В легендарной гробнице Тутанхамона найдено двадцать пять предметов, выполненных из так называемого "египетского алебастра", то есть, кальцита.
Среди них- и светильники:
И роскошные вазы:
И чаши:
И сосуды для косметики:
И сложные декоративные объекты:
Каждый из этих артефактов достоин пристального внимания. Ибо их можно не только рассматривать, но и читать, несмотря на то, что иероглифов тут немного.
Но... Иногда образы, взятые из мира животных, могут рассказать больше, чем священные письмена, созданные богом Тотом.
Взгляните, например, на алебастровую ёмкость, которая использовалась для благовонной мази или масла:
Крышка сосуда - это то, что привлекает внимание большинства людей. Она украшена фигуркой маленького лежащего льва, с открытой пастью и высунутым языком.Глаза, уши, нос, когти, брови и кончик хвоста нарисованы синей краской, лев лежит левой лапой на правой и окрашен в розовый цвет, его язычок вырезан из слоновой кости:
На стенках сосуда вырезаны и окрашены красной, зеленой и синей краской рельефы, со сценами охоты львов и собак на быков и газелей:
Две колонны с обеих сторон украшены капителями в виде лотоса, поддерживающими голову бога-покровителя дома, Бэса:
Сосуд покоится на перекрещенных перекладинах, заканчивающихся головами традиционных врагов Египта:
Можно посмотреть на этот сосуд просто- как на богато украшенную баночку для косметического зелья.
С другой стороны, на это можно взглянуть как на очень изысканный образец пропаганды. Имя Тутанхамона написано на льве, таким образом, лев здесь символизирует самого фараона.
Да, обычно мы привыкли иметь дело со сфинксами: мифическими животными, символически воплощающими власть и мощь египетских правителей:
Но, довольно часто, царь просто изображается в форме льва:
На них мы видим картуши фараонов:
Такие львы, в такой же позе, как на сосуде Тутанхамона, известны нам по грандиозным каменным статуям:
Один из самых красивых львов такого рода принадлежит фараону Нектанебу:
И этого льва от льва Тутанхамона отделяет почти что тысяча лет:
В эпоху Римской империи два таких льва были перенесены в Рим для установки перед Пантеоном или, согласно другой гипотезе, для украшения храма Исиды на Марсовом поле. Львы были вновь открыты во времена папства Евгения IV в пятнадцатом веке.
Они были установлены на двух колоннах перед Пантеоном по приказу папы Климента VII, а впоследствии использовались для украшения фонтана Аква Феличе в термах Диоклетиана при папе Сиксте V (1586).
Интересно, что до наших дней сохранились даже заготовки для таких статуй:
А вот этот царь зверей старше Тутанхамона на полторы тысячи лет:
Так, что, изображение царя в облике льва- древняя и устойчивая традиция. Она продержалась до самого конца Страны Пирамид:
Колоссальный лев является центральной фигурой знаменитой картины Пойнтера "Рабство египетское":
Вот он же, поближе:
Но вернёмся к шедевру из гробницы юного фараона.
На внешней поверхности сосуда не просто так изображены сцены охоты: пустынные существа, такие как газель, олицетворяли хаос, Исефет, а охотничьи собаки (которые явно находятся под контролем, на двух из них вы можете видеть ошейники) являются олицетворениями сил, направленных на установление божественного миропорядка, Маат.
Это - одна из основных обязанностей царя, поэтому сцена демонстрирует не только его власть, но и то, как он доблестно и мудро отстаивает Маат. Здесь тоже есть лев (вы можете видеть его задние лапы справа)- это сам Тутанхамон, присоединившийся к разгрому сил хаоса.
Теперь ясно, почему вся тяжесть сосуда покоится на головах иноземцев: традиционные враги Египта, раздавлены могуществом царя, признали его божественную власть.
Так что, это не просто красиво. Это довольно наглядное политическое заявление: Тутанхамон, повелитель всего, что он видит, громит силы Хаоса, наводит порядок и поддерживает вселенскую гармонию.