Coca-Cola - один из самых узнаваемых брендов в мире. А знали ли вы, что этот вкусный напиток изначально был всего лишь лекарством от алкоголизма?
В 1885 году полковник Конфедерации и фармацевт по образованию Джон Пембертон искал замену своей зависимости от морфия, которую получил в результате ранения во время Гражданской войны в США. Он вдохновился успехом тонизирующего вина Мариани из листьев коки, добавил в рецепт орех кола как источник кофеина и зарегистрировал нервно-тонизирующее средство Pemberton’s French Wine Coca.
А когда в США в некоторых штатах вступил в силу закон о запрете алкоголя, то Пембертон незамедлительно представил свою разработку безалкогольной версии популярного французско-корсиканского вина Мариани.
Первоначально Coca-Cola начала продаваться в аптека по 5 центов за стакан. Реклама в журнале Atlanta Journal утверждала, что это патентное лекарство лечит многие заболевания, включая морфиновую зависимость, импотенцию, головные боли, расстройства желудка и нервные расстройства.
А дальше появились соперники. К 1888 году на рынке было уже три версии Coca-Cola по одному и тому же рецепту, продаваемые различными компаниями. В результате долгой конкуренции и смерти создателя рецепта на рынке осталась только одна компания Coca-Cola, основанная в 1892 году.
Сперва Кока-Колу можно было приобрести только на специальных стойках.
Но позже в 1894 году произошёл первый разлив Кока-Колы по бутылкам. А в 1899 Coca-Cola начали разливать уже в фирменные бутылки с металлическими крышками.
В 1906 году Кока-Кола придумала оригинальный дизайн своих этикеток, чтобы выгодно отличаться от других газированных напитков. В этом же году компания вышла на международный рынок, запустив линии по розливу в Канаде, Панаме и Кубе.
А самый первый фирменный грузовик с логотипами Coca-Cola появился в 1909 году.
В 1915 году компания Coca-Cola придумала новый дизайн бутылки. Теперь бутылка стала напоминать уже современный вариант.
К 1925 году компания продавала около 6 миллионов литров напитка в день! Кока-колу продавали на каждой обочине, на каждом углу, заправочной станции и в каждом почтовом отделении.
Ни для кого уже, наверное, не секрет, что современному образу Санта-Клауса весь мир обязан именно компании Кока-Кола. Именно она решила стандартизировать образ этого сказочного персонажа, которого ранее изображали то худым стариком, то страшным пузатым эльфом. На рождественской рекламе 1920-х годов Санта-Клаус обрёл вид того самого полноватого старика-добряка в красной шубе, с белой бородой и шевелюрой.
В эти же годы компания Coca-Cola начала продавать упаковки по 6 бутылок. Этот ход позволил компании увеличить оптовые продажи и к 1928 году количество проданного напитка в бутылках впервые превысило продажи на разливных стойках.
В 1950-х годах компания меняет дизайн бутылки снова, изобретая ту самую "контурную бутылку", которую мы все знаем. В 1950 году эта бутылка даже появилась на обложке журнала TIME. А в 1977 году Coca-Cola регистрирует права на дизайн такой бутылки. Есть мнение, что на такой дизайн компанию вдохновили женские наряды викторианской эпохи.
Первая алюминиевая банка колы появилась в 1960 году. Но компании пришлось изобразить на этикетке всем хорошо знакомую бутылку, чтобы покупатели не терялись.
Первая диетическая кола появилась в 1982 году. Её состав полностью отличался от обычной колы. Новый напиток стал очень популярен за два года, заняв 3 место среди газированных напитков (вытеснив 7UP, а на втором был Pepsi).
После успеха диетической колы компания начала эксперименты. Некоторые стали весьма популярны (например, вишнёвая кола). Но в 1985 году компания заменила оригинальную колу новым вкусом New Coke. Однако фанаты завалили компанию письмами с требование отменить это решение. Поэтому полгода спустя компания вернула оригинальный напиток на витрины.
В 1993 году компания объявила, что заботится о природе, поэтому начинает выпускать свою продукцию в пластиковых бутылках. Компания заявляла, что пластиковая бутылка наиболее безопасна для окружающей среды. Однако оказалось, что всё наоборот. И теперь компания активно занимается переработкой пластика.
После неудачи с новым вкусом New Coke компания долго не решалась экспериментировать. И только в 2001 году появилась кола со вкусом лимона.
В 2002 году компания выпустила ванильную колу, а затем заменила её на вкус ванили и вишни. Однако отзывы были смешанными, поэтому в 2007 году вернули обычную ванильную.
В 2005 году компания Coca-Cola провела промоакцию с лимитированной продукцией, выпустив совместно с пятью разными дизайнерскими студиями бутылки из алюминия с уникальным дизайном. Выход каждого дизайна сопровождался музыкальным клипом. Рисунки на бутылках светились в темноте и были популярны в ночных клубах, а также среди коллекционеров.
После успеха с промоакцией компания решила запустить на американский рынок алюминиевые бутылки на постоянной основе.
А ещё в 2000-х годах появился современный дизайн алюминиевых банок и Coca-Cola Zero (как альтернатива диетической коле).
Далее в 2009 году компания придумала новый вид ПЭТ-бутылок PlantBottle, которые состоят на 30% из растений. А в 2015 году доработала их и стала производить полностью из сахарного тростника.
Потом Coca-Cola поставила в торговых центрах автоматы среди которых можно было найти такую редкость, как диетическая малиновая кола.
В 2014 году был редизайн бутылок, на которых начали писать имена, строчки из песен и другие слова.
В том же году представили новую Coca-Cola Life с экстрактом стевии, вместо аспартама в качестве подсластителя.
В 2018 году выпустили 4 новых вкуса диетической колы.
И продолжили экспериментировать дальше (например, на фото ниже японская замороженная кола в мягкой упаковке).
В истории компании было много споров, судов и разногласий. Но благодаря таким компаниям появлялись новые конкурирующие продукты (в том числе и в нашей стране), новые рабочие места, развивались производственные технологии и маркетинг. Coca-Cola пример бренда, который уже более чем на столетие пережил своих основателей, испытал взлёты и падения, изобрёл образ современного Санта-Клауса и объединил разные народы любовью к своему оригинальному вкусу.