Из серии "Психология и христианство".
В эти Рождественские дни в очередной раз восхищаюсь Евангелием – все-таки это гениальная Книга. В том числе и психологически.
Сегодня затрону интересную сторону человеческой природы Христа и Его эмоций.
Для реабилитации сложных чувств я иногда говорю клиентам, что Христос в Евангелии нередко злится. И всегда вижу удивление во взгляде: «Не может быть!»
И тогда я напоминаю, как Христос обличает фарисеев («гробы крашеные»), проклинает смоковницу («да не будет на тебе плода вовек»), злится на Петра («отойди от меня, сатана»), с плетью изгоняет торговцев из храма, опрокидывает скамьи и прочее…
Всем этим Евангелие как психологическая икона раз и навсегда оправдало жизненно важную эмоцию здоровой прямой злости.
Здесь важно – ПРЯМОЙ, ведь мы никогда не увидим у Христа косвенную агрессию (злопамятность, мстительность, обиду и прочее). Сын Божий всегда искренне и открыто говорит о своих чувствах во всей их полноте.
И все знаменитые литературные персонажи, в которых пытались изобразить Христа (Иешуа у Булгакова и Мышкин у Достоевского) получились недо-Христами, в том числе и потому, что злость у них не проявлена совсем. Гениальные писатели, лишив своих персонажей злости как важной человеческой эмоции, лишили их потенции к прямому действию, возможности исполнения миссии, а ведь это было частью природы Христа.
Никогда не соглашусь с теми, кто утверждает, что у Христа не было Эго.
Все отцы церкви настаивают, что Христос, будучи Богом, унаследовал полную человеческую природу, а значит, весь спектр базовых человеческих эмоций, вплоть до отчаяния (молитва в Гефсиманском саду и на кресте).
Но именно злость Христа воспринимается как будто с большим трудом.
И здесь важно понимать, что злость как эмоция и ЗЛО как сущность – это очень разные вещи. (Возможно, тема для отдельного поста)
Христос злится, но при этом он – абсолютное добро.
Может, сложно для понимания, но важно для жизни.
#Рождество #Христианство #психология #психология_и_христианство #психология_и_духовность #эмоции #чувства #Злость