Вернуться к теме заставили комментарии на мой опус под заголовком «Чуваши: хамар ял». Вот снимок повторю. На фото чувашский ансамбль песни и пляски из села Нижняя Тавда Тюменской области.
Видите деталь на певицах: тухья – это традиционный девичий головной убор чувашей в идее полусферической шапочки, расшитой бисером. Такую матчасть обнаружили в древнейшем захоронении на территории средней Волги. В окрестностях города Цивильска.
С этого момента и зародилось поверье: исключительно в Чувашии проживали пресловутые амазонки.
Молодежь не знает, что это такое, и с чем это едят. Да я и сам подзабыл. Обратимся к Википедии.
«В древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Согласно мифам для удобства стрельбы из лука амазонкам ещё в детстве выжигали правую грудь.
Плутарх сообщал, что амазонки обитали на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур,
Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. Сторонники теории существования этого племени отмечали, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского».
Миф или легенда? Никто не знает. Однако «амазонистые» традиции существуют. Я, автор, родился и вырос в деревне Чирш-Шинеры ныне Вурнарского района Чувашской АССР. Сколько знаю, мои сверстницы отменно стреляли из лука. Все, мы, мальцы, делали луки из ветвей орешника – рядом темнел густой лес из вековых дубов.
И в республике испокон веков культивируется вид спорта: стрельба из лука. Вот самая последняя, январская информация:
«В новом году лучники СШОР им. И.Солдатовой стартовали в зимнем Чемпионате и Первенстве Чувашской Республики по стрельбе из лука, которые прошли в Чебоксарах с 5 по 8 января на базе стрелкового тира стадиона "Спартак" по дисциплинам «классический лук» и «блочный лук»».
Обратите внимание: в кадре на первом плане лучницы. Последовательницы амазонок? Гены играют?
И еще один факт в ползу генов. Только чувашские девушки, только они, выбирают себе спутника жизни. Ясный перец, лучше меткого лучника!
Но вернемся в Цивильск. Город стоит на месте слияния двух рек: Большого Цивиля и Цивиля Малого. Были здесь с отцом, когда я ходи во второй класс. Но все помним, как сегодня.
Тогда здесь проходила традиционная ярмарка. Именно тут впервые попробовал национальное блюдо – шурпу! Это вообще объедение!
Значит, тут же – на ярмарке – забивают баранов. Тем временем в котле под костром закипает вода. Дальнейшего процесса не ведаю, а посему заглянем в рецептурный справочник.
Субпродукты (сердце, лёгкие, печень) – 1,5 кг., мясо говядина (мякоть) – 200 гр., рис (круглозернистый) – 150 гр., лук-репка – 3 шт., соль мелкого помола – по вкусу, специи по вкусу, свежая зелень укропа или петрушки. Промываем субпродукты в прохладной воде, затем готовим их для варки – срезаем остатки жира или плёнок, а затем режем их более мелкими кусками. Мясо также нарезаем некрупно и хорошенько промываем. Заливаем мясо и субпродукты горячей водой (если шурпе варится с добавлением голяшки, то мясо закладываем уже в бульон). Варим мясо, пока оно не станет мягким на умеренном нагреве.
Не едва ли это то именно, что вкушали тогда – в Цивильске – из глубоких глиняных тарелок. Каждая хозяйка – амазонка – готовит по-своему.
Я родился и вырос на берегу Большого Цивиля. В межень воды в нем мало, по щиколотку. Моя мам, Эмилия Вениаминовна, помню, снимет с себя майку – и зачерпнет рыбью молодь. Ее речка кишит, ведь рядом Волга. Потом «живое серебро» на сковородку, разбить сюда яйца – любой ресторан отдыхает.
Омуты случались на Большом Цивиле. Однажды Витя Трофимов – он лет на пять-шесть старше меня, потом был завклубом в Чирш-Шинерах – выловил в омуте рыбину килограммов на 5, может, крупнее. Трепыхалась, вырывалась круто. Витька еле справился с живностью, неся ее домой.
Но двинемся вверх по реке. Исток Большого Цивиля находится в Шумерлинском районе. В 5 километрах северо-западнее города Шумерля.
Название этого населенного пункта дало основание некоторым ученым высказать версию, мол, чуваши происходят из шумер. Едва ли. Многие придерживаются иной версии. Вот мнение академика Николая Ашмарина, цитируем фрагмент из научного труда:
«Язык волжских болгар тождествен с современным чувашским.
Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар;
Смешение тюркских болгар с жившими по соседству с ними финнами и обращение их в особую смешанную расу, которая, однако сохранила болгарский язык и болгарское национальное название (чуваш), началось весьма рано, во всяком случае ранее X века… Не будет никаких препятствий к тому, чтобы считать тех болгар, которые жили на Волге… весьма близкими по их этническому составу к современным чувашам.
Всё указывает на то, что коренным народом земель Казанского ханства являлись чуваши».
Глубокие старики из деревни Чирш-Шинеры рассказывали мне: когда безмерные полчища Чингис-хана вторглись в государство Волжская Булгария, многие люди стали скрываться в лесах за глубокими оврагами. Они стали впоследствии чувашами. Оставшиеся на месте превратились в казанских татар.
Именно чуваши сохранили в большинстве своем булгарский язык.
Насчет глубоких оврагов. Мы, школьники младших классов из деревни Чирш-Шинеры, играли там в Тарзана: привязанные к дубу лошадиные вожжи изображали лиану в джунглях. Раскачивались над бездной...
В комментариях к публикации «Чуваши: хамар ял» обнаружил замечание: чуваши и татары ничего общего не имеют. Это легко опровергнуть.
Вот возьмем русское выражение «Я тебя люблю». По-татарски звучит: Мин сине юратам». По-чувашски: «Эп сана юратап». Быстро произнесите: чувствуете, почти одно и то же. А еще весенний праздник борозды. У чувашей – Акатуй (кстати, так по-булгарси0, у татар – Сабантуй.
Другой комментатор недоумевает: почему это Чебоксары русское , а не чувашское название.
В мою деревню Чирш-Шинеры только что провели радио точку. Каждое утро из кар тонной тарелки доносится будящий народ голос диктора:
– Шупашкар каласят. (Говорят Чебоксары).
Пока сегодня на этом моменте закончим. Придется продолжить. Опять-таки призывают к продолжению повестки дня «комменты».
Ради интереса взгляните на снимки чувашских лучниц. Вдруг да различите в их облик нечто такое, передавшееся от амазонок. Фото из открытых источников. К сожалению, авторы не указаны. Хотелось бы познакомиться, так как я сам фотографирую довольно профессионально. А пока поехали!
Амазонки ли?
Гены не спят. Вот они, чувашские лучницы!
К стрельбе готовы!
И не дрогнет рука...
Спокойно!
Еще секунда...
Всей командой вперед!
Еще не последняя цель...