Найти в Дзене

Как работать над гаммами в джазе?

Когда речь идет о джазе, вы можете встретить различные термины – гаммы, звукоряды, лады – суть одна. Возможно, вы даже подумали про себя: “Если я только соберу все свои гаммы воедино, тогда я решу свои трудности с помощью импровизации”. Многие джазовые музыканты задаются вопросами: как лучше всего практиковать гаммы? Нужно ли мне вообще заниматься гаммами, чтобы импровизировать? Некоторые считают, что если безукоризненно выучить все гаммы – сразу заиграешь классные соло. Конечно же, это не так. Гаммы – это лишь один из инструментов для понимания гармонии, пусть и очень мощный. Мне кажется, что эта самая «мощность» все же очень важна. Простите, если кого расстроила) Особенность работы над гаммами у джазовых музыкантов в том, что нам недостаточно проигрывать их просто вверх-вниз. Это более широкий процесс, чем просто упражнения на технику. Гаммы неотъемлемо связаны с аккордами и являются основой для импровизации. Осваивая гаммы и сознавая их связь с аккордами, так или иначе вы улучшает

Когда речь идет о джазе, вы можете встретить различные термины – гаммы, звукоряды, лады – суть одна.

Возможно, вы даже подумали про себя: “Если я только соберу все свои гаммы воедино, тогда я решу свои трудности с помощью импровизации”.

Многие джазовые музыканты задаются вопросами: как лучше всего практиковать гаммы? Нужно ли мне вообще заниматься гаммами, чтобы импровизировать? Некоторые считают, что если безукоризненно выучить все гаммы – сразу заиграешь классные соло. Конечно же, это не так. Гаммы – это лишь один из инструментов для понимания гармонии, пусть и очень мощный.

Мне кажется, что эта самая «мощность» все же очень важна. Простите, если кого расстроила)

Особенность работы над гаммами у джазовых музыкантов в том, что нам недостаточно проигрывать их просто вверх-вниз. Это более широкий процесс, чем просто упражнения на технику. Гаммы неотъемлемо связаны с аккордами и являются основой для импровизации. Осваивая гаммы и сознавая их связь с аккордами, так или иначе вы улучшаете свое гармоническое чутье в целом. Поэтому и подходить к работе над гаммами нужно основательно. И, конечно же, креативно!

В этой статье мы не будем рассматривать теорию звукорядов. Здесь вы найдете подробный алгоритм для освоения гамм. Пунктов много, и при желании можно дописать еще как минимум столько же. Вы можете выбрать пункты по своим возможностям. Самые храбрые должны добраться до конца списка!

Что нужно, чтобы освоить гаммы достаточно уверенно? Опишу 5 уровней от простого к сложному, которые важны по моему личному мнению:

1. Поступенное движение в различных направлениях;

2. Восходящие и нисходящие диатонические интервалы, начиная с любой ступени гаммы;

3. Ломаные терции, арпеджированные трезвучия и септаккорды с диатоническим/хроматическим приближением или без него;

4. Умение сыграть вертикаль аккорда (гамма, сыгранная через ноту/по терциям в одну единицу времени);

5. Умение свободно перемещать диатонические блок-аккорды и Drop 2 вверх и вниз.

О вертикали аккордов, блок-аккордах и Drop 2 напишу отдельную статью, если материал этой статьи окажется востребованным. Поэтому сегодня направим свое внимание на первые 3 уровня.

Пункты, перечисленные ниже, можно применить для освоения отдельно взятой гаммы или гамм в рамках гармонической сетки стандарта. Все примеры приведены в Cmaj, но принципы, разумеется, применимы к любому типу септаккордов.

Помните о визуализации гамм. Лично я вижу гаммы в виде контура – линии, соединяющей точки на клавиатуре – белые клавиши внизу, черные наверху (в виде пиков). Помимо этого, привыкайте «видеть и слышать» гаммы пальцами, а также улавливать эмоциональную окраску каждой гаммы (некоторые даже видят «цвет» гаммы, аккорда или тональности). В левой руке можно дублировать гамму, можно играть бас/shell/аккорд без основного тона.

1. Играем гамму восьмыми вверх и вниз. Метроном первоначально можно не использовать. Можно играть в ровной или триольной пульсации - для знакомства с гаммами неважно;

2. Играем гамму восьмыми под метроном в медленном темпе, начиная с 1 ступени гаммы вверх и вниз. В размере 4/4 удобно «укладывать» гаммы следующим образом: 2 такта вверх, 2 такта вниз, в 5 такте остановка:

-2

3. Сыграйте гамму восьмыми, начиная с произвольной ноты и двигаясь вверх или вниз, но вы можете менять направление движения, когда захотите. Это так называемые «гибкие» гаммы, которые помогут вам создавать собственные идеи для импровизации. Собственно, это и есть простейшая импровизация. Дальнейшая работа – под метроном:

-3

4. Играем диатонические терции в прямом движении вверх и вниз. Обратите внимание, что начинать можно как с нижней ноты интервала (терции), так и с верхней:

-4

5. Вы также можете использовать терции в гибких гаммах. В линиях уже будут появляться терции и секунды. Направление движения по-прежнему меняется по вашему желанию в любой момент:

-5

6. По аналогии с предыдущим примером играем диатонические кварты/квинты/сексты в прямом движении вверх и вниз. Начинать можно как с нижней ноты интервала, так и с верхней, а также менять соединение интервалов с верхней ноты на нижнюю и наоборот. Добавляем триольную пульсацию;

7. Играем диатонические кварты/квинты/сексты как гибкие гаммы Начинать можно как с нижней ноты интервала, так и с верхней, а также менять соединение интервалов с верхней ноты на нижнюю и наоборот. Добавляем триольную пульсацию:

-6

8. Этот пункт пригодится в занятиях гаммами в рамках сетки стандарта. Выберите интервал на клавиатуре, например, квинту/сексту/септиму от любой ноты, и играйте гаммы внутри этого «окошка». Поначалу просто вверх-вниз (как в примере), в дальнейшем можно произвольно выбирать ноты внутри окошка. В примере ниже для окошка выбран интервал квинта:

-7

9. Добавляем полутон к каждой ноте (хроматический подход или хроматическое приближение) гаммы и используем триоли. Полутон можно играть на слабую долю – тогда звучание будет мягче, а можно на сильную – звучать будет более напряженно:

-8

10. Игра арпеджио из 3-х нот в прямом движении и гибкие арпеджио (изменение направления движения арпеджио и порядка нот в арпеджио). Использование триольной пульсации и пульсации шестнадцатыми

-9

11. Игра арпеджио из 3-х нот в прямом движении и гибкие арпеджио с использованием хроматического подхода:

-10

12. Арпеджированные септаккорды (арпеджио из 4-х нот) в прямом движении и гибкие. Триольная пульсация и пульсация шестнадцатыми:

-11

13. Арпеджированные септаккорды в прямом движении и гибкие с использованием хроматического подхода. Триольная пульсация и пульсация шестнадцатыми:

-12

Сколько же еще можно придумать интересных упражнений! Добавить нечетные группировки длительностей, варьирование ритма, двойное хроматическое приближение, применить все эти упражнения в рамках гармонической сетки стандарта – ух, будет жарко!

Надеюсь, что помогла вам взглянуть на скучные гаммы по-новому!

Продолжим с вертикалями и диатоническим движением аккордов? Как вам идея?