Любой гражданин, а также юридическое лицо (организация), вправе обращаться в правоохранительные и надзорный орган (прокуратуру) с заявлением (жалобой, обращением), в котором могут ставиться как вопросы проверки сообщения о преступлении или правонарушении, так и вопросы контроля (надзора) за исполнением законодательства о проверке таковых обращений вышестоящими органами или надзирающей прокуратурой.
У заявителей часто возникает необходимость ознакомиться с материалами, которые рассматривающий обращение орган собрал по итогам проведенной проверки, чтобы получить не только итоговое решение, но и выяснить, какие конкретно меры были предприняты для проверки обращения, какие лица опрошены, какие документы запрашивались и исследовались, и т.д.
Ознакомление заявителей с материалами проверок обращений в подразделения полиции и прокуратуры достаточно четко регламентированы соответствующими ведомственными инструкциями МВД и Прокуратуры РФ, данные сведения содержатся в открытом доступе, однако нередки случаи намеренных отказов заявителям в ознакомлении, или существенная волокита в рассмотрении заявлений об ознакомлении с материалами.
Чаще всего, с заявлением об ознакомлении с материалами проверки, в подразделения МВД обращаются граждане, чтобы выяснить, по какой причине не возбуждается уголовное дело при наличии, по мнению заявителя, признаков состава преступления в каком-либо событии или происшествии, или граждане, в отношении которых было подано заявление о будто бы совершении ими преступления или правонарушения.
Материалы, которыми оценивается наличие или отсутствие признаков состава преступления в событии, именуются материалами доследственной проверки.
Так, ознакомление с материалами доследственной проверки осуществляется путем подачи в орган дознания, следствия, или непосредственно дознавателю, следователю или их руководителям, соответствующего заявления (ходатайства) об ознакомлении в порядке, установленном ст. ст. 144 - 145 УПК РФ при условии, что такие документы и материалы непосредственно затрагивают права и свободы заявителя.
Исходная нормативная база, предусматривающая право на ознакомление с материалами проверки, такова.
Часть 2 ст. 24 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. В силу непосредственного действия этой конституционной нормы любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Из указанных норм следует гарантированное Конституцией РФ право, в том числе лица, на ознакомление с материалами проведенной по его заявлению, либо в отношении него, доследственной проверки.
Позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа лиц, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, к материалам, на основании которых было вынесено это решение
Поскольку ограничения права граждан на доступ к информации могут быть установлены только законом, а ч. 2 ст. 145 и ч. 4 ст. 148 УПК РФ не содержат каких-либо указаний на такие ограничения в отношении лиц, чьи права и свободы затрагиваются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, их применение должно осуществляться в соответствии с изложенной правовой позицией (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1251-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Навального Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 145, частью четвертой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30 Федерального закона "О полиции" и статьей 7 Федерального закона "О персональных данных").
Так, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации") установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Аналогичные положения закреплены в п. 9.2 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 12.09.2013 N 707 (далее - Инструкция).
Следовательно, в целях ознакомления с материалами доследственной проверки заинтересованным лицом в компетентный орган, проводящий такую проверку, подается соответствующее ходатайство. При этом указанное ходатайство об ознакомлении должно отражать сведения о том, какие права и свободы этого лица непосредственно затрагиваются такой проверкой, т.е. из заявления должен явствовать статус обратившегося лица.
В заявлении об ознакомлении с материалами доследственной проверки можно указать конкретные документы, с которыми заявителю необходимо ознакомиться, а также контактные данные для связи и согласования даты и времени допуска к материалам проверки.
Согласно п. 116 Инструкции решение о предоставлении гражданину возможности ознакомления с материалами по обращению или отдельными документами, а также снятии с них копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением. Вместе с тем, на практике, должностные лица органа, куда делается обращение с целью ознакомления с материалом, часто могут не оформлять отдельного заключения, а устно разрешить ознакомление, и попросить по его окончании сделать отметку в своем заявлении.
Согласно п. 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день. Указанный срок исчисляется с даты регистрации обращения в органе внутренних дел до даты подписания окончательного ответа гражданину.
Срок рассмотрения обращения исчисляется от даты его регистрации в Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях (примечание 1 к п. 43 Инструкции).
Как следует из приведенных положений, а также норм ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ, лицо, подавшее ходатайство, уведомляется соответствующим должностным лицом о дате, времени и месте ознакомления с материалами проверки.
Процедура ознакомления с материалами доследственной проверки ни УПК РФ, ни положениями Инструкции детально не регламентирована. Однако законом установлен запрет на ознакомление с теми материалами, которые не касаются лица, обратившегося с соответствующей просьбой.
Законом не ограничивается право заявителя прибегнуть к услугам представителя либо адвоката при ознакомлении с материалами доследственной проверки. В этой связи следует иметь в виду, что полномочия такого представителя должны быть надлежащим образом подтверждены (ст. 185 ГК РФ).
При этом необходимо учесть, что само по себе наличие у представителя статуса адвоката не придает ему всех полномочий, ввиду чего адвокат должен будет предоставить надлежащим образом оформленный адвокатский ордер на представление интересов заявителя.
О наличии у лица представителя и последующем желании ознакомиться с материалами проверки следует указать в самом заявлении об ознакомлении.
При ознакомлении лицо вправе использовать технические средства фиксации. Такую информацию в равной степени следует изложить в заявлении, поскольку, если соответствующим органом дознания либо следствия удовлетворено заявление об ознакомлении, следовательно, рассмотрена просьба о допуске представителя и разрешено использование технических средств.
По общему правилу, в процессе ознакомления с материалами проверки не запрещается делать выписки, снимать за счет своих средств копии и производить фотофиксацию материалов в том объеме, котором это определено должностным лицом органа дознания (следствия). При этом решение о снятии копий принимается руководителем органа внутренних дел или самостоятельного подразделения не ниже начальника отдела и оформляется заключением (п. 116 Инструкции).
При ознакомлении с материалами доследственной проверки должностное лицо вправе предоставить заявителю лишь те материалы, которые затрагивают права и интересы этого лица. Однако заявителю может быть отказано в ознакомлении с другими материалами со ссылкой на ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и п. 2 ст. 5 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ в случае, если:
- часть этих материалов затрагивает права и законные интересы других лиц;
- в материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
На заключении должностного лица о допуске к ознакомлению проставляется отметка об ознакомлении гражданина с материалами по обращению, которая заверяется его подписью (п. 116 Инструкции).
Неправомерный отказ в ознакомлении либо необоснованное ограничение прав заявителя в процессе ознакомления с материалами доследственной проверки могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ.
Подразделения прокуратуры тоже проводят проверки как по обращениям граждан о происшествиях и преступлениях, так и по обращениям о нарушении их прав, в том числе, допущенных правоохранительными органами, обязанными осуществлять проверки сообщений о преступлениях. Несмотря на то, что согласно текущей практике, органы прокуратуры часто пересылают заявления и жалобы граждан, а также обращения в рамках уже возбужденных уголовных дел в правоохранительный орган, в производстве которого находится спорный материал проверки, необоснованно не проводя самостоятельную проверку, с данными материалами (фактически содержащими сведения о пересылке), заявитель также имеет право ознакомиться.
До 2013 года ознакомление с материалами прокурорских проверок прямо регламентировано не было. Однако, Федеральным законом от 02.07.2013 № 156-ФЗ статья 5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» дополнена пунктом 4, регламентирующим порядок ознакомления граждан с материалами прокурорской проверки.
Права граждан на ознакомление с материалами прокурорской проверки в соответствии с указанной нормой федерального законодательства расширены в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, согласно пункту 4.15 которой граждане имеют также право снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств. Отсутствие обязанности прокурора предоставлять копии материалов проверки, и высылать их в адрес заявителя, подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.12.2019г. по делу № А33-26680/2018)
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 №45, заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы.
Проверяемое юридическое лицо (организация) в лице ее официального представителя также вправе знакомиться с материалами проверки, хотя это напрямую и не предусмотрено Законом «О прокуратуре», однако суды признают таковое право за организацией.
Установлено, что иные лица, которые вызывались прокурором для дачи объяснений, или у которых запрашивались документы в рамках проверки, с материалами проверки знакомиться не вправе, поскольку исполнение требований прокурора в этой части не затрагивает их права и свободы. Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.04.2018г. № Ф04-877/2018 по делу № А45-21772)
Ведомство отмечает, что в целях обеспечения гарантии недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры, установленной п.2 ст.5 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ознакомлении гражданина с материалами проверки до ее завершения может быть отказано, что не противоречит положениям Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности п.2 ст.5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана»).
Аналогично с регламентацией МВД РФ, в прокурорской инструкции указано, что гражданину не могут быть предоставлены для ознакомления материалы, содержащие сведения, составляющие государственную и иную специально охраняемую федеральным законом тайну, а также охраняемые Конституцией РФ и федеральным законом сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну других лиц, а равно затрагивающие частную, личную и семейную жизнь других граждан, неприкосновенность их жилища и тайну переписки.
Решение об ознакомлении заявителя с соответствующими материалами либо отказе в их ознакомлении принимает прокурор, в производстве которого они находятся, либо вышестоящий прокурор.
В случае отказа в предоставлении гражданину требуемой информации ему сообщается о принятом решении и причинах отказа в десятидневный срок со дня подачи обращения.
Отказ в ознакомлении с материалами прокурорской проверки также может быть обжалован в соответствующий суд.
Постановление Конституционного Суда РФ, обязавшее законодателя регламентировать право на ознакомление с материалами прокурорских проверок, представлено здесь : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26325/
Доводы данного Постановления можно использовать в жалобах на отказ в предоставлении материалов на ознакомление.
*Текст подготовил адвокат МАС Евгений Горбунов
Специалисты МАС готовы оказать квалифицированную юридическую помощь.