туда, куда он ожидал.
Главную роль исполняет не профессиональный актер, а активист из националистической тусовки. Он единственный не схематичный герой, у которого есть черты характера, а все остальные безликая массовка. Все персонажи схематичные, безликие.
Повествование распадается на две линии – настоящее, где главный герой сидит в тачке и рассказывает о прошлом, бандитах и смысле жизни. Вторая линия собственно – прошлое, воспоминания главного героя. Одна линия плавно перетекает в другую.
До определенного момента фильма нам показывают всю жесть 90-х: разборки бандитов, рэкет, беспредел,
Всё это красочно нам показывают в течении часа просмотра фильма. Ничего нового. Мы этого "шлака" уже достаточно насмотрелись в других наших русских фильмах и сериалах.
Тем не менее, ориентировочно на 68 минуте просмотра всё меняется. И это главное, что на мой взгляд, вносит во всю эту жесть 90-х некий луч света и надежды, пусть даже и с драматическим финалом.
Фильм правда не российского производства. Украинский художественный фильм режиссёра Олега Сенцова, снятый при совместном сотрудничестве Украины, Польши и Германии. Возможно там и был заложен некий политический контекст. Не берусь судить об этом. Для меня важен именно философский контекст. Чтобы кто не подумал, и не сказал, будто бы я ставлю украинский фильм выше русского, значит я за Украину. Повторюсь - никакой политики! Лихие 90-е, 80-е - всеобщая история СССР. Пусть и 90-е это уже не СССР, это только начало развала. Мы все ещё были в одной лодке.
Итак, что же происходит на этой злополучной 68 минуте? "Перед рассветом должна наступить тьма." Прежде чем мы перейдём к 68 минуте, погрузимся во тьму вместе с главным персонажем.
Вован, несмотря на его отвратительный бандитский образ является изначально человеком, образом Божиим. В начале фильма он показан ребёнком. Милым добрым обаятельным ребёнком. Бог закладывает в человека свой прекрасный образ, ещё нераскрывшиеся, ещё не достигший своего совершенства, но уже такой прекрасный. Мы все любим маленьких деток за их обаяние. Все они нас трогают своей непосредственностью, простотой восприятия, веселостью и жизнерадостностью. Рядом с детьми нам тоже хочется быть такими же добрыми. Мы стараемся при детях не ругаться матом, мы стараемся больше улыбаться. Нам хорошо и спокойно с детьми и приятно на душе. Этот человек, ребёнок, образ Божий попадает в токсичную среду и постепенно происходит отравление молодого полного жизненных сил саженца.
Среда постепенно его поглощает. Но не сразу. Блеклые зачатки образа Божьего в нём остаются.
Эти проблески заставляют его думать, анализировать происходящее с ним самим. Что-то не так, не такой жизни он хотел для себя. К сожалению, это лишь небольшие фрагменты пробуждения души, спрятанной во тьме бандитский жизни. Со смертью его супруги с ребёнком, погибшими в авиакатастрофе, пропадают последние проблески человеческой жизни. Во многом, косвенно он сам виноват в произошедшем. Ведь жена убегает от мужа, который шляется с разного рода шалавами. Убегает от жизни, в которой есть беспросветное ожидание, когда твоего мужа могут убить в любой момент времени. И убегая с ребёнком на машине попадает в авиакатастрофу.
Он превращается в того самого носорога. Хуже носорога. Животное всегда следует своим инстинктам, которые служат удовлетворению естественных потребностей выживания и продолжение рода.
Да, я — сытая свинья, да, я — сытая свинья!
Да, я — сытая свинья, просто сытая свинья!
Я в грязной луже лежу, но ты не трогай меня,
Ведь эта лужа моя.
Да, я — сытая свинья, да, я — сытая свинья,
Просто сытая свинья, я в грязной луже лежу,
Но ты не трогай меня.
И вовсе не для того, чтобы отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие, которое хоть какой-то, пусть и жалкий мимолётный смысл придает жизни. Механическое пожирание плотских утех есть циничная попытка не чувствовать себя живым трупом. Коим он является по своему внутреннему существу. Получив в избытке все к чему стремился он не ощущает радости, а только ещё большее озверение на себя и на людей. Прекрасно подобранная музыка от "Агата Кристи" передаёт его скотское состояние. Одним словом, режиссёру, удалось очень четко, талантливо и атмосферно передать внутреннюю дисгармонию главного героя.
Для полноты отображения внутреннего мира героя я бы ещё вставил песенку панк группы "Король и шут" - "Проклятый старый дом".
"Мне больно видеть белый свет,
Мне лучше в полной темноте,
Я очень много-много лет
Мечтаю только о еде.
Мне слишком тесно взаперти,
И я мечтаю об одном:
Скорей свободу обрести,
Прогрызть свой ветхий старый дом,
Проклятый старый дом!"
И наш герой обретает свободу. Нет его не сажают, а потом через некоторые время выпускают. Он обретает возможность выпрыгнуть из того самого "старого ветхого проклятого дома", в который сам себя загнал, встав на путь криминала. А в христианском смысле встав на путь греха. И не просто греха, а смертного греха. Т.е. того греха, который приводит душу к смерти
Вован в прямом и переносном смысле встает на путь крестных страданий.
"Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам." Мф.26:66-67
В конце избиения один из бандитов по кличке "Череп" забивает ему по одному гвоздю в каждую ногу.
Двое бандитов уходят, оставляя третьего расправиться с "Носорогом". Носорогу чудом удается сбить бандита с ног. Завязывается драка и в "партере" Носорог убивает бандита молотком.
С этого момента начинается величайшее из чудес, именуемое в христианстве рождением нового человека. В прежней жизни Вован умертвил свою душу полностью погрузив её во тьму бандитской жизни. Тьма объяла его и казалось вот-вот окончательно захватит его душу в бездну ада. Милость Божия, тонкой нитью вытаскивает его из этой бездны. Как мы ранее увидели пиковый момент погружения во тьму скотской жизни за которой следует ад, Вован, теперь в этом старом сарае, достигает и апогея страданий. Испытывает невероятную боль, сперва вытаскивая гвозди, пронзившие его стопы, из половой доски. После с поврежденными ногами, избитым, переломанным, он пытается выбраться из этого заброшенного места. Можно бесконечно удивляться мужеству, силе, духа, выносливости, терпения, этого человека. Это начало выхода из тьмы к свету, рождение нового человека, путь искупления, Голгофа.
В начале данной публикации я писал о недостающем звене в сериалах "Слово пацана. Кровь на асфальте", "Клан сопрано". Мы с вами, дорогие читатели, начиная с момента, когда Вовану прибили ступни ног к полу, приблизились к тому самому недостающему звену. Персонажи казанских банд также как и Носорог погружаются во тьму, Энтони Сопрано и вовсе неизменно в ней пребывает, под благовидной маской размеренной семейной жизни. И нет и намека на сворачивания с этого пути. Нет выхода и никто из персонажей не стремится выйти к свету. Словно некий рок. Словно Провидением им уготован лишь один путь погибели - злой рок, без возможности изменения сознания. Нам показывают драматический путь и трагический финал в сериале "Слово пацана", и вовсе без трагического финала в "Клане Сопрано". А где исход? Никто из персонажей не перерождается в нового человека. Никто не меняет своих взглядов. Все остаются преданы тем идеалам, которые приводят их во тьму. "Андрей Пальто", "Вова Адидас", "Турбо", "Кащей", кто-то искренне, а кто-то уже и в ней окончательно разочаровавшись верят в пацанскую философию - "Пацаны не извиняются", а Энтони Сопрано со своими братками в мафиозный кодекс чести, главной заповедью которого есть "не предавать членов своей криминальной семьи". Правда у Марата всё-таки есть некий намек на перерождение. Но это уже отдельная история. Оставим её для отдельной публикации.
Итак, в сериалах "Слово пацана. Кровь на асфальте" и "Клан Сопрано" есть отчетливое погружение во тьму, низ падение человека из образа Божьего к образу зверя. Назовем этот образ кодовым словом "Носорог". В фильме "Носорог" помимо падения в бездну есть момент перерождения, преображения души, её воскресение к новой жизни. Мастерски мощно показан, с прямым ссылкой к Евангельским сюжетам.
Те, кто смотрел данный фильм скажут мне: "Автор, вообще-то Вован в конце фильма умирает! Нет никакой надежды. О каком исходе идет речь?"
Вован не умирает в криминальных разборках, или выполняя очередную "грязную работу". Он отошел от дел. Он умирает смирившись, как настоящий христианин. Как тот самый разбойник, распятый рядом со Спасителем:
"Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую." Мф.27:38
"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю." Лк.23:39-43
Вован, также как и распятый разбойник понимает, что на нём слишком много крови, он слишком погрузился в омут криминала. Лишь его собственная кровь может окончательно искупить его и воскресить к новой жизни. Это, несомненно, не означает, что для людей связанных с криминалом, мафией, существует только такой исход. Бог милостив, и в "доме Отца обителей много". Но в данном конкретном случае для Вована это наилучший путь искупления. Скажем так оптимальный. Возможно кто-то читал рассказ из митрополита Тихона Шевкунова "Несвятые святые", который заканчивается словами:
"Жили как свиньи, так умрем как христиане!".
Вован окончательно исповедовавшись своими собеседнику в машине, выходит на улицу, где его встречают двое человек из его криминального прошлого, жаждущих мести, отомстить за пацанов и за убитых детей.
Искупление, покаяние, преображение, исход из тьмы к свету, воскресение души и есть то звено, которое, не только "Слово пацана", ну и другими русским фильмам не хватает, чтобы по своему духовному наполнение быть где рядом, например, с Раскольниковым Достоевского, душа которого, хотя и на каторге, но вышла из тьмы. Раскольников нашел в себе силы для покаяния. Если уж и будет второй сезон "Слово пацана", то этот аспект должен обязательно присутствовать. Иначе он превратиться в красивый, качественный, но всё-же коммерческий американский "Клан Сопрано".
Другие свежие публикации на моем канале:
"Все лечит, лечит, да вылечить не может". О современной психологии в разрезе сериала "Клан Сопрано"
Американский сериал "Клан Сопрано" против русского "Слово пацана. Кровь на асфальте"
"Прогрызть свой ветхий старый дом". Путь Михаила Горшенина - стремление к свету или к тьме?