Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" в 2024 году планирует начать выпуск Lada Vesta с новым силовым агрегатом, возобновить выпуск Lada Largus и начать производство e-Largus. Старт производства Lada Iskra намечен на начало 2025 года.
Планами "АвтоВАЗа" на годовой пресс-конференции поделился президент компании Максим Соколов. По его словам, автопроизводитель в 2024 году планирует начать выпуск Lada Vesta с новым силовым агрегатом (1,8 EVO и автоматической трансмиссией), возобновить выпуск Lada Largus и начать производство e-Largus в Ижевске.
Производство опытной партии электромобилей модели e-Largus началось на ижевском заводе "АвтоВАЗа" в середине декабря 2023 года. В первый день с конвейера сошли шесть автомобилей, а общий объем опытной партии составил 30 единиц.
Предполагается, что в семействе электромобилей Lada e-Largus будут пассажирские и коммерческие универсалы в модификациях с разными батареями и с различной грузоподъемностью.
Машины будут оснащать синхронным электромотором на постоянных магнитах номинальной мощностью 50кВт (кратковременно может достигать пиковой мощности 120 кВт). Две тяговые литий-ионные батареи располагаются в моторном отсеке автомобиля и под полом кузова - в месте, где ранее располагался бензобак.
Как уточняли в "АвтоВАЗе", разработкой электрической силовой установки для e-Largus занималась компания "Системы автономной энергии" (САЭ), которая входит в ГК "Итэлма", в сотрудничестве с инженерами автопроизводителя. Аккумуляторы от САЭ разработаны и произведены в России, система управления и термостатирования также российская. В планах компании в ближайшие два года локализовать последний импортный элемент - аккумуляторную ячейку.
Серийное производство Lada e-Largus планируется начать во II квартале 2024 года, вместе с возобновлением выпуска стандартных Lada Largus с двигателями внутреннего сгорания.
"Объем выпуска непосредственно электромобилей будет зависеть впрямую от мер поддержки, которые будут в рамках следующего года распространяться либо только на высоколокализованные продукты с электросиловой установкой, либо на весь перечень продукции, в том числе из иностранных государств", - пояснял Соколов журналистам.
Помимо этого в планах "АвтоВАЗа" на 2024 год планомерное восстановление цветовой гаммы и опционного состава автомобилей, а также выпуск специальных модификаций, включая спортивные, битопливные, автомобили с ручным управлением.
Кроме того, сообщил Соколов, продолжится работа над новыми моделями, включая Lada Iskra, старт производства которой намечен на начало 2025 года.
При этом стратегия развития компании на период до 2030 года, утвержденная советом директоров "АвтоВАЗа" в конце 2023 года, предполагает выпуск 12 новых моделей в различных сегментах, а также развитие партнерских проектов.
В рамках реализации стратегии компании планируется сохранить лидирующее положение Lada на российском авторынке. Так, производственный план "АвтоВАЗа" на 2024 год предусматривает выпуск 500 тыс. автомобилей Lada. За 2023 год концерн произвел в общей сложности 374 тыс. 77 автомобилей.
"Наши производственные планы на текущий год выходят на новый уровень и при благоприятном стечении обстоятельств и макроэкономической обстановки возьмут планку в 500 тысяч автомобилей", - рассчитывает глава "АвтоВАЗа".
Продажи автомобилей Lada в России в 2023 году выросли в 1,9 раза (на 86,9%), до 352 тыс. 572 штук, рассказал накануне Соколов. При этом почти 40% общего объема (138 тыс. 500 автомобилей) приобрели корпоративные клиенты. Бестселлером в модельном ряде концерна была Lada Granta (206 тыс. 116 шт.). Также было реализовано более 92 тыс. Lada Niva (включая Legend и Travel) и 49 тыс. 272 Lada Vesta.
"Впервые за десятилетие бренд Lada стал уверенно доминирующим с точки зрения понятий нашего антимонопольного законодательства. Я бы назвал эту позицию лидирующей, хотя мы находимся в жесткой конкурентной среде", - сказал Соколов, комментируя итоги года.
По оценкам "АвтоВАЗа", рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в 2023 году без учета параллельного импорта вырос на 45%, до 1 млн шт. Lada заняла треть его объема с долей 35% против 27% в 2022 году. Такой показатель в "АвтоВАЗе" называют рекордным за 20 лет.
"Доля-то рынка 35% (у Lada за 2023 год - ИФ), но это в количестве проданных автомобилей. А если брать в денежном выражении, то наша доля рынка сильно не впечатляет - она остается в пределах 10-11%. И, конечно же, это повод серьезно задуматься и проанализировать ситуацию на рынке, открытие наших границ по отношению к другим брендам, другим странам. И с учетом несопоставимого масштаба рынков задуматься о том, какие меры поддержки необходимы, чтобы высоколокализованные продукты "вытаскивали" за собой целую отрасль российской промышленности - автопром", - сказал Соколов.
Экспортные поставки автопроизводителя в прошлом году велись в восемь стран: в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Южную Осетию общей сложности отправили 6,5 тыс. автомобилей.
"В наших планах развитие экспорта. Планируем в текущем году увеличить те показатели, которые были в 2023 году, примерно в четыре раза, достигнув 20-25 тыс. автомобилей, а также выйти на новые рынки", - сообщил Соколов.
По его словам, в текущем году компания будет стремиться реализовать весь планируемый к выпуску объем автомобилей, в том числе около 450 тыс. шт. на российском рынке. Разницу между планом производства и продаж в РФ он объяснил выпадающим объемом экспортных поставок, а также необходимостью формирования небольшого запаса автомобилей на складе.
Российский рынок, как отметил глава "АвтоВАЗа", в 2024 году может вырасти на 5-10%, но сейчас, "мягко говоря, стагнирует", в частности, из-за высокого уровня ставки.
"Даже у меня сейчас есть соблазн положить деньги на депозит в банк. Ну, поездишь еще год на своей же машине, не будешь ее менять. Зато в конце года получишь вместо автомобиля - при средней стоимости Lada на уровне 1 миллион рублей - еще 200 тысяч рублей. Это, в конечном счете, почти две месячных зарплаты. Хорошая прибавка к пенсии, как говорится", - сказал глава "АвтоВАЗа" журналистам после пресс-конференции.
Соколов также сообщил, что "АвтоВАЗ" завершил 2023 год с прибылью и остается финансово стабильным.
"Я понимаю, что вас интересуют цифры. Но "АвтоВАЗ" не является публичной компанией, и сегодня раскрытие отчетности - чего нам позволяет не делать законодательство - возможно, приведет к усилению рисков и вызовов. Поэтом я хочу лишь ограничиться тем, что работа "АвтоВАЗа" с финансовой точки зрения была стабильной и прибыльной. И эта прибыль будет направлена на проекты дальнейшего развития - нашу инвестиционную программу", - сказал Соколов, напомнив, что объем инвестпрограммы на 2024 год совет директоров концерна утвердил на уровне 40 млрд рублей.
Кстати, штат "АвтоВАЗа" в 2023 году пополнили более 4,1 тыс. новых сотрудников.
"Последовательный запуск конвейерных линий, достижение высоких скоростей, позволяющих производить большой объем автомобилей именно на тольяттинской площадке, потребовал от нас серьезных неординарных мер. Здесь мы все "выровняли" заработной платой. Затем поняли, что и этого нам будет недостаточно", - рассказывал в декабре 2023 года президент "АвтоВАЗа" в ходе публичного выступления на People Forum.
По его словам, решив задачу с наймом сотрудников на площадку в Тольятти, "АвтоВАЗ" планирует также решать кадровый вопрос на заводах в Ижевске и Санкт-Петербурге.
"В Санкт-Петербурге проще - там все-таки рынок труда масштабнее. А вот в Ижевске и в Самарской области он достиг критической точки, стал дефицитным. Произошло это очень быстро, как включили, что называется, рубильник. Мы почувствовали это буквально в этом году", - отмечал глава "АвтоВАЗа".
Он сообщил, что в 2024 году на площадки в Ижевске и Санкт-Петербурге планируется набрать еще 5 тыс. сотрудников.
Кроме того, в 2023 году "АвтоВАЗ" принял решение о софинансировании проекта создания передовой инженерной школы гибридных технологий "ГибридТех" на базе Тольяттинского государственного университета. Задачами "ГибридТеха" станут разработка гибридных и комбинированных технологий с необходимым оборудованием для автопрома, а также подготовка современно мыслящих инженеров, способных обеспечить дальнейшее развитие "АвтоВАЗа" и отрасли.
"Мы нацеливаем Тольяттинский госуниверситет и совместный проект по созданию передовой инженерной школы "ГибридТех" и на реинжиниринг существующего модельного ряда, и на разработку новых моделей, принципиально новых конструкторских разработок. В том числе, силовых установок и всего того, из чего состоит автомобиль", - отмечал Соколов.
На то, что стратегия развития отечественного автопрома ставит одной из целей углубление локализации за счет развития собственных научных и инженерных компетенций, следствием чего должно стать создание конкурентоспособного компонентного производства, обращал внимание и премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
"Поэтому важно привлечь промышленных партнеров, заинтересованных не просто в организации крупноузловой сборки, а нацеленных на выпуск высоколокализованной техники", - отмечал он в декабре 2023 года в ходе выступления в лектории общества "Знание".
Первостепенной задачей премьер назвал перезапуск площадок ушедших иностранных компаний. По его словам, производство автомобилей в России необходимо довести до уровня 1,3 млн штук в год и выше в горизонте ближайших 3-4 лет. Причем, подчеркивал Мишустин, более 70% продаж должны составлять выпущенные именно в России автомобили.