Рассмотрим детально. «Снегурочка» Виктора Васнецова
Один из самых светлых образов — Снегурочка. А почему на известном холсте Васнецова она стала брюнеткой? Главные секреты картины раскрывает автор «Дневника живописи» Оксана Копенкина.
Знаменитый образ Снегурочки принадлежит кисти Виктора Васнецова. Чем он так известен? И кто позировал художнику? А главное, почему героиня изображена одна? Ведь мы её, внучку, обычно представляем рядом с Дедом Морозом! Отвечу на все эти вопросы. Приготовьтесь удивиться. И не раз.
У Перова — сказочная
Надо отметить, что образ Снегурочки волновал не только Виктора Васнецова. И, конечно, не он её придумал. Гораздо раньше сложилась народная сказка о снежной красавице. Наверняка вы её слышали.
Дед и баба слепили девочку из снега. Она ожила. Создатели не могли нарадоваться. Но однажды приёмная дочь не послушалась родителей, вышла погулять с подружками и растаяла в лучах солнца (по другой версии — перепрыгнув через костёр во время народных гуляний). Именно такую Снегурочку в момент гибели изобразил Василий Перов.
Может возникнуть вопрос: почему Перов, создатель «Тройки», написал вдруг сказочного персонажа? Дело в том, что в 1879 году он вышел из Товарищества передвижных выставок и стал пробовать себя в других жанрах. Сказочном в том числе.
Васнецов же написал совсем другую Снегурочку — не из сказки, а из пьесы Александра Островского. Драматург создал её в 1873 году. И это уже иная история.
У Островского и Васнецова — драматичная
В сюжете Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза и Весны-Красны. Девушка очень хотела пожить с людьми. Особенно сильно её привлекали песни и пляски. Строгий отец разрешил, но с одним условием: мать Весна-Красна никогда не позволит дочери испытать любовь, так как с любящим сердцем Снегурочка станет уязвимой и её тут же растопит Солнце-Ярило. Солнце считало рождение Снегурочки противоестественным явлением и злилось на Деда Мороза с Весной-Красной. До такой степени, что не прогревало землю. Потому тянулась долгая зима, а лето было коротким и холодным.
И вот когда Снегурочка вышла к людям из леса, её и запечатлел Васнецов. Этому предшествовали определённые события. Давайте по порядку.
При чём тут Мамонтов?
В 1881 году промышленник и меценат Савва Мамонтов решил поставить пьесу Островского «Снегурочка» в своей усадьбе Абрамцево. За две недели Васнецов создал эскизы к этой постановке: декорации, а также костюмы героев.
Итак, образ первой Снегурочки Васнецов создал задолго до картины маслом. Аж в 1881 году! Внешне это совсем другая героиня. Сами посмотрите.
Ещё один момент. Когда Снегурочка вышла из леса, первым её увидел житель Берендеевки — бобыль (крестьянин без земельного надела) Бакула. Он и его жена Бобылиха и стали приёмными родителями снежной девицы. Их образы в костюмах тоже отрисовал художник.
Позже, в 1885 году Мамонтов распорядился уже о постановке оперы «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова в своём частном театре. И конечно, вновь к созданию эскизов меценат привлёк Васнецова.
Постановка «Снегурочка» имела большой успех. Заодно говорили и о костюмах Васнецова. «Снегурочку» Савва Мамонтов потом ещё четыре года показывал и в других городах. Тень героини преследовала Васнецова. В общем, нет ничего удивительного в том, что в 1899 году художнику пришла в голову идея написать картину маслом.
Девочка без деда.
И без персиков
Теперь понятно, почему Снегурочка стоит одна. По пьесе, её отец Дед Мороз отправился в Сибирь. Наступал март — время её матери Весны-Красны. И Снегурочка вышла из леса уже без родителей.
Давайте обратим внимание на живописные особенности картины.
Заметьте, что Снегурочка смотрит не на деревню и не на лес, а в сторону зрителя. У героини был выбор: вернуться к родителям или пойти к людям. Но смотрит она на нас, так как её происхождение — это театральная сцена. Как будто изображение деревни в долине с яркими звёздами — это декорация. А лес — это кулисы, из которых вышла актриса.
Вглядитесь в выражение лица девушки. Понимаете, почему на её лице написано смятение, а бровки слегка сдвинуты? Это очень важный этап её жизни, когда и к людям хочется, и покидать родителей страшно. Всё-таки Снегурочка пятнадцать лет (а столько ей было по пьесе) провела в лесу, в тереме, а её друзьями были лишь белки да зайцы. Людей девушка наблюдала только издалека. Очевидно, что она в замешательстве, ведь впереди — много непонятного: как её встретят, что ей скажут, понравится ли она. Вот и отра-зилось на лице напряжение.
Посмотрим на одежду Снегурочки. В пьесе героиня выходит к людям в «тулупчике, сапожках и рукавичках». Но Васнецов наряжает красавицу в длинную парчовую шубу, расшитую сложным орнаментом. В результате художник показывает нечто общее между русским узорочьем и зародившимся модерном. В то время всё русское было в моде, но и модерн становился узнаваем. Такой наряд Снегурочки не мог не вызвать симпатию. Так и вышло: публика оценила.
Варежки на Снегурочке имеются, а вот сапожек не видно. И, судя по большим следам, она в валенках. Что ж, Васнецов хотел сделать Снегурочку на картине маслом немного непохожей на героиню пьесы. Ведь это не иллюстрация к литературному произведению, а самостоятельный образ. Поэтому несовпадения в одежде вполне объяснимы.
Вокруг девушки — пушистый снег. Заячьи следы. Создана иллюзия холодного лунного освещения. И только огоньки слободки Берендеевки горят тёплым жёлтым светом. Как же красиво они перекликаются с жемчужными огоньками звёзд!
Пейзаж имеет черты двух стилей: реализма и романтизма.
С одной стороны, мы видим очень реалистичный снежный покров. С другой — художник кладёт снег на ёлочки особенно живописно. Привлекательно и сочетание холодного света звёзд с тёплым оранжевым цветом окошек.
В стиле романтизма показано впечатляющее единение природы и человека. И Снегурочка, главная героиня, находится между мирами живого и неживого, человеческого и лесного.
Обратите также внимание на ветви деревьев. Васнецов как будто размазал краску, чтобы ветви стали вне фокуса. Причина в том, что это отражает происходящее в пьесе. Когда Снегурочка вышла из леса, все деревья стали с ней прощаться, качая верхушками. Возможно, художник попытался изобразить эти поклоны.
Интрига:
кто позировал Васнецову?
Или это выдуманный образ?
Мы привыкли, что Снегурочка светловолосая. Она же из снега! А тут мы видим чёрные бровки. Получается, девочка явно темноволосая, со слегка смуглым цветом лица.
Дело в том, что Васнецов позаимствовал для образа черты Александры Мамонтовой, дочери Саввы Мамонтова. Саша была пятым, самым младшим ребёнком в семье. Вы наверняка знаете её старшую сестру Веру Мамонтову. Её изобразил Валентин Серов на знаменитой картине «Девочка с персиками».
Вера была старше Саши на три года. Девочки росли вместе с тремя старшими братьями.
Кстати, Васнецов однажды запечатлел и третьего сына Саввы Мамонтова, Андрея. Его можно узнать в образе Алёши Поповича (справа) на картине «Богатыри». Когда Васнецов закончил картину, к сожалению, Андрея уже не было в живых. Родители пережили своего сына. Парень умер молодым от воспаления лёгких.
А вот Александра Мамонтова прожила долгую жизнь, сыграв важную роль в сохранении семейного имения. Без неё, думаю, Абрамцево не дошло бы до нас в таком сохранном виде. Спасибо, дорогая Снегурочка!
Полная версия статьи — на ресурсе arts-dnevnik.ru. О других картинах художника читайте в материале «Виктор Васнецов. Картины, которые важно знать».
по материалам бортового журнала МИРАЭРО