У нас на Руси дуэлей глупых нет, нам это дело без надобности.
Царь Горох.
Мне часто приходиться встречаться с удивлением у людей: как так - у русских нет никакой своей фехтовальной школы? Ни мечевой, ни сабельной, ни копейной, никакой. А как же великие победы наших предков и прочие свершения?..
А ее действительно нет. А победы и свершения - есть. Человеку не в теме кажется - парадокс, так не может быть, наверняка существовали какие-то "заветные знания, переданные через Предков от славяно-ариев", причем слово "Предки" у такого персонажа непременно с большой буквы пишется и с благоговейным придыханием произносится...)
На самом деле нет никакой корреляции и зависимости меж наличием национальных фехтовальных школ у тех или иных народов - и их же, этих народов, успешностью и победоносностью на поле боя. Ни малейшей. И не может быть, потому что школы эти всегда, даже там, где они были, попросту не предназначались для подготовки солдат массовых армий...
Сегодня мы поговорим о вещах, которым обычно не уделяется достаточно внимания. О специфических условиях, в которых вообще могут возникать (и возникают, даже в наше время) такие особые... Хмм. Кружки по интересам. как фехтовальные школы и вырастающие из них фехтовальные традиции.
Кроме чисто и конкретно армейских официальных практик - это принципиально иное дело, поэтому этот вопрос останется за рамками данной статьи.
Условия возникновения
Для начала определимся с терминами. Фехтовальная школа - это четко сформулированная, разработанная, единая в практическом, теоретическом и терминологическом плане, а самое главное - систематизированная и систематически же развивающаяся традиция боя на конкретном виде оружия (иногда одном, иногда нескольких). Если преподается несколько видов оружия - то, как правило, под общей теоретической и практической базой, на основе стандартизированных базовых принципов. Причем каждая конкретная фехтовальная школа создается под конкретную же тактику, конкретные условия боевого применения. Универсальных не существует и не может существовать в принципе.
Навыки кавказского боя шашкой середины XIX века окажутся мало полезны попаданцу в гоплиты времен греко-персидских войн...)
Фехтовальная школа (или, в более широком смысле, традиция - комплексная система, объединяющий несколько школ в одном русле) может возникнуть при следующих обстоятельствах:
а) в обществе существует акцентированно выраженный социальный запрос на подобные услуги;
б) общество достигло того уровня экономического развития, при котором оно может поддерживать существование профессиональных учителей фехтования, и даже более того - фехтовальных залов как организаций;
в) общество достигло того уровня технического, экономического инфраструктурного развития, при котором можно обеспечивать и поддерживать систематизацию вообще и некую систематизированную передачу знаний в принципе. Описывать и зарисовывать приемы и оружие, контролировать процесс, править ошибки. и т. п.;
г) общество достигло того экономического и социального уровня развития, при котором целевая аудитория подобных услуг может себе позволить тратить время и деньги на обучение фехтованию, и видит в этом смысл.
В чем это выражается на конкретных примерах?
Извольте.
В Европе гражданское фехтование начинается примерно с конца XIV века. Именно как система, точнее, как несколько разных систем. Потом они разовьются именно что в разные фехтовальные школы - испанская дестреза, итальянская болонская система, итальянский и немецкий длинный меч, итальянский и испанский двуручный меч, меч и баклер (меч и тарч), рапира и дага, поздняя французская шпага, и так далее, и так далее...
Был социальный запрос - много представителей из РАЗНЫХ слоев общества хотело учиться фехтовать. Вовсе не обязательно это были дворяне - например, в германских государствах фехтовальное "Братство святого Марка" (куда входил, кстати, сам Иоахим Мейер) состояло в основном из горожан-бюргеров, обычных мещан, мастеровых и торговцев. Общество их основных конкурентов, "фрайфехтеров" - наоборот, из студентов и... Как ни странно, солдат-наемников. При этом обе группы были в свое время крайне уважаемы, признавались на уровне королей и даже императоров ("фрайфехтеров" признал император Рудольф II), держали фехтшуле - фехтовальные школы (залы) в крупнейших, а значит, и дорогих городах Священной Римской империи - и драли немалые деньги и с горожан, желающих учиться фехтованию, и со своих же коллег и одновременно конкурентов - мастеров меча, желающих получить право на преподавание...))
То же самое происходило и, например, в Испании, где боролись друг с другом "истинная" и "вульгарная" дестреза. Основатели истинной, Карранса и Нарваэс, чуть ли не на каждой странице своего трактата гневно бухтят, как уличные фехтовальщики подрывают основы благородного искусства, обучая не тому, чему надо...)
А откуда взялись эти уличные фехтовальщики, нагло совращающие профанов "вульгарной дестрезой"?
Да оттуда же - преподавать фехтование было выгодным занятием! Это приносило деньги.
Владеть мечом и учить мечу было выгодно. Это - окупалось. Общество вышло на тот уровень развития, когда у значительной массы людей появилось довольно большое количество свободных денег - и это вовсе не обязательно были дворяне! - и они желали их потратить... Грубо говоря, на хобби.
Одновременно с этим существовал и развивался и социальный уклад, основанный на понятиях чести, которую можно и нужно защищать мечом (этическая система, выросшая из древнейших же обычаев "божьего суда"). Хобби получало должный уровень обоснования.
Учителей фехтования было много, они конкурировали между собой за кошельки обучаемых - хоть Джона Сильвера почитать, гневно бухтевшего на учителей итальянской рапиры, наводнивших Лондон и нагло уводящих у него учеников - и в этой конкуренции отсекалось ненужное, но сохранялось, пестовалось и развивалось ценное. из отдельных школ сплетались традиции и системы.
А как у них?
По моей излюбленной привычке - сравним ситуацию в Европе с ситуацией примерно того же времени на противоположном конце земного шарика. А именно - в Японии.
В Японии некоторые фехтовальные традиции, самые древние, известны с XV века, но в основном их большая часть начинает развиваться с конца XVI-го. Периоды Адзути-Момояма и Эдо.
Экономический обоснуй - прекращаются наконец междоусобные войны, раздиравшие острова на части, высвобождается большое количество ресурса (человеческого в том числе).
Теоретический обоснуй - за годы Сенгоку Дзидай, Эпохи Смут, накоплено огромное количество теоретического материала - как именно надо правильно рубать мечом и нагинатой, колоть копьем и пырять кинжалом.
Социальный обоснуй - отдельные внутренние фехтовальные школы сохраняются в кланах самураев и при монастырях "для своих", но заводится огромное количество мелких школ для широкого круга посетителей. Эти самые школы (додзе) держали... В массе своей - ронины.
Небольшая справка. Русский человек под влиянием масскультуры привык считать, что ронин, то есть самурай, потерявший хозяина, в Японии немедленно должен был с горя зарезаться. На самом деле - ни фига подобного. Зарезаться он должен был только при вполне конкретных, определенных условиях.
Ронин в Японии - это в первую очередь "ничей вассал". Самурай без хозяина. Без сюзерена. Ну, вот так сложилось. Но при этом - полноценный, полноправный самурай.
И, как полноправный самурай, он не может... Работать. Потеряет права своего сословия.
А господина, который платил бы ему содержание, у него нет. А круг доступных занятий, дозволенных самураю, кроме службы - очень узок. И самое логичное и прибыльное из него - открыть фехтовальную школу.
Вот они и открывали...)
Кстати, династии Ямано и Ямада, знаменитых мастеров тамэсигири, испытаний мечей (в том числе на людях, в том числе на живых) - это именно династии ронинов. Они в таком качестве жили поколениями - нашли себе удобную нишу на правительственной (но не лично сегунской!) службе, и отнюдь не горели желанием запродаваться в вассалы какому-нибудь дайме.
Хотя могли. Но - дорожили статусом независимых экспертов в области тестирования клинков.
Так что быть ронином в Японии - само по себе отнюдь не позор...)
Тем более что как раз в это время в Японии и технический, и экономический, и инфраструктурный уровни развития достигают соответствующей планки. И социальный запрос имеется - возникает и формируется культ меча, есть запрос на полицейские техники (например, "полицейское дзедо" - как разбуянившегося пьяного мечника палкой вырубить, не прибив при этом совсем уж насмерть), и так далее. Ага, по иронии судьбы - именно в это время в Японии запрещают длинные клинки...
А коротких не запрещают. Палок - тем более, выдрал дрын из плетня- и пошел, весь из себя Миямото Мусаси...))
Ситуация в России
Почему же этого не возникло у нас? У нас ведь были свои великие воины, были отдельные, сами по себе, прекрасные мечники, сабельщики, мастера копья - примеров тоже хватает. А вот почему не возникло именно школы?..
1. Не было социального запроса. В России никогда не существовало ни культа оружия, ни дуэльной традиции. Обычай "божьего суда", суда поединком - был, но большого распространения не получил. И - бились у нас чаще всего действительно на кулаках, как купец Калашников и опричник Кирибеевич. В этом Лермонтов не соврал. Хотя и поединки на оружии случались.
2. Общество не дошло до должного уровня информационного обеспечения. Скорее даже - информационного сознания. Русский человек, грубо говоря, тупо не видел смысла зарисовывать и записывать такие вещи - как надо саблей рубить, какие шаги при этом выполнять, каким приемом на какой удар отвечать, и т. д., и т. п. Почему?
Да потому что нет в обществе социального запроса.
А социального запроса нет потому, что условия жизни общества принципиально иные, чем в тех же германских княжествах или той же Японии.
Кому по службе положено, коли кто казак или стрелец - основу старшие товарищи покажут, остальному на практике научится. Ну, или помрет, тоже вероятно. Если дворянин - по идее отец или старший брат должен учить, а на практике...
Боевые качества русского поместного дворянского войска уже при Алексее Михайловиче упали сильно, а к началу царствия Петра - рухнули вообще до полнейшего безобразия. Потому что таковая участь всегда постигает любых иррегуляров, которые не находятся непосредственно на фронтире или в приравненных к нему условиях. Потом она же и казаков постигла.
3. Отсутствовала экономическая необходимость и даже возможность. В России эпохи Ивана Грозного, Годунова, Михаила и Алексея Романовых - просто физически невозможно было открыть даже в Москве фехтовальную школу "для всех". Во-первых, царь сразу голову оторвет - даже "божий суд" власть уже при Иване Третьем, не говоря уже о Четвертом, крепко не любила, усматривая в этом посягательство на святое право одного лишь государя и казнить, и миловать.
Во-вторых, просто местные туда не пойдут. Им не надо, они смысла не видят. Нет потребности у широких слоев населения (хотя бы даже у низшего дворянства) учиться саблей махать.
Вот именно поэтому и не сформировалось в России своей национальной фехтовальной школы. Именно поэтому не сложилось систематизированной, единой традиции.