Найти в Дзене

Телемедицина — онлайн-консультации врачей 24/7 из любой точки мира

Оглавление

Востребованность телемедицины среди россиян растет. Телемедицинские технологии помогают "посетить" врача онлайн, используя телефон или компьютер. Дают возможность врачам наблюдать за состоянием здоровья человека из любой точки мира, без выходных и перерывов.

В этой статье вы узнаете, что собой представляет телемедицина и как она появилась в нашей стране.

Определение телемедицины

Российское законодательство оперирует термином "телемедицинские технологии". Под ними подразумеваются "информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента".

Проще говоря, это возможность получать и оказывать медицинские услуги без очной встречи — с помощью интернета или другого вида связи.

Телемедицина имеет два направления: "врач-пациент" и "врач-врач". В первом случае речь идет об оказании помощи гражданину, обратившемуся к специалисту. Во втором — о возможности уже самих докторов получать профессиональную помощь от коллег, находясь друг от друга на расстоянии.

Какие виды телемедицинских услуг существуют?

ТМК используют при оказании следующих видов медицинской помощи:

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  • скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

Медицинская помощь с применением ТМК оказывается в любых условиях:

  • вне медицинской организации;
  • амбулаторно;
  • в дневном стационаре
  • в круглосуточном стационаре.

Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.

Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий проводятся:

  • в экстренной форме;
  • при угрозе жизни больного;
  • в неотложной форме;
  • при острых состояниях, без явных признаков угрозы жизни больного;
  • в плановой форме;
  • при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.

Прием может проводить как один доктор, так и несколько — консилиум врачей. Есть два формата консультаций — в реальном времени и отложенные. В первом случае врач и пациент общаются лично: переписываются, говорят по аудио- или видеосвязи. Во втором доктор не встречается с человеком. Он изучает его анализы и документы, готовит заключение и направляет пациенту, не общаясь с ним напрямую.

Несмотря на широкий спектр медицинских услуг, которые можно оказать онлайн, у телемедицины есть важные ограничения. Дистанционно врач не может выписать рецепты и открыть больничный, а также поставить точный диагноз и назначить лечение, для этого необходимо очное обследование.

Как проходит прием?

Проводить онлайн-приемы могут как государственные, так и частные клиники. В некоторых субъектах РФ услуги дистанционных консультаций покрывает полис ОМС. Записаться на бесплатный прием можно через сервис "Гостелемед". Частные клиники сами определяют порядок записи пациентов на консультацию.

Если пациенту нужна экстренная помощь, провести ее нужно в срок от 30 минут до двух часов, на неотложный запрос больного нужно отреагировать от трех до 24 часов. Для плановых приемов таких жестких сроков нет — их можно проводить в любое время.

Перед приемом врач и пациент проходят идентификацию через "Госуслуги". Это необходимо для установления личности участников консультации. И врач, и больной должны быть зарегистрированы в сервисе. До приема пациент подписывает несколько документов: согласие на обработку персональных данных, согласие на медицинское вмешательство, договор на оказание медицинских услуг.

Онлайн-прием проходит как обычный в поликлинике: пациент рассказывает о жалобах на здоровье, врач их слушает и задает вопросы. Общаться можно по аудио- и видеосвязи, а также текстовыми сообщениями. Документы и фотографии пересылают в чате. Прием заканчивается, когда врач отправит пациенту медицинское заключение по итогам консультации. Для фиксации данных медработник использует усиленную квалифицированную электронную подпись. Врач заносит данные в электронную карту пациента. В дальнейшем меддокументы нужно хранить 25 лет, остальное — год.

Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

Что разрешается доктору на дистанционном приеме:

  • порекомендовать, какие сдать анализы и пройти обследования, к какому врачу обратиться;
  • наблюдать за пациентом, который уже был у врача лично;
  • скорректировать назначенное на очном приеме лечение;
  • выписать электронный рецепт на лекарство по назначенному очно лечению;
  • назначить дополнительные обследования и анализы;
  • выдать электронную справку, продлить или закрыть больничный лист.

Телемедицина не может полностью заменить очный прием в медучреждении. На первичном онлайн-приеме доктор лишь посоветует, что делать и куда обращаться с жалобами.

В то же время онлайн-консультации помогают снизить нагрузку на врачей клиники: пациенты приходят уже с готовым набором анализов и обследований. С больными, которые получили лечение, но требуют наблюдения, тоже проще: дистанционный контроль занимает меньше времени и ресурсов.

Как телемедицина развивалась в России

Первые попытки передачи медицинских сигналов и изображений были предприняты в СССР в конце 50-х — начале 60-х годов. Тогда термином "телемедицина" можно было считать дистанционную диагностику физиологических показателей у первых космонавтов. Уже во время полетов Юрия Гагарина и Германа Титова телеметрически регистрировались ЭКГ в одном и двух грудных отведениях и пневмограммы.

Фото: https://kosmo.museum-online.moscow/entity/OBJECT/4859
Фото: https://kosmo.museum-online.moscow/entity/OBJECT/4859

Затем разработали специальные методы и аппаратуру для дистанционной регистрации основных физиологических и биохимических параметров организма человека в условиях космического полета для передачи этой информации на землю и принятия своевременных мер по коррекции возникающих нарушений.

Международным опытом практического применения телемедицины в её современных вариантах стали действия при ликвидации последствий землетрясения в Армении (1988) и взрыва газа под Уфой (1989). Тогда наладили телемосты (аудио-, видео- и факсимильная связь) между зонами бедствия и ведущими медицинскими центрами США под эгидой советско-американской комиссии по космической биологии и медицине.

В телеконсультациях и видеоконференциях участвовали специалисты московских клиник и медицинских центров США. Проводились консультации ожоговых, психиатрических и других групп пациентов.

За 12 недель работы телемоста в 34 продолжавшихся по четыре часа видеоконференциях приняли участие 247 советских (Москва, Армения, Башкирия) и 175 американских специалистов. Всего рассмотрели 209 клинических случаев по 20 медицинским специальностям. В результате внесли значительные изменения в диагностический и лечебный процесс, внедрили новые лечебные методики, передали значительное количество медицинской информации.

Что касается новой истории, то знаковой точкой для развития телемедицины в России можно считать начало 2016 года. В феврале этого года Минздрав разместил официальное уведомление о начале подготовки соответствующего законопроекта. На подготовку нормативной базы потребовалось больше двух лет, но в итоге в 2018–2019 годах приняли пакет документов, которые регулировали возможности телемедицины.

Закон о телемедицине

1 января 2018 года в силу вступил закон, регулирующий вопросы "применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", а также постановление правительства РФ "О единой государственной информационной системе в области здравоохранения". Федеральный закон предусматривал возможность проведения врачами дистанционных консультаций и выписку электронных рецептов.

Телемедицина активно развивалась. По данным исследовательской компании BusinesStat и ТАСС, с 2017 по 2019 год число медицинских телеконсультаций выросло почти в шесть раз, превысив миллион обращений в год.

В феврале 2020 года стало известно о поправках в закон "Об основах охраны здоровья граждан", которые разработал Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации. Проект давал российским врачам право ставить предварительные диагнозы и назначать лечение удаленно.

В ноябре 2020 года с началом пандемии Минздрав выпустил приказ о возможности лечения с помощью телемедицины зараженных COVID-19.

Поликлиники и врачей, работающих удаленно, оснастили необходимым оборудованием для общения с пациентами, а докторам предоставили возможность удаленно назначать исследования и выписывать справки и медицинские заключения (в электронном виде).

Карантинные меры дали дополнительный толчок развитию "лечения на расстоянии". В 2020 году телеком-консультаций организовали в четыре раза больше, чем в 2019 году, — 4,51 млн. А в 2021 году этот показатель приблизился к 5 млн.

С 1 августа 2023 года начал действовать экспериментальный правовой режим (ЭПР) в сфере телемедицины, который установило правительство РФ.

Пилотный эксперимент продлится три года. На сегодняшний день в нём участвует около 15 частных медицинских организаций.

Врачи клиник-участниц проекта после постановки диагноза при первой очной встрече с пациентом теперь могут в онлайн-формате выписывать рецепты на лекарства, дистанционно корректировать лечение или назначать его в тех случаях, когда оно не было назначено на очном приеме.

Лицензия на телемедицину

Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

Любая клиника обязана получить лицензию на медицинскую деятельность. Их выдает Росздравнадзор. В то же время для онлайн-приемов отдельная лицензия не нужна. Главное — соблюдать правила оказания медпомощи даже на дистанционных приемах (письмо Минздрава от 09.04.2018 № 18-2/0579).

Подробнее о консультациях врачей в Москве по телемедицине можно узнать на официальном сайте ЭНЕРГОГАРАНТ.

Источники:

Надеемся, статья ответила на все ваши вопросы, а если нет, обязательно пишите их в комментариях 👇