О чем рассказала редкая книга 1708 года?
Часто в поисках тем и краеведческих материалов, мне как автору исторических телепрограммпомогают походы по вятским антикварным и букинистическим лавкам. Иногда развалы старых книг могут хранить настоящие сокровища прошлых веков и их временные владельцы даже не подозревают, насколько ценны ветхие, покрытые вековой пылью страницы.
На одной из дальних полок антикварной лавочки в подвале торгового центра, я заметил книгу без начала и конца. Просто стопка листочков с церковно-славянским текстом, сливающимся в ровные столбцы. Обратил на себя внимание и побитый жизнью кожаный переплет с достаточно грубым орнаментом из пересекающихся прямых линий. Я посмотрел бумагу на просвет, есть водяные знаки - филиграни! Так, значит нужно особое внимание обратить на текст! А это не просто. Кажется , будто это кроссворд, в котором нужно соединить подходящие буквы, что бы получилось слово. Бегло прочел несколько строк. Часто попадались такие фразы: «Одоление на врага», «Нашествие супостат», «Знамение воинское еже есть хоругвь», «Чин благословления хотящимъ по водамъ плыти.» Я давно интересуюсь военной историей России, почувствовал сразу –тема моя! Не досмотрев и не пролистав книгу до конца решил – буду брать! О цене продавец бегло и равнодушно сообщил – берите, отдам со скидкой, не дорого, состояние оставляет желать лучшего, да и титульный лист вырван…
Наконец, древняя книга на моем столе! Листаю, смотрю на просвет листы. Сюжет рисунка филиграней - водяных знаков, может дать информацию о времени выхода книги. По водяными знаками датируется бумага, филиграни расскажут даже в какой стране она произведена, с помощью бумаги приблизительно можно датировать и саму книгу. Но пока ничего интересного –бумага настолько загрязнена и местами порвана, что проследить сюжет рисунка почти невозможно. Решаю лучше обратиться к тексту. Читать на церковно-славянском совсем не сложно. Зная несколько простых правил, можно за короткий срок освоить беглое чтение. От текста этой книги я долго не мог оторваться, переходя взглядом от страницы к странице, словно листал летопись военных походов и сражений русского войска, только вот какого века?
«Не на лук нашъ уповаемъ, ни оружие наше спасетъ насъ Господи, но твою всемогущую помощь призываемъ...О еже подати избаву вернымъ рабомъ твоимъ от нашествия иноплеменникъ, и от всехъ бранемъ хотящихъ человековъ, и ратных нахождений, и в мире глубоце церковь, царя же и люди своя соблюди, победу имъ на враги всегда даруя.» Становится ясно, что эти молитвы читались в особых случаях. Во время войн и нашествий вражеских орд. Эта книга сборник молитвенных пений или «Воинский требник». Об этой духовной литературе сложно найти исчерпывающую информацию. Тема и в XXI веке остается малоизученной. В обзоре истории православных воинских чинопоследований преподаватель Православного Свято-Тихоновского богословского института С.А. Ванюков отмечает: «Отправлявшийся на войну царь или князь вместе с войском получал особое благословение Церкви на брань. Русские рукописные требники XVI в. содержат несколько подобных молитв . Все они относятся к образцам классической церковной письменности и выдержаны в высоком поэтическом стиле.»
C 1646 года в сборниках служб и молитв на разные случаи жизнипоявляется «Молебное пение за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны». В XVIII в., благодаря преобразованиям Петра I, Россия морская держава и русский флот уже имеет в своей истории славные победы над неприятеле на море. В требниках появляется «Чин благословения воднаго судна ратнаго на сопротивныя отпущаемаго, единаго или многих, и благословения воином в них плыти хотящим». Тяжелые Крымские походы времен царевны Софьи и Петра Алексеевича отражены в «молебном пении певаемом в бездождии». То есть в засуху. Тогда в походах от болезней и нехватки воды погибало в разы больше солдат, чем во время сражений. Еще один раздел: молитвой священника освящает место для рытья колодца. Сколько раз слова призывающие на землю живительную влагу звучали из уст полкового батюшки посреди солончаковой степи! Каждая глава этой книги, хоть и в молитвах, но словно в граните памятника, отразила все тяготы той суровой эпохи, наполненной битвами и опасными походами русского войска.
Перелистывая страничку за страничкой я провел несколько часов – текст и поэтика молебных пений захватили все мое внимание. Некоторые страницы были подписаны орешковыми чернилами размашистым стилем скорописи XVIII века. В рукописные пометки я пока не вникал, осматривал блок в целом. Обложка держалась на двух лоскутках льняной ткани. Слава Богу – переплет родной! Форзацы кожаных корочек обклеены исписанными витиеватым почерком листочками. С этим тоже придется разбираться, но чуть позже. Пролистав уже более половины, не очень большого объема книги, в середине я обнаружил сложенный вдвое достаточно потрепанный листочек...
Аккуратно развернув сложенный листок, я затаив дыхание, прочел несколько строк. Это был настоящий клад! За всю жизнь ничего подобного мне в руки не попадало! Это был титульный лист, кем то сложенный вдвое и спрятанный между страниц! На одной стороне выходные сведения книги, на другой оглавление! Несмотря, на то, что от прямоугольного листа остался совсем маленький овал с неровными краями, основной текст, прекрасно читался! Затаив дыхание и сдерживая бурную радость я прочел текст: «…Повелением благочестивейшего Государя нашего, Царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержца, при благороднейшем нашемъ Царевиче и великомъ князе Алексее Петровиче. Благословлениемъ преосвященныхъ архиереевъ между патриаршествомъ, напечатася последование сие молебныхъ пений в царствующемъ великомъ граде Москве в лето от сотворения мира 7216. Отъ рождества же по плоти Бога Слова….» На этом текст обрывается. Но и этой информации более чем достаточно! Год от сотворения мира, перевести в привычный нам формат не сложно, вычтем из даты, обнаруженной в книге 7216 – 5508 ( именно столько лет по византийскому летоисчислению прошло от сотворения мира до Рождества Христова). Получаем дату 1708 год - время реформ Петра I. Время преобразований и модернизации русской армии. В разгаре Северная война, скоро в 1709 году произойдет Полтавская баталия создавшая славу русского оружия. Москва все еще стольный и царствующий град. Санкт-Петербург только строится и укрепляется на болотистых берегах Невы. На патриаршем престоле нет предстоятеля, поэтому благословение дано от имени иерархов церкви «между патриаршествомъ».
Царевич Алексей все еще наследник престола. Он подает отцу большие надежды. В 1708 году Никифор Вяземский – учитель Алексея Петровича доносил, что царевич занимается языками немецким и французским, изучает «четыре части цифири», твердит склонения и падежи, пишет атлас и читает историю. Столько исторической информации оказалось в тексте титульного листа – изначально безымянной книги! Одно дело читать об этом в современной исторической литературе, другое прикоснуться своими руками к непосредственному свидетелю того бурного времени!
Книга «Последование молебных пений»в течение восемнадцатого столетия издавалась не раз. Выходили ее экземпляры в эпоху императрицы Елизаветы Петровны и при Екатерине Великой, печатались воинские молитвы и во времена правления Павла I. Находка титульного листа показала – это первое издание из серии подобных воинских молитвословов! Любая книга петровского времени большая историческая ценность. А уж первое издание — это особая редкость и удача! Малая часть книг той эпохи дошла до нашего времени…
Пролистывая «Последование молебных пений» 1708 года, я обнаружил несколько записей орешковыми чернилами, очень сложным, витиеватым почерком. Из всей фразы смог разобрать только несколько последних слов «….Никольской церкви», но где эта церковь находилось все еще оставалось тайной. Ведь, на Руси, как известно, Святого Николая Чудотворца почитали повсеместно и на юге и на севере. Он покровительствовал «плавающим и путешествующим», терпящим бедствие и жизненные невзгоды. В редкой избе не было иконы этого святого. А уж церквей и часовен , богомольный русский народ поставил в своих городах и весях столько, что и не счесть! На помощь в расшифровке надписи пришел известный вятский историк, сейчас работающий в Нижнем Новгороде Алексей Мусихин. Алексей Леонидович занимается изучением вятского средневековья, много работает с подлинными рукописными документами в архивах, поэтому прочесть надпись на странице книги ему не составило труда. Расшифровка владельческой надписи пролила свет на происхождение книги. У безымянной находки начала появляться своя история! Надпись гласила: «Принадлежитъ Никольской Оларевской церкви». Книга попала на Вятку, из Вологодской губернии и была частью храмовой библиотеки Церкви Николая Чудотворца на Оларевском Николаевском погосте (деревня Оларево).
Первое упоминание об этом населенном пункте в письменных источниках относится к 1543 году. В XVI веке деревня относилась к владениям Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1618 году упоминается как Оларева слобода. Во второй половине XVII века являлась главным селением Оларевской волости. В слободе имелась церковь Николая Чудотворца. Постройка этой церкви относится к началу XVII века, к временам окончания Смуты и воцарения первых Романовых. В 1773 году при Екатерине II на месте старой Никольской церкви был возведен новый, великолепный каменный храм, двухэтажная, в одной связи с колокольней церковь. Вот в этих стенах многие десятилетия хранилась эта книжица. В 1938 году Никольский храм закрывается. Возможно, прихожанин церкви мог сохранить у себя в тайне некоторые церковные святыни, иконы, книги. А потом судьба забросила его в город Киров, где и осталась книга.
В процессе реставрации выяснилась одна очень любопытная деталь! Корочки книги состояли из склеенных друг с другом старинных манускриптов. Видимо в прошлом книгу уже реставрировали и не раз. На бумаге просматривались витиеватые узоры скорописи и цифры. Было очень любопытно извлечь их из переплета, где они провели не одно столетие. Книгу подклеили документами – уже вышедшими из делового оборота и оказавшимися под рукой . Попали эти бумаги «в переплет», скорее всего в начале или первой половине уже XIX века. Хотя, по почерку некоторые из них смело можно отнести к XVIII веку. Самостоятельно прочесть бумаги у меня не получилось, слишком фрагментарно сохранился текст, и очень непривычно было уловить смысл витиеватых соединений букв. Вновь пришлось обратиться за помощью к специалисту по средневековым историческим источникам Алексею Леонидовичу Мусихину. Он смог расшифровать фрагменты текста. Оказалось , эти рукописи имели сугубо деловое предназначение.
Самый древний и один из самых больших по размеру рукописных документов , оказался датированным второй половиной 18 века–это ведомость выплат должностного жалования. Первое прочитанное слово в документе было «Итого:». Далее шло перечисление должностных лиц , дворянского сословия: «.. обер прокурора… Дмитрея Фе..рова…а Сухарева…капитан порутчик ...лья (Ильи?) Петрова… Петрова подпо…(подполковника?) ... Александра Федорова сына А...рнова» Есть и другие варианты трактовки, возможно, это список дворян уезда или волости, документ, связанный с несением воинской службы.
Крупный фрагмент извлеченный из переплета сообщал :
«в них ловитца рыба щука, окунь... плотва и пескари...жителями празднаво ...мука...хле...за помо...соловьи также мелкия и....разных родов ...же журавли...»
Несмотря на фрагментарность текста (бумага поедена жучком, есть утраты в середине листа) историку Алексею Мусихину удалось точно идентифицировать этот документ. Он датируется второй половиной XVIIIстолетия. Это статистическая анкета, которую заполняли по решению Синода и по инициативе Екатерины II представители церковного причта. В анкете содержалась информация о населении волости, промыслах и животном мире округи. Из документа видно, что жители Оларевской волости, Вологодского уезда, занимались рыбной ловлей. В изобилии водилась рыба и птица. Широко праздновали жители престольные праздники. В практически заброшенной сегодня деревне, кипела обычная шумная, активная жизнь северной русской глубинки.
Следующий документ имеет более позднее происхождение –это уже XIXвек. Он носит сугубо деловой характер: «-буде е...- я ...и плат -получал- денег всего 145-р. денег ...на харч 13-р 50-к ...ступив... городия от то...последни...я...то за п...ми сво...новых 131-р ...» Очень напоминает отчет командированного по делам человека. Получив 145 рублей (возможно бумажными кредитными билетами) на пропитание (харч) он потратил 13 рублей 50 копеек , сумма немалая, далеко видать заслали "командировочного". В итоге осталось «новых 131 р.» – думаю, сумма выражена в «новых кредитных билетах» пришедших на смену «ассигнациям» в ходе финансовой реформы графа Канкрина в 1843 году.
Еще одно письмо или даже «прошение» написано очень схожим почерком, что говорит о близости к эпохе предыдущего документа , то есть это середина XIXвека. Возможно, они даже части одного листа, разорванного при починке книги, тема писем общая это учет расходов: «…25-руб то оные издержи на а ...то прошу вашего высокоблагородия см......аго уволить -и..- и ...не изволите уволить то работа.........м и денгами снабдите ма........домашние........» В этом случае проще сказать кому эта бумага предназначалась, чем о том кто и зачем ее написал. "Ваше высокоблагородие" это традиционное обращение к чиновникам 6-8 классов по табели о рангах. Адресат мог быть коллежским асессором , надворным советником или коллежским советником по гражданской службе, по военной же так могли обращаться к офицерам от капитана до полковника. Уровень обращения соответствует местной или уездной администрации. Бумага из разряда деловой переписки XIX столетия. Возможно, кто из дворян просит уволить его от службы и отпустить в имение или в случае отказа снабдить средствами, на какие-то неотложные нужды.
Мы с вами рассмотрели, даже не изучили, а просто пробежались по документам разных эпох оказавшихся в переплете книги изданной в начале бурного XVIII столетия. Но уже при первом знакомстве мы услышали плеск рыбы в реке, курлыканье журавлей и пение соловьев. Узнали о печалях и заботах, расходах и чинах людей живших в те далекие времена.
Сам текст «Последования молебных пений» 1708 г., несмотря на свое богослужебное назначение, весьма интересен именно с точки зрения военной истории! На страницах этой книги отразились знаковые события петровской эпохи - напряженная борьба за выход России к морю, строительство первых кораблей, набирающего мощь и силу русского военно-морского флота: «Благословляются суднасия окроплением воды сея священныя, во благополучное шествие, и в победу на враги христолюбивому воинству, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» Книга содержит чин освящения воинских знамен – имевших огромное значение в формировании боевого духа русской армии уже более 300 лет назад. Сейчас книга отреставрирована, переплетена и очищена от вековых наслоений — когда беру ее в руки, я словно слышу ровный , чеканный шаг полков и голос священника провожавшего русских солдат молитвой: «О еже верному своему воинству, знамение сие носящему, и на сие взирающему, дерзновение, силу, и крепость, на сотрение и попрание крепости, супостат наших, молитвенно подати…»
Примечательно и символично, что уже в первом издании «Воинского молитвослова» в 1708 году, помимо молитв связанных с флотом и формированием новых полков, есть молитвы о благополучном возвращении русских воинов с поля брани, хотя до победы в Северной войне оставались еще многие годы : «Здравых же и благополучны с победою во славу твою мирно возврати»
В 2021 году в год 300-летия победы над Швецией в Северной войне, и принятия Петром Первым титула императора, книга «Собрание молебных пений» Москва 1708 г. была представлена на выставке в Музее Воинской славы города Кирова, и стала одним из редких, дошедших до нашего времени подлинных экспонатов - непосредственных свидетелей той бурной и славной эпохи.
Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.