Когда год назад сторонники ПЦУ выгнали служителей из двух храмов Киево-Печерской Лавры, я написала текст о том, что Лавра для православной Украины будет потеряна. И тогда среди комментаторов Дзена нашлись те, кто с пеной у рта доказывал мне, что я алармист и вообще распространяю дезинформацию.
Затем события с Лаврой стали разворачиваться так, как мы это наблюдали. Через некоторое время я написала еще один текст с вопросом к тем самым комментаторам: ну как, мой алармизм не оправдался? На что некоторые из этих активистов, не поверите, всплыли и сказали: мол, и все равно вы не правы - ведь суть-то не в Лавре. Мол, кто хочет верить - будет верить. Я тогда попыталась возразить, что я и не про веру писала, а про Лавру. Но все это было бесполезно.
И вот теперь - вторые грабли. Болгарские. Я как журналист прекрасно вижу, что в общественное поле Болгарии активно заносится вопрос насчет того, чтобы убрать советский памятник Алеше с того места, где он стоит. Я написала об этом текст.
И что вы думаете? Лавра номер два. Нашелся комментатор, который - внимание - сказал, что вообще-то его планируют не сносить, а демонтировать! И перенести «в музей коммунистического искусства». Который (музей), вероятно, так же популярен, как и сама Болгария, потому как автор комментария даже не осознает, что в этот музей вообще никто не пойдет. И Алешу никто не будет видеть. И памятник никто не будет видеть. А значит, и память об этом Алеше исчезнет. Не будут болгары ходить и ездить мимо Алеши. Не будут туристы фотографироваться на его фоне.
Кто захочет, то пойдет? А кто захочет пойти в музей, из которого сделали пугалку? Ну какой-нибудь старый несгибаемый революционер. Одиозный политический деятель. Туда что, будут водить школьников? Туда будет ходить весь Пловдив, который сейчас волей-неволей видит Алешу? И мне вообще все равно, каким образом эту память уничтожат - варварским или цивилизованным. Это все разговоры о том, каким образом привести в действие смертный приговор. Меня пугает сам приговор в данном случае, а не способы его приведения в действие.
Но дело тут даже не в том, что человек, считая себя умным, публикует заявления вида демонтировать - это не то же что снести, это можно. Дело в том, что такие комментарии - это самоуговоры для людей, которые хотят верить в одно - а видят совершенно другое.
Ведь даже после сотен уничтоженных памятников на Украине такие люди не хотят ничего видеть. У них стадия «вы нагнетаете, этого не будет» резко переходит в стадию «ну значит так было правильнее».
Я понимаю: психологию самозащиты еще никто не отменял. То, что рушит нашу картину мира, мы отметаем. Но все дело-то в том, что если выстроить перпендикулярную реальности картину мира, то в конце концов мир ударит-таки тебя чугунным утюгом по голове. И тогда - тогда - ты, возможно, уже просто физически не сможешь прозреть. Ввиду того, что тебя уже не будет…
Как те солдаты ВСУ, насильно загнанные в окопы.