Быть готовым к школе - это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.
А. Л. Венгер.
Мотивация к обучению – это психологическая готовность ребенка к школе. В последнее время психологи отмечают ряд проблем, связанных с мотивацией к обучению у детей дошкольного возраста:
- неудовлетворенные потребности в любви, самоуважении, ощущении безопасности
- недостаточная вовлеченность детей в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Неполноценная мотивация к обучению ведёт к таким разрушающим личность ребёнка последствиям как:
- отсутствие или потеря интереса к обучению
- школьная дезадаптация;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
- неврозы.
Для эффективного развития учебной мотивации необходимо следующее:
1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков ребёнка. Умение общаться со сверстниками и взрослыми поможет избежать ребёнку множества проблем в обучении.
На сегодняшний день многие дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками. Неоднократно приходится сталкиваться с тем, то дети не могут попросить взрослого о помощи. Чаще всего это происходит, потому что ребёнок привык, что взрослые, а именно, его родители, угадывают его желания и без лишних слов стараются выполнить все прихоти своего чадо.
2. Выстраивание позитивных детско-родительских отношений.
Для того, чтобы ваши отношения с ребёнком были доверительными, вам нужно принимать ребёнка таким, какой он есть, сопереживать ему и стараться понимать его и его чувства. Так же говорите о своих чувствах ребёнку. Поддерживайте с ним диалог
Если вам не нравится поведение вашего ребёнка, или какие-то конкретные его действия, скажите ему об этом, дайте оценку его поведению. Ни в коем случае не оценивайте и не критикуйте самого ребёнка – только поступки и поведение.
3. Стимуляция развития предпосылок учебной деятельности.
У детей дошкольного возраста ещё не развита произвольность внимания и памяти. Как правило, в этом возрасте дети занимаются тем, что им интересно. Так же и с памятью – что интересно, то и запоминается. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребёнку в развитии произвольного внимания и произвольной памяти. В этом помогут нехитрые приёмы:
- Учебный материал должен быть ярким, интересным и разнообразным. Серость и однообразие материала быстро утомляют детей, и они теряют интерес к обучению.
- Задания должны быть посильными для ребёнка, но не слишком лёгкими. Лёгкие задания для детей скучны, а тяжёлые подрывают веру в собственные силы и возможности, что приводит к быстрому угасанию познавательного интереса.
- У ребёнка должна быть возможность самостоятельного поиска в решении проблемных задач. В этом могут помочь, например, такие вопросы: «Как ты думаешь...?», «Если мы сделаем так, то, что получится?» и подобные.
- Положительная оценка деятельности ребёнка. Для успешной деятельности (успешного обучения) ребёнка необходима вера в его возможности со стороны взрослого.
4. Формирование и развитие ведущих для обучения психологических способностей (планирования, анализа, рефлексии).
Для формирования и развития планирования деятельности необходимо спрашивать ребёнка:
- как он будет выполнять то или иное задание?
- какие материалы ему понадобятся?
- с чего он начнёт, а что будет выполнять потом? и т.п.
Анализ – это выделение каких-либо особенностей предмета, его определённых признаков, свойств. Научите ребёнка рассматривать предметы со всех сторон: какого цвета предмет, какой он формы, какой по величине, мягкий или твёрдый и т.д.
Рефлексия. Очень важно, чтобы ребёнок доводил свою деятельность до конца. Когда ребёнок закончит свою работу, обязательно спросите у него, нравится ли ему его работа? Понравилось ли выполнять это задание? Что понравилось больше, а что меньше? Сложное оно было или не очень? Узнал ли что-то новое? и т.п.
5. Создание условий для эмоционально-позитивного отношения к учебной деятельности.
В последнее время всё больше дошкольников, которые не хотят идти в школу. На вопрос «почему?» они отвечают, что там скучно, или там сложно учится. То есть у ребёнка уже есть некий отрицательный образ школы.
Задача взрослого заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка обучением в школе. Интерес – это главный побудитель к любому виду деятельности.
Вы можете сходить с ребёнком на экскурсию в школу, показать ребёнку школьные классы, парты и пр. Хорошо, если вы подгадаете время переменки – ребёнку будет интересно услышать звонок на перемену, увидеть, как детки выходят из классов и играют. Обязательно дождитесь звонка на урок – это тоже важно для ребёнка, пусть он видит, как дети заходят в классы и готовятся к уроку.
Расскажите ребёнку, как вы пошли в первый класс, расскажите о своих переживаниях и ожиданиях, когда были первоклашкой – такая беседа не только заинтересует ваше чадо, но и создаст доверительную атмосферу между вами.
Все дети разные и заинтересовать детей тоже можно по-разному – универсальных приёмов в этом направлении нет. Но всё в ваших руках! Вы знаете своего ребёнка и знаете его интересы. Общайтесь с ним, создавайте доверительные отношения и тогда ваш ребёнок с радостью пойдёт в первый класс!
Воспитатель: Арсенкова Ирина Николаевна