Найти в Дзене
Музклассы.рф

Классификация музыкальных жанров

Дать абсолютно точную и полную классификацию всех существующих музыкальных жанров — задача невыполнимая. В мире стало слишком много разной музыки, чтобы ее можно было четко «разложить по полочкам». Но мы все-таки попытаемся выяснить, что такое музыкальный жанр и чем он отличается от стиля, какие бывают жанры музыки и чем они отличаются, а также зачем вообще во всем этом разбираться? Основные направления в музыке Всю существующую в мире музыку можно условно разделить на две большие категории: духовная (религиозная) и светская, которая включает в себя народную, академическую и популярную (эстрадную). В музыкальных школах и вузах изучают в основном светскую музыку. Духовную музыку не всегда выделяют в отдельную категорию. Иногда ее ставят в один ряд с народной, академической и эстрадной и говорят о четырех основных направлениях в музыке. Первичные и вторичные жанры Музыкальные жанры относят либо к первичным, либо ко вторичным в зависимости от их возникновения и назначения. Первичные жанры
Оглавление

Дать абсолютно точную и полную классификацию всех существующих музыкальных жанров — задача невыполнимая. В мире стало слишком много разной музыки, чтобы ее можно было четко «разложить по полочкам». Но мы все-таки попытаемся выяснить, что такое музыкальный жанр и чем он отличается от стиля, какие бывают жанры музыки и чем они отличаются, а также зачем вообще во всем этом разбираться?

Начинать разбираться в музыке нужно с самого раннего возраста! 
Фото: Айнур Шауэрман / Фотобанк Лори
Начинать разбираться в музыке нужно с самого раннего возраста! Фото: Айнур Шауэрман / Фотобанк Лори

Основные направления в музыке

Всю существующую в мире музыку можно условно разделить на две большие категории: духовная (религиозная) и светская, которая включает в себя народную, академическую и популярную (эстрадную). В музыкальных школах и вузах изучают в основном светскую музыку.

-2

Духовную музыку не всегда выделяют в отдельную категорию. Иногда ее ставят в один ряд с народной, академической и эстрадной и говорят о четырех основных направлениях в музыке.

Первичные и вторичные жанры

Музыкальные жанры относят либо к первичным, либо ко вторичным в зависимости от их возникновения и назначения.

Первичные жанры

Появились десятки тысяч лет назад и существуют до сих пор. Эта музыка — продукт народного творчества. Она выполняет утилитарные функции и тесно связана с бытом, обрядами и трудом людей.

Например: песня, танец, марш

-3

Вторичные жанры

Возникли значительно позже. Их можно отнести уже к профессиональному музыкальному искусству. Такая музыка создается не для отправления некоего обряда, не для того, чтобы под нее танцевать, петь или маршировать. Ее функция — доставлять эстетическое наслаждение.

Например: симфония, соната, сюита, опера, балет и др.

-4

Классификация жанров по способу исполнения

В зависимости от того, как именно исполняется музыка, ее относят к вокальным, инструментальным или вокально-инструментальным жанрам. Музыка, сопровождающая какой-либо спектакль, относится к театральным жанрам. В последнее время в отдельную категорию выделяют еще и музыку для медиа: кино, рекламных роликов, компьютерных игр и т.д.

Наиболее стандартное жанровое деление по способу исполнения может выглядеть примерно так:

-5

Принципы классификации жанров музыки

Музыка, как одно из наиболее абстрактных искусств, имеет практически неограниченное количество классификаций. Вот лишь примерный список критериев, по которым можно отнести музыку к тому или иному жанру:

  • по времени возникновения: музыка античности, средневековья, барокко, эпохи индустриализации, современная и т.д.;
  • по географическо-национальной принадлежности: европейская, африканская, восточная, ближневосточная, латино-американская, индейская. Огромную роль здесь играют разные лады и разная ритмическая структура, принятые в той или иной традиции;
  • по месту исполнения: концертная, камерная, театральная, киномузыка;
  • по роду инструментов: духовая, смычковая, электронная, гитарная;
  • по настроению: лирическая, эпическая, трагическая, комическая, драматическая;
  • по назначению: ритуально-обрядовая, концертная, клубная, театральная, военная, танцевальная, эстрадно-развлекательная;
  • по авторству: авторская, народная.

Все эти критерии могут быть перемешаны между собой в любых пропорциях и сочетаниях. Так возникают всевозможные «синтетические» жанры.

Чем жанр отличается от стиля?

Большинство исследователей сходится в том, что жанр музыки определяется не столько выразительными средствами, которые были использованы в той или иной композиции, сколько тем, для чего эта музыка предназначена.

Например, марш или гимн останутся таковыми, на чем бы их не исполнили: на классических инструментах симфонического оркестра, народных инструментах или электрогитарах. Под бравурный марш будут проводить парады, под траурный — хоронить, гимном предварять спортивные соревнования. А на чем все это будет сыграно, уже вопрос стилистики, а не жанра. Эти понятия часто путают.

Жанр — это что именно сыграно и зачем (марш, песня, реквием, симфония), а стиль — как и на чем сыграно (классика, джаз, хеви-метал и т.д.).

Также нужно понимать разницу между жанром и формой произведения. Форма – это строение сочинения, то, в каком порядке расположены все его части. Например, песня состоит из чередующихся куплетов и припевов. Музыкальной формой называют еще сочетание мелодии, ритма и других средств музыкальной выразительности.

Форма и жанр очень тесно связаны друг с другом, поэтому тут тоже нередко возникает путаница: та же соната, например, может быть одновременно и жанром, и формой.

Зачем вообще разбираться в жанрах?

Кроме показателя уровня общей эрудиции и способности поддержать разговор, умение разбираться в жанрах помогает определиться с направлением обучения музыке. В музыкальной школе или вузе хороший педагог, как правило, поинтересуется, в каком жанре себя видит начинающий музыкант, чтобы подобрать максимально интересный репертуар или посоветовать варианты для внешкольного образования и развития.

Чем раньше у человека сформируется представление о том, что именно ему интересно в музыке, тем более целеустремленными будут его занятия и тем больших успехов он сможет достичь.