Найти тему
Наум, приди!

За что К.С. Петров–Водкин получил медаль от шведского короля и что с ней стало?

В мае 1914 года в шведском Мальмё открылась выставка достижений промышленности и культуры стран бассейна Балтийского моря. На тот момент это были всего 4 страны: Дания, Швеция, Германия и Россия. (Литва, Латвия, Эстония и Финляндия тогда находились в составе России, а приморская часть Польши – Германии).

Для правительства Российской Империи участие в выставке в провинциальном городе не представляло никакого интереса, поэтому за организацию Русского отдела взялись частные лица и общественные организации, главным образом, Российская экспортная палата.

Русский павильон на выставке в Мальмё. 1914 г. В основе дизайна башен - шатровая церковь Вознесения Господня XVI в. в Коломенском.
Русский павильон на выставке в Мальмё. 1914 г. В основе дизайна башен - шатровая церковь Вознесения Господня XVI в. в Коломенском.

В русском павильоне особенно выделялись мукомолы, но настоящий фурор произвела экспозиция произведений русских живописцев и скульпторов. Её организацией занималась не государственная институция (в лице Академии художеств), а созданный в 1903 году «Союз русских художников».

Со стороны России работы на выставку отбирал знаменитый реставратор, художник, искусствовед Игорь Грабарь, а шведскую сторону представлял профессор стокгольмской Академии художеств Оскар Бьёрк.

Результатом проделанной работы стала экспозиция в более 100 работ 19 русских художников: И. Репина, В. Васнецова, И. Шишкина, И. Левитана, Б. Кустодиева, И. Билибина, К.Коровина, К. Сомова, Н. Рериха и М. Врубеля, А. Бенуа и М. Добужинского, В. Кандинского и В. Серова, М. Сарьяна, П. Кузнецова.

К.С, Петров-Водкин. 1920-е гг.
К.С, Петров-Водкин. 1920-е гг.

Мой земляк - Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был представлен на международной выставке семью работами, включая его самое известное произведение – картину «Купание красного коня».

С началом Первой мировой войны, где Германия и Россия оказались враждующими державами, и быстро свернули свои стенды уже летом 1914 года, работы русских художников застряли в Швеции на долгие годы. В октябре 1914 года организаторы выставки отказали художникам из России в транспортировке работ обратно и предложили забирать их самостоятельно. Потом революция и вообще все непонятно.

Шведские власти и дирекция музея в Мальмё отказывались возвращать работы правительству СССР, так как выставка была организована частными лицами и организациями, а не государством, соответственно и права что-то требовать на официальном уровне не было.

История возвращения картин требует отдельного рассказа. Достаточно сказать, что одна из знаковых работ русского искусства ХХ века и визитная карточка Новой Третьяковки – картина «Купание красного коня» была возвращена в Россию женой художника Марией Федоровной Петровой-Водкиной только в 1950 году, через 11 лет после смерти автора!

В Хвалынске, на родине Кузьмы Сергеевича, в художественном музее, носящем его имя, до 1960-х гг. в экспозиции находились мемориальные контр-погоны учащегося Московского училища живописи, ваяния и зодчества, небольшая настольная бронзовая медаль и грамота к ней от шведского короля Густава V за участие в выставке 1914 года в Мальмё.

Хвалынск. Картинная галерея. 1960-е гг.
Хвалынск. Картинная галерея. 1960-е гг.

Художественный отдел Хвалынского краеведческого музея в те годы был местом весьма своеобразным. Под одной крышей с экспозиционными залами находилась и квартира сторожей, к которым мимо полотен художников и скульптуры ходили гости, включая детей. Так вот, однажды, бронзовая медаль пропала, а с контр-погон были отодраны блестевшие золотом вензеля.

Вензеля Училища живописи, ваяния и зодчества. Фото с Интернета
Вензеля Училища живописи, ваяния и зодчества. Фото с Интернета

Эта история была почти забыта, старые сотрудники лишь рассказывали о том, что видели где-то в подсобке валялась картонка с выцветшей краской, на которой виднелись следы некогда выставленных предметов – круглой медали и прямоугольных погон. В инвентарных книгах медаль давно значилась списанной.

Пару лет назад я заинтересовался тем, что это была за медаль, как выглядела и пр. Удалось довольно быстро найти памятные медали, которые получали участники выставки.

Это настольная бронзовая медаль диаметром 6 см. На аверсе - в профиль погрудное изображение короля Швеции Густава V (1907 – 1950) и надпись на шведском: GUSTAF. V. SVERIGES. KONUNG (ГУСТАВ КОРОЛЬ ШВЕЦИИ). Также там мы можем найти имя мастера-медальера Эрика Линдберга (1873 - 1966) (на оригинале ERIK LINDBERG).

-5

Гораздо любопытнее оказалась реверсная сторона, где художник в виде женских фигур разместил аллегорическое изображение четырех участниц выставки и гербы стран (слева направо): Германии, Швеции, Дании и России. Шведская надпись Baltiska utställningen i Malmö år 1914 (Балтийская выставка в Мальме 1914 год) и герб города Мальме – коронованный грифон.

-6

Именно такая медаль хранилась в семье К.С. Петрова-Водкина, а позже была похищена из хвалынского музея.

Спустя время на аукционе в Португалии я нашел аналогичную медаль. Но санкции ограничили мои возможности для покупки. Написал друзьям в Турцию, они связались с родственниками в Германии, но возникали трудности с приобретением, которые они быстро решили. Медаль выкупили… друзья друзей моих друзей, как оказалось – украинские беженцы, которые бежали от боевых действий в Португалию и находились на полпути в Канаду.

Затем, оказией, медаль волею судеб, через шведский Мальмё, где в 1914 году и была вручена, попала в Санкт-Петербург, моим друзьям. Оригинальная медаль тоже хранилась в этом городе в семье художника.

Друзья, вдохновленные историей, взяли награду в Москву и сходили с ней в Третьяковскую галерею, где «освятили» у Купания красного коня и отправили в Хвалынск.

-7

-8

В августе 2023 году, во время всероссийской конференции, посвященной 145-летию со дня рождения художника, медаль была торжественно передана в руки директора Художественно-мемориальноого музея К.С. Петрова-Водкина и внесена в музейный фонд.

Автор материала и директор Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина с медалью. Август 2023 года. Фото Т.В. Ушаковой
Автор материала и директор Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина с медалью. Август 2023 года. Фото Т.В. Ушаковой

Эта история объединила многих людей и страны, друзей и незнакомцев. Она придаёт уверенности в том, что Культура и любовь, Вера в добро и человека – это то, что всегда будет объединять людей и побеждать, несмотря ни на что.

Кто знает, может быть, прочитав эту статью кто-нибудь обратит внимание на вензеля Московского училища живописи, ваяния и зодчества и мы восстановим экспозиционный вид мемориальных контр-погон К.С. Петрова-Водкина?