Ах, этот Старый Новый год! И за что мы так его любим?! Старый Новый год - это святое. По трепетности отношения россиян празднование 13 января ничуть не проигрывает 31 декабря. И как всякое значимое явление, окончательный переход к новому календарному исчислению имеет свои знаки и коды в искусстве.
Фильм Олега Ефремова и Наума Ардашникова "Старый Новый год" - один из самых ярких символов народного праздника. И хотя ни прежде, ни теперь не вижу себя в кругу его фанатов, признаю несомненную ценность картины. И любовь советского зрителя перешла по наследству к молодой российской публике совершенно справедливо. В моей семье кино смотрят с преогромным удовольствием, и это хороший выбор.
Сегодня ни слова о незначимом, поднимаем до праздничных высот только его отнюдь не скромные достоинства.
Хорошая литературная основа, как правило, половина успеха любого фильма. Имя Михаила Рощина гарантирует практически стопроцентное признание зрителя. Забавная сюжетная линия, интересные герои, яркие живые диалоги - не видеть этого, значит смотреть фильм с закрытыми глазами.
А фейерверк крылатых фраз, словно запущенный в новогоднее небо, осел блестящими искорками в народной речи: - "Время обнимать и время уклоняться от объятий." Или это: - "Скорее бы ночь прошла, и снова на работу". Мне нравится: - "В библиотеку запишусь, рассказ "Каштанка" дочитаю". "Сколько вытечет портвейна из открытого бассейна," - вполне себе задачка для веселого застолья. Словом, что ни высказывание, то очередной перл - каждый услышит свой.
Безусловным достоинством картины является блестящий игровой состав - Ирина Мирошниченко, Евгения Ханаева, Александр Калягин, Петр Щербаков, молодой Борис Щербаков, Георгий Бурков, Владимир Трошин и другие. Почти все артисты были заняты и в театральной постановке Олега Ефремова во МХАТ имени Горького. Когда действие перенесли на съемочную площадку, слаженность партнерской игры только добавила особой свободы. Но Вячеслав Невинный, на мой взгляд, явная актерская доминанта.
Действие, напомню, происходит в многоквартирном доме. Семьи Полуорловых и Себейкиных, каждая за своим столом, отмечают Старый Новый год. Фамилии по классической драматургической привычке говорят сами за себя. Первая пара и гости их дома принадлежат так называемой интеллигентной прослойке советского общества. Вторая семья позиционирует себя, как людей простых, из рабочих.
Впрочем, стола-то в одной из квартир как раз и нет. Глава, вернувшись с работы не в духе, решил начать новую жизнь с выноса семейной мебели. Ну дело, как говорится, хозяйское. Кабы не было заметно, что все обременяется каким-то намечающимся личностным кризисом: - "Кладбище... Всю всю неделю снится кладбище." "Пятницкое или Ваганьковское?"- уточняет герой Щербакова. "Кладбище идей," - вторя своему настроению, ответствует Полуорлов.
Кризис отнюдь не связан с возрастом. Это, в принципе, нормально - время от времени пересматривать свои ценности. Почему бы не в Старый Новый год? Всяко определенный переходный период для каждого человека. Особенно достается в таких случаях материальной стороне жизни, проще говоря, вещизму: - "Вещи, вещи...Стыдно!"
Замечено, что в жизни такое неоднозначное отношение к вещам характерно больше для мужчин. Вот и в фильме они как бы противостоят материальности в поддержку духовности. И добрую часть картины бушуют по этому поводу.
Но в предфинальных сценах вдруг начинают говорить словно от лица своих жен. А женщины, как и жизни, держатся изо всех сил за торшеры , хрустальные бокалы и прочую бытовую ерунду. Да и не ерунду вовсе, а всего того, что необходимо для удобной жизни.
Правда, как всегда, посередине. Для человека все важно - и красивый быт, и высокая духовность. Золотой закон жизни. Поэтому наши революционеры, очистившись в бане от суетных идей, вернулись в нормальный мир материальной гармонии и духовного совершенства.
И между этими мятущимися главами семейств весь фильм снует, мягко говоря, не очень трезвый старичок . Чрезвычайно важный для понимания сути персонаж. Не то чтобы новый толстовский Платон Каратаев, но этакий рощинский носитель библейской мудрости - Адамыч.
Он в итоге и сподвиг мятущихся соседей к походу в Сандуновские бани, смыть условную шелуху, обновиться и вновь принять этот славный мир в его несомненной гармонии духовного и материального.
А как вам музыкальный ряд? Мне кажется, он превосходен, несомненное достоинство картины. Чарующая песня "Снег идет" на замечательные стихи Пастернака - только начальные кадры. Позже на лестничной площадке вокальный дуэт Никитиных порадует народ весенней песенкой: - "Приходит время..." Хотя, как оказывается, люди головы теряют и в Старый Новый год.
Давняя русская традиция - петь в праздничной компании. Как хорошо же она поддержана в фильме. И застольная про удалого Хас-Булата, и преисполненная любви к Отечеству, лирическая "Березовый сок".
Понравилось, как Петр с Клавдией славно спели "Однажды морем я плыла". А другая Клавдия в это время исполнила чарующий романс. Очень люблю поющих артистов.
Есть еще один замечательный образ в фильме - новогодняя заснеженная Москва начала 80-х. Мелькают кадры Гоголевского бульвара, Большой Никитской, Смоленской площади, вход в Сандуновские бани. Какая трогательная картинка с елкой, сейчас таких нет - другая мода на украшение. И замечательный проезд вдоль знаменитого здания МХАТ имени Горького на Тверском бульваре.
Прекрасный фильм "Старый Новый год" за сорокалетнюю историю на экране обрел своих благодарных почитателей. Скорее всего, есть и те, кого он совсем не впечатлил. У кого-то, как у меня, остались вопросики.
Помните, Костик в "Покровских воротах" Козакова встречает тетушку в дверях своей благословенной коммуналки: - Ну как киношечка?" Не останавливаясь, та бросает: - "Бездарный фильм!" "Тетя, искусство по прежнему в большом долгу, - - как в вечность закинул наблюдение племянник.
А сотни зрителей, что были с тетушкой на том фильме, возможно сочли его гениальным. Искусство никогда не воспринимается однозначно.
Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на мой канал. Возможно, найдете для себя что-то полезное. Информации много не бывает. Приятных киновпечатлений!