На съемочной площадке Анна Гриша и Александр провели не более пятнадцати минут. Гришу более всего заинтересовало сооружение, которое Александр назвал партикаблем – высокая деревянная конструкция похожая на строительные леса с широким помостом, на котором располагалась осветительная аппаратура – мощный прожектор. Там же находился оператор с камерой и туда за эти пятнадцать минут трижды забирался Арсений Ильич, размахивал руками и через рупор давал указания своим помощникам, которые расставляли массовку: людей, лошадей с повозками, показывали, что надо делать и куда двигаться. Гриша заинтересовался:
– Зачем на этой вышке стоит такой большой прожектор?
Александр повернулся к Анне:
– Молодец. Какие серьезные вопросы задает, – и, наклонившись к Грише, попробовал объяснить, – бывает так, что солнце создает тень там, где не нравится оператору, чтобы это исправить включают прожектор, и он создает другое освещение и другую тень. Понятно?
Гриша не ответил, продолжая смотреть на съемочную площадку, Александр не стал настаивать и ожидать от него ответа, а вздохнул и громко произнес:
– Что-то я проголодался, а не устроить ли нам пикник на берегу реки?
Такое предложение понравилось и Грише и Анне, они тут же развернулись и отправились к реке.
Река Инсар оказалась не широкой и совсем не глубокой. На лице Александра отразилось легкое разочарование:
– Река с таким красивым и даже романтическим названием, но ничего, за то риска утонуть, почти не осталось.
Анна удивленно взглянула на Александра:
– Разве вы раньше не слышали название реки? Она же протекает и по Саранску.
– Честно скажу, реку видел, но не знал, что та река та же, что и здесь и, что ее ту реку тоже называют Инсар.
Анна улыбнулась:
– Вы невнимательны к окружающему миру, но вы артист и посвящаете всего себя своему творчеству, поэтому вам прощается. Думаю, вам будет полезно знать, что название реки пришло из мордовского эпоса. В древние времена на этой земле проходили жестокие войны с половцами, которые часто нападали на жителей этой стороны.
Александр остановил рассказ Анны и позвал Гришу отбежавшего от них ближе к берегу реки:
– Гриша, беги скорей сюда, мама сейчас расскажет нам сказку.
Гриша подбежал, Анна поправила ему прическу и посмотрела на Александра:
– Гриша уже слышал эту историю. Ну, хорошо, я ее вам расскажу.
Она перевела взгляд на спокойно текущий по этой равнине, как и много веков назад, водный поток, и начала рассказ:
– В давние времена этой землей правил князь, которому все время приходилось защищать свои владения от набегов половцев. Среди воинов в окружении князя выделялся богатырь, он был силен и искусен в бою и его звали Пенза. Богатырь полюбил красавицу эрзянку Суру, и у них родились два сына – Алатырь и Инсар. Когда мальчикам было по пять лет, на их землю напали половцы, предводителем половцев был жестокий и коварный хан. Война была долгой и ни одна из сторон не могла победить, тогда воины решили замириться. Половецкий хан приехал в дом Пензы и там увидел красавицу Суру. Увидев ее, он потерял покой и решил сделать все, чтобы Сура стала его женой. Вскоре он хитростью захватил Пензу и посадил его в каменный подвал, в котором Пенза просидел много лет, но хану так и не удалось стать мужем Суры, она узнала о его коварстве и прогнала. Тогда половецкий хан выкрал ее детей и объявил, что если она не выйдет за него замуж он их убьет. Сура какое-то время колебалась, думала, что может, стоит принести себя в жертву ради спасения детей, но все же решила, что не должна подчиниться жестокому и коварному хану. Она ответила, что ее дети находятся под покровительством высшего бога эрзян, и если хан их убьет, то его постигнет жестокая кара и проклятье. Тогда хан спрятал детей и пошел войной на мордовские земли. Долго длилась война, Алатырь и Инсар выросли стали могучими богатырями, перебили охрану, нашли свою мать, победили половецкого хана и освободили отца. Предание гласит, что в честь отца – богатыря Пензы люди назвали город, а в честь матери и ее детей мордовские реки – Суру, Инсар и Алатырь.
– Да, поучительная история, – Александр посмотрел на Гришу, – твоя мама настоящая сказочница.
Гриша уточнил:
– Баба Настя рассказала нам эту сказку.
Анна продолжила Гришино уточнение:
– И много других увлекательных историй.
Александр с серьезным видом спросил у Анны:
–Из вашего повествования я все же не смог сделать однозначного вывода. Нам можно купаться в этой реке? Мордовские боги не будут против?
Анна отмахнулась от Александра:
– Идите уже, только не долго, вода может быть слишком холодна, а я пока распакую наши сумки.
Александр и Гриша прошли немного вверх по реке в поиске хорошего спуска с обрывистого берега и удобного входа в воду. Анна открыла сумки, расстелила покрывало на траве, разложила, не разворачивая свертки со снедью, достала бутылки с водой и с компотом для Гриши, но не тронула две бутылки вина, оставшиеся лежать на дне сумки Александра. Немного подождав, она все же отправилась на берег реки, откуда раздавались громкие возгласы Александра и повизгивание Гриши.
Анна подошла к реке и крикнула Александру:
– Как вода? Не очень холодная?
– А вы сами попробуйте.
Александр даже не повернулся к Анне, он старательно выполнял обещание научить плавать Гришу, стоял почти по пояс в воде, поддерживал Гришу на поверхности и объяснял, как нужно дышать, чтобы вода не попадала в рот, какие движения нужно делать руками, и какие ногами. Гриша также старательно пытался все это выполнять, но у него не все получалось. Иногда Александр отпускал Гришу в свободное плавание, Гриша начинал испуганно барахтаться и повизгивать, Александр подхватывал утопающего, и они весело смеялись.
Анна сбросила босоножки и вошла в воду, сначала показалось прохладно, но она быстро привыкла, вода приятно освежала, и можно было стоять так, не выходя из реки, долго-долго.
Наконец, Александр и Гриша выбрались из воды, Гриша слегка постукивал зубами, Александр набросил на него свою рубашку и стал тщательно, но осторожно растирать. Анна глядела на эту картину с умилением, но все же отвлекла их от этого занятия:
– Ну, что мальчики? Может, все-таки поедим? «Скатерть самобранка» на полянке уже давно ждет нас.
Александр тут же откликнулся:
– Обязательно. Только сначала нам нужно выставить какой-нибудь опознавательный знак для Арсения. Боюсь, под тем кустом он нас не найдет. Как думаешь, Гриша, не поискать ли нам какую-нибудь длинную палку?
Гриша с готовностью откликнулся:
– Давай поищем.
Александр поклонился Анне, развел руками, и они с Гришей удалились на поиски шеста для опознавательного знака.
Анна присела возле «скатерти самобранки» и опять подумала: «Мальчики, как они быстро подружились».
Через несколько минут из кустов орешника послышался треск и на поляне появились Александр, тянущий за собой длинный прут, за ним семенил Гриша, на ходу обрывающий с этого прута листья и маленькие веточки. Александр по пути говорил Грише:
– Мы потом эту палку подарим дяде Арсению, пусть сделает из нее удочку и будет ловить рыбу. Ты когда-нибудь ловил рыбу?
– Нет, Саша, не ловил.
– Ничего, мы, как-нибудь исправим это упущение. Сходим на рыбалку, только знаешь? Чтобы рыбалка удалась, надо вставать утром рано-рано. Сможешь?
Гриша утвердительно кивнул:
– Смогу.
– Тогда решено, через неделю идем на рыбалку, если мама не станет возражать.
Гриша хитренько улыбнулся, глядя на Анну:
– Мы, ее уговорим.
Мальчики вышли на середину поляны, Александр сбросил с себя рубашку, привязал ее к ореховому пруту и получившийся опознавательный знак воткнул в землю.
– Все, теперь ничто не помешает нам утолить голод, – Александр усадил Гришу рядом с Анной, сам сел напротив и с некоторым удивлением оглядел «скатерть самобранку», – у меня в сумке было еще кое-что, я это кое-что привез из Москвы для подходящего случая, вы его не нашли?
Анна улыбнулась в ответ:
– Ваше кое-что благополучно дожидается подходящего случая. Появится ваш приятель, глядишь, случай и представится.
– Разумно. Вы правы, надо дождаться Арсения, а пока жажду утолим простой водой.
Гриша протянул Александру свою кружку с компотом:
– Саша, попробуй. Баба Настя сварила, очень вкусно.
Александр коснулся своим стаканом Гришиной кружки:
– Спасибо, я обязательно попробую, позже. Какая у вас баба Настя, и сказки красивые рассказывает и компоты вкусные варит.
Анна тут же откликнулась:
– Да. Баба Настя у нас замечательная. Анастасия Георгиевна Лапшина, в прошлом актриса, имеет отношение к созданию нашего театра, она и сейчас там часто бывает. Вы могли ее там видеть. Она нас приютила и теперь мы с ней стали одной семьей. Очень интересная женщина. Зайдете к нам, мы обязательно вас с ней познакомим.
– Зайду. Если не возражаете, я теперь буду заходить к вам часто.
Гриша радостно ответил:
– Не возражаем.
Анна и Александр рассмеялись и тут же заметили, что возле опознавательного знака появился Арсений Ильич.
Александр поднялся ему навстречу:
– Вот и подходящий случай появился, – на удивленное лицо Арсения Ильича, Александр дал пояснение, – Анна Леонидовна запретила мне открывать вино до твоего появления.
Арсений Ильич поклонился Анне:
– Большое спасибо за заботу, чувствую, если бы не вы, мне бы не довелось испробовать того чудесного напитка.
Анна указала на место рядом с собой:
– Присаживайтесь и считайте, что все ограничения в отношении напитков и прочего, что найдете на нашей «скатерти самобранке» больше не действуют.
Арсений Ильич принял от Александра стакан с вином, еще раз поклонился Анне и спросил у Александра:
– Саша, ты меня порядком удивил, я привык видеть тебя в компании Виктора, а сегодня ты совсем в другой, и такой замечательной компании. Скажите, что происходит?
У Александра сошла улыбка с лица, он чуть помолчал и потом заговорил:
– Виктор не приехал в Саранск. Перед самым отъездом из Москвы я узнал, что его арестовали.
Арсений Ильич удивленно смотрел на Александра:
– Как? За что? Веселый, вполне интеллигентный человек. Не представляю, что он мог натворить?
Александр пожал плечами:
– Не знаю. Ничего неизвестно, – помолчал, потом вновь заговорил, – только перед отъездом в Саранск узнал, приехал сюда, места себе не находил, но вот Анна Леонидовна меня отвлекла, немного успокоила. С Анной Леонидовной мы добрые знакомые, она нам с Виктором еще два года назад давала наставления в том, что не стоит быть слишком открытыми и доверчивыми со случайными знакомыми. Может быть, Виктор забыл об осторожности, не аккуратно и не к месту что-то сказал, пошутил?
Арсений Ильич покачал головой:
– Да, его шутки бывают колючими, нельзя исключать, что кому-то не понравилась его шутка. Но, может это не шутка? Что-то другое?
Александр пожал плечами:
– Никто об этом ничего не говорит, как будто ничего не произошло.
Арсений перевел взгляд на Гришу и Анну:
– Ладно, ты мне потом все подробно расскажешь, а сейчас скажи, как тебе удалось оказаться в такой прекрасной компании?
Александр с улыбкой ответил:
– По доброте душевной Анна Леонидовна решила меня поддержать и согласилась в компании со мной провести этот выходной день, вот мы и приехали. С Гришей познакомились и подружились уже по дороге.
Арсений Ильич перевел взгляд на Анну:
– Жаль, что с Виктором случилась такая бела, и спасибо вам за поддержку Александра. Они были неразлучны, как сиамские близнецы. Пытаюсь представить, в каком состоянии Александр предстал перед вами, когда вы его встретили.
Анна согласилась:
– Да, выглядел он не очень.
Гриша тронул за плечо Александра:
– Может, пойдем купаться?
Александр посмотрел на Анну:
– Анна Леонидовна, не возражаете?
Анна махнула рукой:
– Бегите, только недолго и очень осторожно.
Мальчики убежали.