Найти в Дзене
HardTalk

Как любовь Туомас к Тарье, чуть не убила Nightwish (часть 1)

любовь клавишника к вокалистке, позволила группе из Финляндии стать всемирно известной, но также и чуть не убила Nightwish на пике популярности, поговорим о том, как это вышло.

Я давно хотел написать на эту тему, особенно после того, как прочел очень подробную статью с разбором творчества и истории группы. Статья отличная, но в вопросах личных отношений, автор всегда отталкивался от официальных заявлений группы, избегая теории о любовных отношениях Тарьи и Туомаса. Обычно только заядлые фанаты поднимают проблематику любовных взаимоотношений между этими двумя участниками группы в рамках дискуссий, а вот конструктивных статей на эту тему я не встречал. Официальные же источники стараются игнорировать этот важнейший факт, идущий сквозной линией через всю историю группы. Все потому, что Туомас, что Тарья старались хранить историю тяжелых абьюзивных отношений в тайне от широкой общественности. Поэтому, тут мы будем рассматривать творчество группы через призму конспирологии.

фото из далекого прошлого
фото из далекого прошлого

Недавно вышла биография Тарьи и там ни слова про их с Туомасом «личные» отношения. Все, как всегда, у Туомаса был тяжелый характер, он посчитал, что Тарья стала ставить в приоритет личные интересы, вопреки интересам группы, поэтому коллективным решением ее уволили. Удобная версия, но давайте посмотрим под другим углом. Об отношениях Туомаса и Тарьи можно судить в основном по косвенным доказательствам. Одно из косвенных доказательств это само творчество группы. Большая часть текстов Nightwish, от Oceanborn до Imaginarium это любовная лирика, которая, если присмотреться, рассказывает нам про развитее отношений с предметом своего обожания. Разобьем творчество на три этапа отношений: Angle fall first, Oceanborn и Wishmaster – влюбленность, вожделение и страсть, Century child и Once – ревность и смятение, отчуждение, Dark Pasion Play и Imaginarium – боль, расставание и принятие.

Влюбленность, вожделение и страсть

Предварительно замечу, что несмотря на то, что песни исполняются девушкой, повествование в текстах почти всегда идет от лица мужчины. Сперва поговорим об альбоме Angle fall first (1996).

«Once upon a Troubadour» –любопытная песня, в которой Туомас поет сам (благо он бросил это дело) и представляет себя в образе трубадура, который знакомится с девушкой, в которой толпа не замечает ее истинную красоту и талант, в отличии от нашего героя. В песне есть, например, такие строки:

-3

В песне «Beauty and the Beast» мы встречаем наших героев “Beauty” (Красавицу) и “Beast” (Чудовище) которые будут частыми гостями на последующих двух альбомах. На данном этапе Туомас считает себя чудовищем, влюбившимся в красавицу. Песня рассказывает нам о том, что между героями вспыхнуло чувство, однако “Beast”, считает, что ему не познать счастья пока кто-то не разглядит красоту в Чудовище.

-4

«Nymphomaniac Fantasia» – песня, наполненная эротизмом, от лица женщины, которая недвусмысленно соблазняет мужчину.»

Это выглядит как  юношеская фантазия поэта, которого посетили греховные мысли.
Это выглядит как юношеская фантазия поэта, которого посетили греховные мысли.

«Know Why the Nightingale Sings» – песня отображающая восторг, окрыленность человека который нашел себя и свою любовь, песня заканчивается такой фразой

И мы уже начинаем догадываться кто же этот «Соловей»
И мы уже начинаем догадываться кто же этот «Соловей»

И вот, у нас практически сложится история знакомства и влюбленности "Once upon a Troubadour" – знакомство, "Beauty and the Beast" - влюбленность, "Nymphomaniac Fantasia" – вожделение, "Know Why the Nightingale Sings" – принятие своих чувств.

Конечно, можно сказать, это натягивание совы на глобус, однако давайте пройдем по этому пути до конца, чтобы сопоставить творчество и известные факты из истории группы. Не нужно понимать вышесказанное буквально, это не значит, что песнями, указанными выше Туомас сугубо иллюстрировал свои чувства по отношению к Тарье, конечно нет, скорее он писал песни вдохновляясь чем то другим, а дополнительно примешивал собственные переживания.

Oceanborn (1998)– по признанию группы, запись проходила очень тяжело. Туомас вел себя как тиран, он был очень вдохновлен успехом первого альбома, поэтому амбиции требовали создать что-то еще более монументальное. Все работали на пределе сил, в особенности Тарья. Вокалистка говорила, что Туомас требовал от нее невозможного, задавая вокальные партии он игнорировал ее голосовой диапазон. Тем не менее альбом был выпущен, и он действительно был намного качественно выше дебютника, хотя и видно, что амбиций было больше, чем профессионализма. И что же интересного мы можем найти в песнях?

В песне «Gethsemane» - библейские мотивы смешиваются с продолжением любовной истории наших Красавицы и Чудовища, там есть следующие строки:

Поэт говорит нам, что предмет его обожания, является теперь его музой и без нее его поэзия умрет.
Поэт говорит нам, что предмет его обожания, является теперь его музой и без нее его поэзия умрет.

Passion & The Opera – еще одна эротическая фантазия, похожая на трек из предыдущего альбома. Что ж молодой Туомас снедаем страстью.

-8

Помимо этих песен, есть и другие песни с романтической лирикой – «Sleeping Sun», «Swanheart». Но они без адреса, т.е. их можно взять в зачет нашей теории, а можно и не брать, мы, пожалуй, не будем, а сразу перейдем к альбому Wishmaster.

Wishmaster (2000)– поднял группу на новый уровень популярности. Это уже был альбом взрослой опытной группы, которая учла ошибки прошлого, данный альбом стал дверью к будущему успеху.

«She Is My Sin» - она это мой грех, и этим все сказано. Поэт упивается своей, как будто бы, запретной страстью к предмету своего обожания.

«Come Cover Me» - по сути это продолжение предыдущей песни, продолжении истории двух любовников. Я даже не стану приводить цитаты, если захотите, почитайте тексты песен целиком.

-9

Также отметим на альбоме песни – «Two For Tragedy», «Deep Silent Complete», «Sleepwalker», которые тоже представляют собой романтическую лирику, но я бы их объединил одной темой, все эти песни про людей в отношениях, про их переживания, эмоциональные спуски и подъёмы, при этом без чрезмерных эмоций присущих периоду влюбленности.

Есть еще одна важная песня - Dead Boy's Poem, которая знакомит нас с еще одним персонажем Dead Boy – мертвый мальчик, новое альтер эго Туомаса, оно появляется в связи с взрослением поэта, который отринул юношескую невинность и превратился в мужчину, мёртвый мальчик – носитель творческой искры, через него Туомас передает все свои творческие и душевные переживания связанные с изменениями его личности, по ходу взросления и приобретением нового опыта.

Линия мертвого мальчика идет параллельно линии Красавицы и Чудовища, практически не пересекаясь.

И вот мы на рубеже первого излома, группа выпускает сингл «Over the hills and far away» (2001) чем окончательно закрепляет успех вышедшего альбома, так как кавер на классическую композицию Гэри Мура становится мега популярным. А дальше наша Красавица (или Соловушка), упорхнула в Германию для продолжения обучения вокальному мастерству, попутно заявив, что рассматривает себя как классическую певицу и теперь ее приоритетом становится ее собственная сольная карьера, а как это отразилось на последующем творчестве группы, читайте в следующей статье.

Если вам показалось, что примеры выглядят натянутыми, то вам не показалось, так и есть, но по ходу приближения к финалу, теория будет смотреться куда более очевидной.

P.S. я указываю только на некоторые ключевые моменты в песнях, для полного же понимания, я рекомендую читать тексты целиком.