"Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей».
Принципы воспитания, созданные Екатериной II, актуальные и в наши дни, а в XVIII веке они были практически революционными.
В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков Александра и Константина. Официальным воспитателем августейших особ был князь Николай Иванович Салтыков. Собственного сына императрицы Павла Петровича вырастили по старинке — его кутали в меха и много кормили, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра...»
Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, по приказу императрицы Елизаветы Петровны, она могла только наблюдать и ждать. После дворцового переворота 1762 года, когда она стала полновластной императрицей, характер Павла был окончательно испорчен.
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.
В педагогическом трактате «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», написанном Екатериной Алексеевной, четко и понятно изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. Помимо составления инструкции императрица выбрала 126 подходящих русских пословиц и сочинила две назидательные сказки.
Интересные выдержки из «Наставлений о воспитании...» Екатерины II:
- Не запрещать им играть, сколько хотят.
- Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
- Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
- Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
- Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
- Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
- Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
- Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
- Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
- К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
- Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
- Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
- Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
- Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
- Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
- Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть - принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.
Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества.
Какие из этих принципов воспитания актуальны и сейчас?
Подпишитесь на наш канал, чтобы получать интересную и полезную информацию о развитии и обучении детей!