Найти в Дзене
Музей перемен

Как менялась Coca-Cola. Эволюция бренда с 1886 года

Coca-Cola - один из самых узнаваемых брендов в мире. А знали ли вы, что этот вкусный напиток изначально был всего лишь лекарством от алкоголизма?

В 1885 году полковник Конфедерации и фармацевт по образованию Джон Пембертон искал замену своей зависимости от морфия, которую получил в результате ранения во время Гражданской войны в США. Он вдохновился успехом тонизирующего вина Мариани из листьев коки, добавил в рецепт орех кола как источник кофеина и зарегистрировал нервно-тонизирующее средство Pemberton’s French Wine Coca.

Реклама того самого тонизирующего вина Meriani
Реклама того самого тонизирующего вина Meriani

А когда в США в некоторых штатах вступил в силу закон о запрете алкоголя, то Пембертон незамедлительно представил свою разработку безалкогольной версии популярного французско-корсиканского вина Мариани.

Бутылка с сиропом Coca-Cola с дозировкой на этикетке
Бутылка с сиропом Coca-Cola с дозировкой на этикетке

Первоначально Coca-Cola начала продаваться в аптека по 5 центов за стакан. Реклама в журнале Atlanta Journal утверждала, что это патентное лекарство лечит многие заболевания, включая морфиновую зависимость, импотенцию, головные боли, расстройства желудка и нервные расстройства.

А дальше появились соперники. К 1888 году на рынке было уже три версии Coca-Cola по одному и тому же рецепту, продаваемые различными компаниями. В результате долгой конкуренции и смерти создателя рецепта на рынке осталась только одна компания Coca-Cola, основанная в 1892 году.

Сперва Кока-Колу можно было приобрести только на специальных стойках.

Но позже в 1894 году произошёл первый разлив Кока-Колы по бутылкам. А в 1899 Coca-Cola начали разливать уже в фирменные бутылки с металлическими крышками.

Первая фирменная бутылка Coca-Cola с металлической крышкой
Первая фирменная бутылка Coca-Cola с металлической крышкой

В 1906 году Кока-Кола придумала оригинальный дизайн своих этикеток, чтобы выгодно отличаться от других газированных напитков. В этом же году компания вышла на международный рынок, запустив линии по розливу в Канаде, Панаме и Кубе.

Новый дизайн этикетки Coca-Cola с логотипом в виде ромба, 1906 год
Новый дизайн этикетки Coca-Cola с логотипом в виде ромба, 1906 год

А самый первый фирменный грузовик с логотипами Coca-Cola появился в 1909 году.

Первый грузовик Coca-Cola
Первый грузовик Coca-Cola

В 1915 году компания Coca-Cola придумала новый дизайн бутылки. Теперь бутылка стала напоминать уже современный вариант.

Новый дизайн бутылки 1915 года
Новый дизайн бутылки 1915 года

К 1925 году компания продавала около 6 миллионов литров напитка в день! Кока-колу продавали на каждой обочине, на каждом углу, заправочной станции и в каждом почтовом отделении.

Реклама Coca-Cola на почтовом отделении
Реклама Coca-Cola на почтовом отделении

Ни для кого уже, наверное, не секрет, что современному образу Санта-Клауса весь мир обязан именно компании Кока-Кола. Именно она решила стандартизировать образ этого сказочного персонажа, которого ранее изображали то худым стариком, то страшным пузатым эльфом. На рождественской рекламе 1920-х годов Санта-Клаус обрёл вид того самого полноватого старика-добряка в красной шубе, с белой бородой и шевелюрой.

Рождественская реклама Coca-Cola, 1920-е годы
Рождественская реклама Coca-Cola, 1920-е годы

В эти же годы компания Coca-Cola начала продавать упаковки по 6 бутылок. Этот ход позволил компании увеличить оптовые продажи и к 1928 году количество проданного напитка в бутылках впервые превысило продажи на разливных стойках.

В таких упаковках по 6 бутылок продавалась Coca-Cola в 1920-х годах
В таких упаковках по 6 бутылок продавалась Coca-Cola в 1920-х годах

В 1950-х годах компания меняет дизайн бутылки снова, изобретая ту самую "контурную бутылку", которую мы все знаем. В 1950 году эта бутылка даже появилась на обложке журнала TIME. А в 1977 году Coca-Cola регистрирует права на дизайн такой бутылки. Есть мнение, что на такой дизайн компанию вдохновили женские наряды викторианской эпохи.

Новый дизайн контурной бутылки Coca-Cola
Новый дизайн контурной бутылки Coca-Cola

Первая алюминиевая банка колы появилась в 1960 году. Но компании пришлось изобразить на этикетке всем хорошо знакомую бутылку, чтобы покупатели не терялись.

Первая алюминиевая банка колы, 1960 год
Первая алюминиевая банка колы, 1960 год

Первая диетическая кола появилась в 1982 году. Её состав полностью отличался от обычной колы. Новый напиток стал очень популярен за два года, заняв 3 место среди газированных напитков (вытеснив 7UP, а на втором был Pepsi).

Первая диетическая кола, 1982 год
Первая диетическая кола, 1982 год

После успеха диетической колы компания начала эксперименты. Некоторые стали весьма популярны (например, вишнёвая кола). Но в 1985 году компания заменила оригинальную колу новым вкусом New Coke. Однако фанаты завалили компанию письмами с требование отменить это решение. Поэтому полгода спустя компания вернула оригинальный напиток на витрины.

Та самая провальная New Coke, 1985 год
Та самая провальная New Coke, 1985 год

В 1993 году компания объявила, что заботится о природе, поэтому начинает выпускать свою продукцию в пластиковых бутылках. Компания заявляла, что пластиковая бутылка наиболее безопасна для окружающей среды. Однако оказалось, что всё наоборот. И теперь компания активно занимается переработкой пластика.

Первая пластиковая бутылка Coca-Cola, 1993 год
Первая пластиковая бутылка Coca-Cola, 1993 год

После неудачи с новым вкусом New Coke компания долго не решалась экспериментировать. И только в 2001 году появилась кола со вкусом лимона.

Coca-Cola со вкусом лимона, 2001 год
Coca-Cola со вкусом лимона, 2001 год

В 2002 году компания выпустила ванильную колу, а затем заменила её на вкус ванили и вишни. Однако отзывы были смешанными, поэтому в 2007 году вернули обычную ванильную.

Реклама возвращения оригинального ванильного вкуса Coca-Cola
Реклама возвращения оригинального ванильного вкуса Coca-Cola

В 2005 году компания Coca-Cola провела промоакцию с лимитированной продукцией, выпустив совместно с пятью разными дизайнерскими студиями бутылки из алюминия с уникальным дизайном. Выход каждого дизайна сопровождался музыкальным клипом. Рисунки на бутылках светились в темноте и были популярны в ночных клубах, а также среди коллекционеров.

Алюминиевые бутылки с уникальным дизайном
Алюминиевые бутылки с уникальным дизайном

После успеха с промоакцией компания решила запустить на американский рынок алюминиевые бутылки на постоянной основе.

Алюминиевые бутылки Coca-Cola, 2007 год
Алюминиевые бутылки Coca-Cola, 2007 год

А ещё в 2000-х годах появился современный дизайн алюминиевых банок и Coca-Cola Zero (как альтернатива диетической коле).

Далее в 2009 году компания придумала новый вид ПЭТ-бутылок PlantBottle, которые состоят на 30% из растений. А в 2015 году доработала их и стала производить полностью из сахарного тростника.

Бутылка Coca-Cola полностью из сахарного тростника
Бутылка Coca-Cola полностью из сахарного тростника

Потом Coca-Cola поставила в торговых центрах автоматы среди которых можно было найти такую редкость, как диетическая малиновая кола.

Новые автоматы с редкой колой и возможностью смешивать вкусы
Новые автоматы с редкой колой и возможностью смешивать вкусы

В 2014 году был редизайн бутылок, на которых начали писать имена, строчки из песен и другие слова.

-25

В том же году представили новую Coca-Cola Life с экстрактом стевии, вместо аспартама в качестве подсластителя.

Coca-Cola Life с экстрактом стевии
Coca-Cola Life с экстрактом стевии

В 2018 году выпустили 4 новых вкуса диетической колы.

-27

И продолжили экспериментировать дальше (например, на фото ниже японская замороженная кола в мягкой упаковке).

Замороженная кола в мягкой упаковке
Замороженная кола в мягкой упаковке

В истории компании было много споров, судов и разногласий. Но благодаря таким компаниям появлялись новые конкурирующие продукты (в том числе и в нашей стране), новые рабочие места, развивались производственные технологии и маркетинг. Coca-Cola пример бренда, который уже более чем на столетие пережил своих основателей, испытал взлёты и падения, изобрёл образ современного Санта-Клауса и объединил разные народы любовью к своему оригинальному вкусу.