Найти в Дзене
ШКОЛА №2098

Социальные джунгли: проблемы становления современных подростков

Оглавление

Современный мир бросает подросткам множество вызовов и испытаний, которые еще несколько десятилетий назад были незнакомы их сверстникам. Информационные дебри, в которых легко запутаться, и вызывающие зависимость гаджеты формируют у ребят фобию коммуникации вне онлайна.

Еще более нервными они становятся из-за конфликтов с родителями, которые отчаянно пытаются вытащить своих детей в реальный мир. Сегодня мы рассмотрим проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются современные подростки, а также поделимся советами, которые помогут родителям эффективно взаимодействовать с ними.

Актуальные вызовы

Согласно исследованию Института имени Сербского, в России наблюдается рост детских депрессивных состояний. Так, из ста тысяч детей до 14 лет показатель заболеваемости аффективными расстройствами встречается у пяти человек. А у подростков 15-17 лет тот же показатель вырос на 70.6%.

В свою очередь депрессивные эпизоды порождают для ребят следующие проблемы:

  • неуверенность в себе;
  • низкий уровень социальной активности;
  • непринятие сверстниками;
  • плохая успеваемость;
  • напряженные отношения с родителями.

Чтобы заглушить стресс от вышеперечисленных проблем, дети начинают зависать в онлайне. Однако это только усугубляет ситуацию, еще больше отрывая их от реальности.

Изображение от https://ru.freepik.com
Изображение от https://ru.freepik.com

Что же делать?

Несколькими советами по поводу того, как наладить взаимоотношения с депрессивным подростком, поделилась Елена Аликина, педагог-психолог Школы №2098.

Важную роль в предупреждении депрессивного состояния у подростков играет хороший психологический климат в семье.

Чтобы защитить ребенка от стресса и переживаний, я рекомендую:

  • стараться избегать в общении с детьми унижений и наказаний, ведь это только еще больше вызывает у подростка ощущение ненужности и неполноценности;
  • не занимайтесь нравоучениями, так как они нередко вызывают развитие подростковой депрессии;
  • учитесь слушать и слышать своего ребенка, помогайте ему советом;
  • избавьтесь от привычки постоянно контролировать ребенка. Это делает его неуверенным и несамостоятельным;
  • не навязывайте ребенку свое мнение. Уважайте его хотя бы за то, что он это мнение вообще имеет.

В заключении отмечу, что профилактика депрессивных состояний подростков – это непростая задача. Решить ее можно только при сотрудничестве родителей с психологом. Лишь комплексными мерами можно добиться положительного результата.

-3

Романтизация девиантного поведения

Подростки, у которых недостаточно развито критическое мышление, могут склоняться к романтизации девиантного поведения из-за неспособности анализировать его этические аспекты и последствия.

Попытка выразить свою индивидуальность, выступая против устоявшихся общественных ценностей, создает у ребят ложное представление об употреблении наркотиков и алкоголя, курении и токсичном отношении к окружающим. Справляться с такими детьми сложно не только родителям, но и школьным педагогам. В ситуации, когда ребенок ведет себя неадекватно, важно не стать жертвой его провокации.

Своими советами о том, как родителям и педагогам помочь подросткам выйти из девиации, поделилась Елена Полищук, социальный педагог Школы №2098.

Совершая девиантные поступки, ребенок оказывается в ловушке, создаваемой мнимым легкодоступным успехом.

Подросток, демонстрирующий девиантное поведение, в первую очередь, нуждается в осмысленной и рациональной помощи.

Совершая девиантные поступки, ребенок оказывается в ловушке, создаваемой мнимым легкодоступным успехом. Например, проявляя публичное неуважение к старшим или вовлекаясь в трясину вредных привычек, ребенок может получить одобрение от сверстников. То есть, такие поступки можно назвать легкой тропой к успешной адаптации в коллективе. Гораздо сложнее завоевать авторитет честным путем, развивая свои ораторские качества, лидерские навыки и эмоциональный интеллект.

Если взрослый хочет помочь ребенку в такой ситуации, важно понять главное отличие своих представлений о происходящем от суждений подростка. В силу малого жизненного опыта ребенок хватается за самую простую схему достижения результата, не требующую углубленного анализа. При этом он не учитывает возможные риски от такой стратегии поведения.

Взрослым при работе с такими детьми необходимо порционно давать информацию о корректном поведении. Также не забывайте добавлять к своим суждениям конкретный результат.

Например: "Миша, мы записали тебя на тренировку в картинг-клуб. Если понравится, продолжишь занятия, а на день рождения сможешь пригласить в клуб друзей, похвалиться достижениями". Такое предложение поможет Мише попробовать себя в новой стези, добиться результата и самореализации и завоевать авторитет сверстников. Это куда лучше, чем хамить учителям и курить в школьных туалетах.

Скоро мы опубликуем статью о том, как помочь ребенку справиться с зависимостями. Следите за обновлениями в нашем блоге.