Спортивные гонки куда более опасная штука, нежели обгон на трассе. В ралли участвуют одержимые на всю голову люди, которых в жизни пугает только одно - проигрыш. Изначально цель таких соревнований определяась как выявление недостатков модели автомобиля для дальнейшего запуска в массовое производство. Но потребительские свойства машины только для спокойных опасливых обывателей. В соревновании же риску не может быть предела.
В первую голову, увидя название фильма, приходят ассоциации с фильмами Рона Ховарда Гонка (Даниэль Брюль прилагается) и Джеймса Мэнголда Ford против Ferrari. Мол очередная работа о противостоянии двух автогигантов на спортивном поле брани. Но это только кажущаяся видимость. Так как кино снимали европейцы, соответственно и масштаб (бюджет, сценарий, сама история, звёзды) по-мене. Это не говорит ровным счётом ни о чём, кроме как о более скудной дозировке зрелищности.
О самой истории существует с полдюжины документальных фильмов. В них всё показано и рассказано внятно до кашицы, даже для особо отдалённых от такого вида соревнований. А для художественного произведения история, наверное, до сих пор казалась мелковатой. Но, идут годы, все последующие события становятся ещё ничтожнее, и Ауди против Лянчи вырастает на их фоне. В таких случаях экранизация неизбежна, тем более она попадает в струю нынешнего запроса на повесть о соперничестве самоходных аппаратов.
Это соревнование прозвали "Битва Давида и Голиафа", имея ввиду технические возможности конкурирующих контор. Лянча выпускала культовые тачки, но безоговорочно проигрывал Ауди в инженерном прогрессе. И тут в дело вмешался принцип, который в России сформулировали как - "Голь на выдумку хитра". Итальянцы фантазировали на ходу, подминая правила, мол что не запрещено, есть разрешённое. И такая сообразительность приносила благотворные результаты. Можно теперь подобное сравнить с развитием ИИ, но это другая история.
Главная ценность Большой гонки, это, разумеется, сами автомобили, которые словно вчера выпустили. Здесь и гоночные, и стандартные модели, представлены в первозданном виде, без особого шаманизма и колдования над ними. Далее идут соответствующие времени шмотки, некоторые из которых вполне можно было бы надеть и теперь. И интерьеры, которые перешагнули бессмысленный и беспощадный модерн семидесятых, принявший солидный вид.
Сами гонки сняты достойно, и если это происходит в Греции, то обязательный предгорный пейзаж обеспечен, а езда по грунтовке пускает пыль в глаза. Равно как и состязание на финских дорогах в окружении берёз и осин с характерными для Суоми зеваками. Монтаж с нескольких камер делает своё динамично дело. Вовремя кадр с переключения коробки передач сменяется кадром бокового зеркала заднего вида и сразу ракурс на несущуюся прямо на зрителя машину по серпантину. Оператор решился отказаться от фильтров, всё снял с натуры, как есть, в основном при естественном освещении. Это несколько анахронично выглядит, с другой стороны тогда только так и снимали.
В общем не скучное зрелище, с учётом отсутствия каких либо ожиданий можно даже сказать, что оно, время, проведено с пользой и выражение "Дорогу осилит идущий" начинает играть новыми смыслами. Есть несколько ругательств, но они естественно вписываются и кино можно показать деткам старше 12 лет, они их наверняка слышали и, даже, произносили. Возможно вызовет любознательность.