Фото: галерея Анна Нова
Что происходит на рынке цифрового искусства после обесценивания NFT-коллекций
Технологический тренд года — развитие нейросетей — подстегнул и рост рынка цифрового искусства. По прогнозам аналитической компании Conerent, мировой рынок ежегодно будет расти на 17% и к 2030 году достигнет $12,12 млрд. Одновременно с этим NFT-рынок в 2023 году обрушился, а токенизированные объекты искусства обесценились.
Петербург развивается как часть современного арт-рынка, здесь и создают, и коллекционируют, и популяризуют цифровое искусство. Опрошенные РБК Петербург владельцы петербургских галерей поделились тем, какие тренды увидели в той сфере, где художественный мир пересекается с технологическим.
Мир, полный ловушек
В 2021 и 2022 годах на рынке NFT наблюдался значительный рост, в какой-то момент он привел к практически ажиотажному ежемесячному объему торгов в $2,8 млрд. Однако в 2023 году ситуация изменилась. В начале июля цены на известные и наиболее капитализированные коллекционные NFT резко просели. Коллекции CryptoPunks, Bored Ape Yacht Club (BAYC) или Azuki подешевели более чем на 60% всего за месяц. Из последнего отчета сервиса dappGambl, выпущенного осенью этого года, следует, что из 73 257 коллекций NFT более 95% имеют нулевую рыночную капитализацию.
По оценкам аналитиков, около 23 млн человек в мире сейчас владеют бесполезными активами. «На фоне историй о цифровых произведениях искусства, проданных за миллионы, и историй мгновенного успеха легко упустить из виду тот факт, что рынок полон ловушек и потенциальных потерь», — говорится в отчете dappGambl. Издание Business Insider назвало NFT-рынок мертвым.
Заметно, как коллекционеры и ценители искусства охладели к цифровому формату после падения рынка NFT, говорит основательница галереи Anna Nova и коллекционер Анна Баринова. Они стали более взвешенно и осторожно принимать решения о покупке. «Ажиотаж сменяется бесстрастностью. Да, продажи идут, коллекционеры по-прежнему интересуются, но глобально цифровое искусство пока не занимает значительной доли рынка», — говорит она.
Продажи идут, коллекционеры по-прежнему интересуются, но глобально цифровое искусство пока не занимает значительной доли рынка
О том, что интерес к NFT-произведениям, которые раньше продавались за миллионы, пропадает, говорит основательница галереи Masters Digital и школы Masters Полина Бондарева. «С российской стороны, к сожалению, нормативное регулирование криптовалют так и не появилось. В связи с этим мы ждем появления крипторубля. Он позволит юридически обосновывать сделки и, возможно, вернет тренд на NFT», — полагает она.
Читайте на РБК+ Петербург:
За пределами настоящего: бизнес 30 лет назад, 30 лет вперед
Бизнес успокоился и начал инвестировать
Райдер для хирурга: как бизнесмены улучшают внешность
Райдер для хирурга: как бизнесмены улучшают внешность
Всплеск интереса к ИИ
Но падение NFT-рынка не равно падению рынка цифрового искусства в целом. «Российский рынок продолжает расти, и, несмотря на турбулентные времена, заметен колоссальный и неподдельный интерес к современному искусству — это отслеживается по посещаемости нашей галереи и по продажам, совершенным за последние три года и выросшим в геометрической прогрессии», — говорит Анна Баринова.
Российский рынок продолжает расти, и, несмотря на турбулентные времена, заметен колоссальный и неподдельный интерес к современному искусству
По мнению Анны Бариновой, наиболее значимым направлением в 2023 году в цифровом искусстве стал искусственный интеллект, включая ChatGPT. Он расширил возможности создания цифрового искусства, добавил в него элементы генеративного дизайна: генерацию звуков, видео, изображений. «Все чаще мы видим, что человек взаимодействует с ним, например, для создания текстовых основ для визуальных произведений или первичной визуализации проектов. Искусственный интеллект для многих стал неотъемлемой частью команды. Даже в нашей галерее мы часто используем его в работе», — говорит Анна Баринова. По ее словам, около 60% художников галереи Anna Nova экспериментировали с форматом digital.
Как отмечает основатель культурного пространства «Третье место» Ольга Звагольская, с помощью технологии ИИ художники могут быстро и на очень высоком уровне создавать те цифровые работы, которые потребовали бы гораздо большего количества времени, если бы художник работал вручную. При этом, отмечает она, для тщательного выставления настроек для ИИ художнику может потребоваться больше недели точного описания и введения промптов. «Поэтому не следует смотреть на такие работы свысока: якобы если работа выполнена с помощью ИИ, то, значит, это не искусство, напротив, это довольно сложная и трудоемкая работа в любом случае, и далеко не каждый может системно подойти к созданию своей работы с помощью ИИ», — говорит Ольга Звагольская.
По оценкам Полины Бондаревой, в общей массе доля работ с использованием нейросетей за уходящий год выросла на 30%. Как отмечает эксперт, о том, что больше российских художников начинают работать с digital-искусством, говорит пополнение крупнейших российских музеев — Пушкинского, Русского, Третьяковской галереи — работами медиахудожников. «Если раньше в искусстве работали люди с художественным образованием, то сейчас цифровое искусство позволяет большему количеству специалистов — дизайнерам, архитекторам — создавать талантливые произведения без базового образования», — говорит она.
Кто покупает цифровое искусство
Как говорят опрошенные РБК Петербург эксперты, сейчас цифровое искусство меньше используется как инструмент инвестирования, больше как предмет коллекционирования. «Два года назад был бум на NFT, его покупали как новую технологию, причем не классические коллекционеры, а владельцы криптовалюты. В данный момент спрос на digital-искусство есть, но он такой же, как на коллекционирование других видов современного искусства», — говорит Полина Бондарева.
При этом, отмечает она, digital-искусством стали интересоваться технологические компании, такие как VK, «Яндекс». Об этом свидетельствует оформление стендов компаний на выставках, ярмарках. Впрочем, отмечает Полина Бондарева, внимание компаний к цифровому искусству скорее часть пиара и маркетинга, нежели коллекционирование.
По наблюдениям Анны Бариновой, существенный интерес для бизнеса представляет вложение в digital-платформы. «Несмотря на то что активное их развитие пришлось на последние три года, некоторые из них уже крепко устоялись и стали заметными — например, «Атомайз», CIFRA или Art exchange. В остальном довольно сложно с уверенностью заявлять о том, какие из всех существующих сегодня площадок станут безусловными лидерами и крепко встанут на ноги», — говорит Анна Баринова.
Довольно сложно с уверенностью заявлять о том, какие из всех существующих сегодня площадок станут безусловными лидерами и крепко встанут на ноги
Сюрреализм в формате 3D и другие драйверы
Собеседники РБК Петербург утверждают, что цифровое искусство продолжит развиваться. Ближайшие годы драйверами рынка будет генеративное искусство, VR и 3D-инсталляции. «В сфере тенденций digital art на 2024 год мы видим 3D-гиперсюрреализм — интригующий стиль, в котором органично сочетаются гиперреалистичный и сюрреалистический 3D-дизайн. Он включает в себя абстрактные и органические формы, яркие цвета и экспериментальные шрифты. Художники используют этот тренд в своем творчестве, потому что он позволяет отвлечься от мировых проблем: яркие персонажи или увлекательная инфографика. Это способ развить позитивный настрой и найти утешение в творчестве», — говорит Ольга Звагольская.
По оценкам аналитической компании Conerent, объем рынка цифровых произведений искусства достигнет $12,12 млрд к 2030 году по сравнению с $4,09 млрд в 2023 году. В среднем рынок будет расти на 16,8% в год. Как отмечают аналитики компании, драйвером рынка будут в том числе технологические достижения: развитие искусственного интеллекта, технологий дополненной и виртуальной реальности, 3D-моделирования; рост онлайн-платформ для искусства и расширение клиентской базы рынка.
«Целевая клиентская база рынка цифрового искусства за последнее десятилетие многократно расширилась. Миллениалы и зумеры демонстрируют большую ценность цифрового искусства по сравнению с традиционным искусством. Более того, проникновение электронной коммерции и смартфонов в развивающихся странах открыло новые географические рынки для цифрового искусства», — говорится в исследовании.
Цифровое произведение искусства — это артефакт, который создан и представлен в цифровых формах. К нему относятся цифровые картины, рисунки, иллюстрации, анимация и другие жанры, созданные на электронных устройствах. Рынок цифровых произведений искусства сегментирован по типу, среде, каналу распространения, конечному использованию, диапазону цен, типу художника и региону. По типам на сегмент цифровых картин в 2023 году, по данным Conerent, приходится наибольшая доля — более 25%.
NFT — это цифровые изображения произведений искусства, привязанные к блокчейну, обычно Ethereum. Каждый из них имеет уникальную подпись, которую невозможно продублировать.
Автор: Виктория Саитова